Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе "Время года. Осень"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Богданович Марина Васильевна

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе  "Время года. Осень"  с использованием ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД по развитию речи51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности

по развитию  речи

с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе

                                     

                                     Тема: « Времена года. Осень»                                                                                                          

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи: 

- Уточнить и расширить знания детей по теме «Осень», учить знать и называть признаки осени, расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; образование качественных прилагательных от существительных.  

- Обучать детей составлению рассказа  с опорой на мнемотаблицу;

-  Развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;                                                                                      - Тренировать аналитическое мышление;

- Упражнять в правильном дыхании;

- Развивать общую и мелкую моторику,

- Воспитывать культуру межличностных отношений: учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе.

ТРИЗ: Совершенствовать навыки и умения работать со схемой -мнемотаблицей.

Методы и приемы: - Наглядный  (пособия, картинки);

- Словесный (совместная речевая деятельность, пояснения, разъяснения,  указания с целью предупреждения ошибок);

 - Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «пожухлая», «порывистый», «вялая»,  «моросящий»

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационные картинки (трава, ветер, дождь, небо);  предметные картинки (дождь, трава, солнце, туча, лист, ветка, ветер, птица, цветок); мнемотаблица «Осень» для составления рассказа; магнитная доска; муляжи овощей и фруктов;  мяч; «чудесный мешочек»;  запись мелодии О. Александровой «Осенние дорожки», корзина с яблоками.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за  изменениями  в природе на прогулке;  рассматривание картин  А.Лентулов «Овощи»; И. Машков «Натюрморт с грибами»;  И. Грабарь «Осенний день», И. Левитан «Золотая осень»; слушание П. Чайковский» «Октябрь. Осенняя песня»;  чтение с последующим обсуждением : М. Волошин «Осенью»,  А. Плещеев «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Осенний листопад»,  работа с предложением, с  мнемотаблицей.        

Ход занятия.

1. Организационный момент:

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

Наше правило - " Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, чётко говорим и тихонечко сидим!»

- Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

          Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает?         (Осенью)

 2.  Объявление темы.

- Сегодня мы поговорим об осенней поре.

Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? (Фронтальный опрос).

 Пришла без красок
          И без кисти
          И перекрасила все листья

 «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг».

3. Игра «Подбери признак».  Картинки на магнитной доске.

Какая стала трава? — желтая, пожухлая, сухая...

Какое стало небо? — серое, хмурое, низкое...

Какой стал ветер? — холодный, резкий, порывистый...

Какой стал дождь? — частый, холодный, моросящий...

4.  Гномик из сказочной страны Гномии прислал в детский сад письмо. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

Игра «Назови ласково».  Картинки у детей на столе.

дождь — дождик — дождичек

трава — травка

солнце — солнышко

туча — тучка — тученька

лист — листик — листочек

ветка — веточка

ветер — ветерок — ветерочек

птица — птичка

цветок — цветочек

5.  Физминутка.  Игра «Один-много» (с мячом на ковре).

лужа — лужи

лист — листья

дерево — деревья

ветка — ветки

туча — тучи

птица — птицы

цветок — цветы

дождь — дожди

6. Игра  «Осень урожайная».  Гном прислал в подарок чудесный мешочек, а в нем урожай из страны Гномии. Дети подходят по одному, достают муляжи овощей и фруктов и называют их. Затем подходят к столу, на столе стоят 2 корзины,  поочередно дети кладут овощи и фрукты в разные корзины.

- Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?

- Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, абрикос, виноград, сливу?

- Где растут овощи?

- Где растут фрукты?

- Про какой овощ можно сказать "твердый"?

- Про какой фрукт можно сказать "сочный"?

7. Дид/игра «Заготовки на зиму». 

- Сок из (лука, моркови, помидора, капусты, перца, картофеля) какой? 

- Варенье из (яблока, груши, персика, лимона, апельсина, сливы) какое?

8.  Речедвигательная  игра.

«Мы пойдем в огород»

Мы пойдем в огород -  (марш на месте)

Много там всего растет! (руки в стороны)

Огурцы сорвем мы с грядки, (легкий наклон туловища, «рвут огурцы»)

Помидоры с кожей гладкой, (ладонями показывают сферу)

Хитрая морковка от нас укрылась ловко, (наклон туловища, руки вытянуть к полу, ладони соединить)

Дергай, дергай из земли – (руками попарно выдергиваем морковь)

Все собрали – посмотри! (руки разводим  в стороны)

 9.  Составление коллективного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Осень».                                                                                                                   На доску выставляется  мнемотаблица «Осень»:  «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «трава», «люди в теплой одежде», «заяц и белка», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).

Примерный рассказ.

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе.  Трава пожелтела и  пожухла. Листья  с деревьев опали.  Люди оделись в теплую одежду. В лесу дикие звери готовятся к зиме.  Птицы улетают на юг (в теплые края).

- Что мы составили? (рассказ)

Что должно быть у рассказа? (название, заголовок)

10. Озаглавливание рассказа.  Придумайте название рассказу. Ранняя весна.

11. Итог занятия.

- Дети, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?  Какая игра  запомнилась и понравилась больше  всего?

- Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями и  за это вам  Щедрая Осень прислала свои дары, угощайтесь на здоровье!  (корзина с яблоками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста "Поклонимся великим тем годам"

ТЕМА: «Поклонимся великим тем годам» Программное содержание: Воспитывать у дошкольников патриотические чувства к Родине, к героям Великой Отечественной войны. Учить видеть художественно-выразител...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа) «Домашние животные и птицы»

Конспект НОД по развитию речи "Домашние животные и птицы" (старший дошкольный возраст)...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»

Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа),   6 слов (2...

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного  возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме»  Цель: По...