Образовательная деятельность по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_r.r.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

в подготовительной к школе группе.

Тема: Зима.

Подготовила воспитатель:

Бнятова М.Е.

Цель: Активизировать словарь по лексической теме «Зима»; развивать умение согласовывать слова; совершенствовать познавательные процессы.

Задачи: Развивать умение подбирать слова-предметы, слова – признаки, слова-действия; упражнять в образовании родственных слов к словам «зима», «снег»; развивать навык составления предложений и слов, данных в нарушенной последовательности.

Материал: Интерактивная доска (кроссворд, изображения зимующих птиц, диких животных; напечатанные слова, предложения, стихотворные тексты; мяч; магнитофон, запись произведений А.Вивальди и П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; цветное соленое тесто; салфетки и белый картон; ящики с песком.

Ход занятия.

Звучит музыка А. Вивальди. На интерактивной доске зимний пейзаж.

Доброе утро!

Вы готовы к занятию?

Сейчас сядет тот ,в чьем полном имени перед мягким звуком (Л) звучит звук (А) ,а теперь сядет тот ,у кого в имени первый звук (М) ,чье имя начинается со звука (Д) и заканчивается звуком (А), у кого в имени третий звук (Р), чье имя начинается со звука (Э), в чьем имени звучит третий звук (Ф).Вы, узнаете о чем мы сегодня будем говорить, если отгадаете кроссворд. Для этого вам необходимо отгадать загадки и вписать ответы в клеточки кроссворда.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…(Лиса)

Кто, забыв свои тревоги,

До весны храпит в берлоге?

(Медведь)

Хвост пушистою дугой…

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

(Белка)

Работа на интерактивной доске. Дети заполняют клеточки кроссворда, вписывают ответы.

Молодцы! Справились с этим заданием. О чем мы сегодня будем говорить? Кто догадался и прочитал?

(дети читают слово «зима» по вертикали).

Правильно, мы сегодня будем говорить о зиме. Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами, метелями и вьюгами. Никого ни пощадила зима: ни насекомых, ни птиц, ни зверей.

Игра «Заколдованные птицы».

Мне пришло письмо. Открыв конверт, я не смогла его прочесть. Помогите мне сделать это. В письме написаны русские и иностранные буквы. Если вы найдете и зачеркнете иностранные буквы и прочтете название зимующих птиц, то мы сможем расколдовать их.

ГG О NЛУБW Ь

С UОРR ОКQ А

В SОР ZОНV А

Робота интерактивной доске. Дети зачеркивают лишние буквы и читают слова: голубь, сорока, ворона. Выставляются картинки с изображением зимующих птиц.

А теперь послушайте загадки. Дима их прочитает, а мы отгадаем, какие еще птицы не боятся зимы и зимуют рядом с нами.

   Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Каждый год я  к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

Ведь еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

Спинка зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(воробей, снегирь, синица).

Вот мы и расколдовали зимующих птиц.

Игра «Волшебное тесто»

Ребята, порадуем зимушку-зиму и слепим из соленого теста слово «зима». Сегодня наше тесто волшебное, оно поможет вспомнить о гласных и твердых и мягких согласных.

Дети лепят буквы И, а из красного теста, букву З из зеленого, а букву М из синего теста и выкладывают из этих букв слово «зима».

Дети работают в парах. Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Игра» Четвертый лишний». На интерактивной доске изображения диких животных, зимующих перелетных птиц.

( Физкультминутка - пальчиковая гимнастика)

Игра « Волшебные слова»

Что вы можете сказать о зиме? Подберите определение к слову «зима». Какая она?

(холодная, вьюжная, долгожданная, суровая, снежная, долгая).

Подберите определение к слову «снег». Какой он?

(рассыпчатый, холодный, липкий, мокрый, белый, пушистый).

Подберите определение к слову «лед».

(бесцветный, прозрачный, хрупкий, холодный)

А теперь подберите слова-предметы к словам – действиям. Я буду бросать мяч и говорить слово-действие, а вам надо подобрать к нему слово-предмет. О чем можно сказать: наступила, ударили, бушует, кружатся, летят, замерзли, метут, хрустит, висит, скрипит?

Игра «У каждого – слова, написанные на полосках бумаги. Прочитайте слова и разделите их на слоги. Обратимся к нашему волшебному песку.

Дети определяют количество слогов и чертят на песке соответствующее число полосок, озвучивая свои действия.

В слове «сугроб» два слога, поэтому вы нарисовали две полоски. Наш волшебный песок поможет исправить ошибки. Я нарисую определенное количество полосок к слову, а вы должны найти ошибку и исправить, комментируя свои действия.

Игра «Путаница»

Необходимо из рассыпанных слов составить предложения.

На интерактивной доске даны слова. Дети читают их и складывают из них предложения.

Наступила, холодная, зима, снежная.

Снег, пушистый, выпал, белый.

Поземка, улице, метет, по.

Окне, мороз, узор, на, нарисовал.

Покрылась, льдом, толстым, речка.

Игра, на, катанием, фигурным, занимается, катке.

Из, дети, горку, снега, сделали.

Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

Игра «Подбери словечко!»

Подберите родственные слова к слову «снег». (Снеговик, снежная, снежинка, снегопад, Снегурочка…)

Подберите родственные слова к слову «зима». (Зимушка, зимний, зимовье, зимующие, зимнее…)

Игра «Подскажи словечко!». Работа с интерактивной доской.

На доске напечатаны незаконченные стихи. Один из вас будет читать, а другие продолжат стихотворение, подсказав нужное слово. Слушаем внимательно!

Тихо, тихо, как во сне.

С неба все скользят пушинки.

Падает на землю…

Серебристые…(снежинки)

Вот веселье для ребят:

Все сильнее…

Словно в белый пуховик,

Нарядился…(снеговик)

Все бегут вперегонки,

Рядом снежная фигурка.

Все хотят играть в…

Это девочка…(Снегурка)

На полянку на лужок-

На снегу-то, посмотри,

Все снижается…

С красной грудкой…(снегири)

Словно в сказке как во сне,

Землю всю украсил…(Снег)

Наше занятие заканчивается. Вспомним, чем мы  сегодня занимались. (Ответы.) Молодцы! Вы были активными и хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...