Развитие речи во второй младшей группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему

Машкова Татьяна Александровна

 

Благодар этим занятиям к концу года у детей сформировались навыки в рассказывании с помощью иллюстраций, схем, наводящих вопросов воспитателя. У ребят за учебный год пополнился словарный запас слов как активных, так и пассивных. Ребята довольно неплохо справились с формированием простого предложения. Дошкольники хорошо могут называть производные от имен существительных (например, стакан – подстаканник, пила – пилить и др.). Речь воспитанников стала более грамматически правильной.  Дети научились согласовывать в роде, числе и падеже прилагательные и существительные. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

по развитию речи

«развивая руки,

учимся говорить»

Составила: воспитатель

Т. А. Машкова



Предварительный просмотр:

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема

Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

1

«Хорошо у нас в саду»

Формирование представлений о помещении детского сада, их назначении; обучение употреблению притяжательных прилагательных и личного местоимения «мой»; вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игра).

2

«Игрушки»

Развитие пассивного и активного словаря по теме, формирование простого предложения.

3

«Музыкальные игрушки»

Закреплять правильное произношение звуков «в», «б». Учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана, бубна, дудки… Образование глаголов от названий музыкальных инструментов. Учить детей составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке.

4

«Кто у нас трудолюбивый»

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя и воспроизводить содержание сказки по вопросам. Закрепить произношение звука «у». Активизировать произношение глаголов.

ОКТЯБРЬ

5

«Осень»

Активизация прилагательных; описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям; закрепление произношения звуков «а», «и», «ц», «н», «н»; активизация глаголов.

6

«Фрукты»

Учить  описывать  предметы. Упражнять   в согласовании существительных, прилагательных, местоимений  в  роде, числе. Закреплять  правильное  произношение  звуков «в», «в», учить     произносить их  долго, на  одном  выдохе.

7

«Фруктовый сад»

Уточнение качественных признаков фруктов и употребление их в активной речи в правильной грамматической форме; самостоятельное составление предложений по сюжетной картинке.

8

«Что растёт на огороде»

Уточнить название овощей, качественных признаков овощей и употреблять их в активной речи в правильной грамматической форме; самостоятельное составление предложений по сюжетной картинке.

НОЯБРЬ

9

«Сочиняем сказку»

Учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «а», «у», учить чётко артикулировать их, способствовать развитию речевого дыхания; учить согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе; использование предлогов «за», «под», «перед».

10

«Дикие животные»

Знакомство с характерными признаками диких животных, уточнение знаний о частях его тела; закрепление согласования качественных прилагательных с существительными.

11

«Кто как кричит?»

Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ; учить называть детёнышей животных; образовывать слова с помощью суффикса –онок-; различать слова с противоположным значением (большой – маленький); уточнить и закрепить правильное произношение звука «и»; учить регулировать громкость голоса.

12

«Петушок и его семья»

Знакомство с внешним видом, повадками птиц, уточнение названий частей тела, закрепление навыка сравнения двух птиц по образцу; учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание рассказа К.Д.Ушинского «Ходит по двору петушок»; закреплять произношение звуков «к», «к»; учить отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками.

ДЕКАБРЬ

13

«Любимый котёнок»

Учить составлять рассказ вместе с воспитателем по схеме; уточнить характерные признаки внешнего вида кошки; активизация прилагательных; произношение звуков «м», «а», «у», «и», «с», «к».

14

«Транспорт и его помощь»

Пополнить словарный запас детей о разновидностях транспорта и грузов; учить детей строить предложения, выражающие просьбу, называть правильно предметы в магазине «Автолюбитель»; закрепить правильное произношение предлогов: в, на, около, перед, за, от; учить детей фантазировать, придумывать сигнал для своей машины, регулировать силу голоса.

15

«Как не попасть в беду на дороге»

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя; активизировать глаголы; закреплять правильное произношение звуков «ш», «би».

16

«Вырастала ёлка»

Учить детей составлять описательный рассказ; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе и падеже; активизировать в речи детей прилагательные; закреплять правильное произношение звука «у», учить произносить этот звук длительно, на одном дыхании.

ЯНВАРЬ

17

«Встречаем гостей»

Учить детей составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить правильно называть предметы посуды, формировать представление об их функциях; знакомить с производными словами «сахар – сахарница»; закреплять правильное произношение звуков «д», «з», «л», «б».

18

«Как котенок зиме удивился»

Учить детей составлять короткие рассказы по описанию явлений природы. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Активизировать произношение звука «у» изолировано. Развивать мелкую моторику пальцев.

19

«Как спасаются звери от холода зимой»

Учить детей отвечать на вопросы предложениями; учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детенышей животных; соотносить названия животных в ед. и мн. числе; активизировать прилагательные; правильное произношение звуков «ч», «у», «ф».

ФЕВРАЛЬ

20

«Зимой на прогулке»

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; активизация ласкательных существительных; звукопроизношение словосочетания ха-ха-ха; уметь регулировать тихий и громкий голос; изменять тембр голоса.

21

«В гостях у врача»

Пополнить словарь детей медицинской терминологией; активизировать глаголы; проговаривать сложные предложения в сюжетно-ролевой игре; закрепить звуковое произношение «к», «т»; регулировать силу голоса.

22

«Мой папа»

Учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта; учить подбирать характерные определения; активизация звуков «з», «ч», «п», «у».

23

«Наши добрые дела»

Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями; пользоваться словами, обозначающими предметы и действия; активизация глаголов и прилагательных; подбор антонимов; закрепление произношения звуков «ч», «к», «в», «д».

МАРТ

24

«Моя мама»

Учить детей отвечать на опросы воспитателя; составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом;

Учить детей правильно подбирать прилагательные и глаголы; активизировать словарь; учить четко, громко говорить слова, закреплять произношение «ч», «м».

25

«Подготовка к празднику»

Дифференцирование понятий «мужчина» и «женщина», их роли в семье; употребление уменьшительно – ласкательной формы существительных «мама», «бабушка»; составление предложений по картине «Женский день».

26

«Игрушки в гостях у детей»

Учить детей связной, вежливой речи; закрепить уроки гостеприимства.

27

«Комната для куклы»

Закрепить знания о мебели; расширить словарный запас детей; учить правильно  употреблять предлоги с существительными; уточнить произношение звука «у».

АПРЕЛЬ

28

«Пожарная машина»

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; закреплять звукопроизношение звуков «ш», «р», «у»; активизировать предлоги, глаголы в предложениях.

29

«Опиши игрушку»

Учить детей составлять описание игрушек; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде и числе; активизировать в речи детей прилагательные; закреплять правильное произношение звука «в»; учить детей произносить этот звук длительно, на одном дыхании.

30

«Овощной магазин»

Познакомить детей с игрой «Магазин»; учить детей четко и понятно объяснять, что они желают купить в магазине; закрепить умение пользоваться опорной схемой; формировать навыки культурного общения друг с другом.

31

«К нам пришла весна»

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; понимать смысл загадок и находить отгадку; познакомить с характерными признаками весны; составлять предложения по картинкам.

МАЙ

32

«Водичка, водичка…»

Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызывать  желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия; закреплять произношение звуков «ч», «ш», «с».

33

«Чтобы хлебушком насладиться,

надо долго потрудиться».

Учить детей воспроизводить знакомую сказку с помощью воспитателя; отвечать на вопросы воспитателя; правильно употреблять в речи название качеств предметов; закреплять правильное и отчетливое произношение звуков «м», «ш», «с»; активизировать глаголы и прилагательные.

34

«Полевые цветы»

Познакомить с характерными признаками полевых цветов – одуванчика и ромашки; учит детей составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по опорной схеме; учить правильно называть цветы, сравнивать их по величине, цвету; закркплять произношение звуков «ш», «з», «ж», «у».



Предварительный просмотр:

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Из графика видно, что у воспитанников гораздо эффективнее развивается речь.

К концу года у детей сформировались навыки в рассказывании с помощью иллюстраций, схем, наводящих вопросов воспитателя. У ребят за учебный год пополнился словарный запас слов как активных, так и пассивных. Ребята довольно неплохо справились с формированием простого предложения. Дошкольники хорошо могут называть производные от имен существительных (например, стакан – подстаканник, пила – пилить и др.). Речь воспитанников стала более грамматически правильной.  Дети научились согласовывать в роде, числе и падеже прилагательные и существительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».Цель: напомнить детям знакомое стихотворение, учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"

Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...

Самоанализ. Непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей группе по развитию речи во второй младшей группе на тему «Описание овощей и фруктов»

задачи:Развивающие: развивать речь, способствовать сенсорному развитию и слуховому восприятию. Обучающие: учить описывать овощи по цвету, величине, форме. Различать овощи по внешнему виду; учить ...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...