Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Маленьким детям о Великой Победе "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Посалина Александра Витальевна

Занятие посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Маленьким детям – о Великой Победе»

Воспитатель: Посалина А.В.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: старшая.

Тема: «Маленьким детям о Великой Победе»

Цель: формировать патриотические чувства у детей, воспитывать уважение к защитникам Отечества, ветеранам.

Программное содержание: воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, формирование патриотических чувств.

Задачи:

Образовательные: активизировать и расширять словарный запас, формировать навыки связной речи, расширять представления детей о празднике – 9 Мая День Победы;

Развивающие: совершенствовать интонационную выразительность речи, закреплять умения создавать рисунки в технике граттаж;

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гордости за её достижения, уважение к защитникам Отечества, ветеранам.

Предварительная работа:

  1. Беседы расширяющие знания о годах Великой Отечественной Войны;
  2. Чтение и заучивание наизусть стихов о героях Великой Отечественной Войны;
  3. Чтение повести В.Катаева «Сын полка»;
  4. Рассматривание репродукций картин художников на тему ВОВ;
  5. Совместное составление Книги Памяти ветеранов семей воспитанников, посвященной 70-летию Победы;
  6. Посещение выставки «У войны не детское лицо», включающей экспонаты с поля боя ( предоставлены военно-патриотическим православным клубом «Пересвет»);
  7. Подготовка листов под граттаж, создание аппликации – Спасская башня Кремля;

Материалы и оборудование:

  1. репродукция картины А.И.Лактионова «Письмо с фронта»;
  2. видеопрезентация «Великая Отечественная Война на картинах художников», мультимедийное оборудование;
  3. разрезные картинки – «Вечный огонь», «Памятник советскому солдату»;
  4. материалы для выполнения граттажа: неоконченные композиции, деревянные шпажки, влажные салфетки.

Ход занятия

Звучит «Майский вальс» (Музыка М. Лученка, слова М. Ясеня).

Воспитатель: Каждый год, на протяжении 70 лет народы нашей страны и народы других стран отмечают 9 мая - один из самых важных и любимых праздников. Что это за праздник?

Дети: День Победы!

Воспитатель: Ребята, что это за победа? Над кем?

Дети: Над германскими войсками, над фашистской Германией.

Воспитатель: Правильно. Это была очень страшная и долгая война. Вспомним, как все началось?

Дети: Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг началась война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники! Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Ребенок рассказывает стихотворение К.М.Симонова «Тот самый длинный день в году»

Дети:  Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Весь наш народ и мужчины, и женщины, и дети, и старики поднялись на борьбу с врагами.

Воспитатель: Ребята, а чем занимались в годы войны женщины, дети, старики?

Дети: Женщины становились врачами и медсестрами, связистками и телефонистками, научились водить самолеты. Старики и дети трудились на полях и у заводских станков, готовили новые снаряды и боевые машины.

Воспитатель: Да, ребята, нелегко пришлось нашему народу. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны.

Ребенок:

Войны я не видела, но знаю,.
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

Дети: Даже в самые тяжёлые дни люди твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Беседа по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта». 

Ребята, вы помните, что в нашем музее хранится письмо солдата своему сыну? Так вот, художник А.И. Лактионов написал настоящую картину о том, как пришло письмо солдата к его родным, как читают его все – и сын, и мать, и соседи…

Картина называется «Письмо с фронта».

Как вы думаете, о чем солдат написал с фронта?

Дети: Солдат рассказывает, как идут бои, о том, что наша армия победит врага, несмотря ни на что! Солдат пишет, что ….. (высказывания детей). Солдат рассказывает о … (высказывания детей).

Воспитатель: На картине изображена семья, получившая весточку с фронта. Как ждали люди в тылу этот заветный треугольник! Читать письмо собирались все родные и соседи, чтобы потом обсудить события на фронте, посочувствовать тяжелой борьбе солдат. Чтение доверялось самому грамотному. Кто читает письмо? Мальчик сам читает письмо с фронта, а вся семья его слушает. Лица всех: и жены, и детей, и солдата, принесшего письмо – светятся радостью. Глава семьи, защитник жив-здоров, у него все хорошо. В письме, наверное, рассказывает солдат смешной случай из армейской жизни – на лицах слушателей веселые улыбки. И все заботы и тревоги отошли куда-то далеко. Есть только этот счастливый миг общения с родным человеком.

  Сама природа радуется за эту семью, получившую добрую весть от близкого человека. Картина наполнена светом. Вся улица озарена, яркие блики света на полу, на стенах дома, на фигурах героев картины. Свет повсюду. Это не просто свет яркого солнечного дня. Это свет радости, счастья, надежды.

По выражению лица этой героини мы понимаем, что письмо с фронта для нее не только радость, но и огромная гордость: ее сын – боец, защищающий свою родину. Гордится своим отцом и мальчик, старательно читающий строки письма. И все остальные героя – соседи, знакомые или родственники – тоже искренне радуются за мальчика и его бабушку. Все они как бы объединены в едином порыве – желании скорейшей победы, поэтому каждую новость с фронта воспринимают как личную радость или беду. Радуемся вместе с этими героями и мы. Мастерство художника позволяет зрителям почувствовать себя частью их группы, стать свидетелями важного события – чтения письма с фронта.

    Картина наполнена светом, это подчеркивает ее оптимистическое содержание, как бы предвещает скорую победу, возвращение домой отца мальчика. Свет, идущий с заднего плана картины, озаряет фигуры всех героев, а также двор и дома позади них. Искусная игра света и тени на картине создает приподнятое, праздничное настроение, помогает забыть ужасы войны и думать о светлом будущем.

    На картине художник изобразил единение людей, душевную близость. Все они будто одна большая семья. На лицах этих людей мы видим искренние добрые чувства. Понятно, что они готовы поддержать друг друга в трудную минуту, потому что все они – соседи, земляки, люди, объединенные общей великой целью – победой над врагом.

Советские художники с первых дней войны были вместе с защитниками Родины. Искусство закаляло дух народа, вдохновляла его на подвиги, поддерживала в нем уверенность в победе. Посмотрите внимательно на картину. Вам нравится картина? Что вы видите на картине? (Высказывания детей).

А какое бы вы дали название картине? (Высказывания детей).

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советская армия прогнала фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин.

Воспитатель:  Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май. И вот, настала долгожданная ПОБЕДА!

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим Великим праздником — Днём Победы! На Параде Победы на Красной площади в Москве советские солдаты повергли флаги фашистской Германии.

Физкультминутка.

       Как Солдаты на параде,

       Мы шагаем ряд  за  рядом,

       Левой - раз,   правой - раз,

       Посмотрите все на нас.

       Все захлопали в ладоши-

       Дружно, веселей!

       Застучали наши ножки

       Громче и быстрей!

       По коленочкам ударим-

       Тише, тише, тише.

       Ручки, ручки поднимаем

       Выше, выше, выше.

       Завертелись наши ручки,

       Снова отпустились.

       Мы на месте покружились.

       И остановились.    

Воспитатель: У меня для вас есть еще одно задание, давайте разделимся на команды, и попробуем собрать разрезные картинки

Дети собирают картинки: «Вечный огонь» и «Памятник советскому солдату»

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто знает, кто создатель памятника? Скульптор Евгений Викторович Вучетич. Памятник советскому солдату установлен в Берлине в Трептов – парке. Считается, что прототипом для скульптора стал советский солдат Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Этот памятник еще называют  памятником «Неизвестному солдату». Почему?

Ребенок: Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их имя, фамилию. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. Есть они и в нашем городе.

Воспитатель: почему же в городах нашей страны горит Вечный огонь?

Ребенок: Вечный огонь горит в знак вечной памяти о погибших в больших городах нашей страны - и днем и ночью, и в снег и в дождь, напоминая нам, ныне живущим, что никто не забыт, ни что не забыто. К подножью памятника благодарные потомки возлагают живые цветы и венки.

Ребенок читает стихотворение.

 «Навек запомни» (М.В.Исаковский)

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, -

Навек запомни – здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог.

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Воспитатель: Уже 70 мирных лет прошло со Дня Великой Победы над фашистскими захватчиками. Наш народ никогда не забудет павших воинов, будет помнить об их подвиге перед всеми нами, перед всем человечеством.

Сейчас еще живы те, кто воевал в той страшной войне. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, им очень трудно ходить. Их называют Ветеранами. (Показать иллюстрацию). В День Победы ветераны надевают ордена, военные награды, заслуженные в годы Великой Отечественной Войны и отправляются на Парад, чтобы встретится со своими фронтовыми друзьями.

Ребята, а чем всегда оканчивается праздник День Победы?

Дети: Праздник День Победы оканчивается салютом!

Воспитатель: Правильно. Я вам предлагаю для наших ветеранов создать поздравительные открытки с салютом Победы над Кремлём.  С чем можно сравнить салют?

Ответы детей (салют похож на цветы в небе)

Воспитатель: А какие цветы будете изображать вы?

Ответы детей: астры, хризантемы, гвоздики и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, как художники изобразили салют на своих живописных полотнах (показ картин с изображением салюта )

«Вдруг из чёрной темноты

 в небе выросли кусты.

А на них-то голубые

распускаются цветы

необычной красоты.

 И все улицы под ними,

тоже стали голубыми,

пунцовыми, золотыми, разноцветными».

Пальчиковая гимнастика

Мы с ребятами играем наши пальцы разминаем:

Этот пальчик всех длиннее,

Этот пальчик всех умнее,

Этот пальчик всех короче – этот стать побольше хочет,

Этот знает все игрушки,

Этот ушки на макушки,

Этот прячется в тенек,

Этот маленький сынок.

(то же самое с другой рукой)

Художественно-творческая деятельность.

Дети изготавливают открытки для ветеранов в технике граттаж: на незаконченных композициях с аппликативным изображением Спасской башни Кремля в ночном небе «рисуют» салют в технике процарапывания парафинового слоя. В просветах появляется цветное изображение салюта. Салют дети изображают как разнообразные цветы: астры, хризантемы, розы и т.д.

Через 5-6 минут изобразительной деятельности проводится офтальмологическая гимнастика.

Офтальмологическая гимнастика

 Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

По завершении изобразительной деятельности, организуется выставка «Салют над Кремлём». Совместно с воспитателем дети обсуждают получившиеся работы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились и у вас получились замечательные открытки для ветеранов. Открытки можно подарить ветеранам - поздравить с праздником, сделать приятное пожилым людям.

У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали. Мы с вами создали Книгу Памяти, в которой разместили их воспоминания о войне, фотографии фронтовиков, их ордена и медали. Вы можете гордиться, что вы, ребята, – внуки настоящих героев, Защитников нашей Родины! Если 9 - го мая встретите ветерана - подойдите к нему и поздравьте с Днем Победы, скажите ветерану «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Уступайте место в транспорте пожилым людям и ветеранам, пусть Ваши родители помогают перейти дорогу, открыть дверь, спуститься с подножки троллейбуса. Ветеранам будет очень приятно, что мы помним о той трудной Победе, благодаря которой, мы сейчас счастливо живем под мирным небом в нашей стране.

Ребенок читает стихотворение М.Владимова «Еще тогда нас не было на свете»

Да, ребята, никогда этот день не забудут люди. За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеемся, танцуем, - мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нем. Четыре года страшной войны позади. Так будем же, дети радоваться, и беречь этот чудесный мир, в котором мы живем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет в рамках городского «Фестиваля занятий по патриотическому воспитанию детей», посвященного дню Победы.

Форма занятия (телемост и экскурсия по городу) и его содержание способствуют развитию познавательного интереса у детей, социализации ребенка, проявлению нравственно-патриотических качеств и реал...

КОНСПЕКТ Занятия по патриотическому воспитанию детей «Моя родословная».

Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания подел...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Путешествие по России»

Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе. 4. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Наша Армия. День Победы"

Цель: Формировать представление детей о Российской Армии в историческом прошлом и в наше мирное время...

конспект занятия по патриотическому воспитанию «9 мая - День Победы»

Формирование представления детей о ВОВ на основе уже имеющихся представлений о войне...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

Задачи:1.Обогащать знания детей  о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;2.Развивать представления о разных родах войск.3.Воспитывать  уважение к з...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "9 Мая - День Победы"

Конспект занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию "9 Мая - День Победы"...