Загадки как средство развития логического мышления и речи у младших дошкольников.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему

Шатаева Наталия Владимировна

Рабочая программа по теме самообразования разработана на вторую младшую группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubimye_zagadki.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62»

Рабочая программа

Загадки как средство развития логического мышления и речи у младших дошкольников.

«Любимые загадки »

Разработчик:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №62..»

города Бийска

Шатаева Наталия Владимировна

 

  г. Бийск, 2015 год.


Содержание:

1.  Целевой раздел ……………………………………………………………………...

1.1Пояснительная записка……………………………….……………………………..

1.2.Цель рабочей программы………………………………………………………….

1.3.Задачи рабочей программы………………………………………………………

1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса……………..

1.5.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (3-4 лет)…….

1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)……………………………………………………………………………

2. Содержательный раздел

 (описание образовательной деятельности)………………………………………….

3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)……………………………….

Целевой раздел

Пояснительная записка

Всем известно, что дети любят загадки. Загадки – это один из жанров народного творчества, который появился еще задолго до того, как люди научились читать и писать. Издавна к загадыванию и разгадыванию загадок относились ответственно. В наше время загадки являются одним из видов развлечений, но это развлечение имеет серьезный подтекст. Обращение к ним на занятиях неизменно вызывает улыбку на лицах детей. Загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа. Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет игры слов, рифм, ритма. Поэтому загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи, образного и логического мышления, умственных реакций. Отгадывая загадку, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции: сравнивает признаки различных предметов, находит общее, отсекает несуществующее, анализирует, классифицирует. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что систематическое и планомерное использование загадок на занятиях и повседневной жизни эффективно влияет на умственное и речевое развитие детей, что так актуально в настоящее время.

Данная рабочая программа разработана на основе комплексной образовательной  «Программы воспитания и обучения в детском саду»/под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Постановление Гл.гос.сан.врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

Рабочая программа предполагает использование здоровьесберегающих технологий, игровых, коммуникативных, проблемного обучения.

Образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в ДОУ.

Цель

Развитие логического мышления и речи посредством загадки.

Задачи

  1. Познакомить детей с понятием «загадка», ее происхождением и особенностями. Формировать у младших дошкольников навык отгадывания  загадок. Развивать речь и логическое мышление.
  2. Организовать предметно – развивающую среду в группе на основе использования загадок.
  3. Оформить картотеку загадок по лексическим темам.
  4. Создать картотеку дидактических игр на основе загадок.
  5. Оформить наглядную информацию для родителей «Загадки для малышей».
  6. Оформить с детьми альбом «Загадки и отгадки».

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

  • личностно ориентированный подход
  • опора на предшествующее развитие ребенка
  • последовательность и систематичность
  • доступность
  • наглядность и разнообразие методов
  • прочность усвоения знаний

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Основным содержанием игры  являются действия с игрушками и предметами - заместителями. Продолжительность игры небольшая. Сюжет игры простой. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек  по образцу и по замыслу.

Развиваются память и внимание. Развивается наглядно-действенное мышление, воображение. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной степени ориентируются на оценку воспитателя.

Планируемые результаты освоения программы

1. Проведено занятие  «Страна загадок».

2.Проведена беседа «Что такое загадка?».

3.Создана мини – библиотечка загадок и отгадок в картинках.

4.Оформлена картотека  загадок по лексическим темам.

5.Создана картотека дидактических игр на основе загадок.

6.Оформлена наглядная информация для родителей «Загадки для малышей».

7.Оформлен альбом «Загадки и отгадки».

Содержательный раздел

Мероприятие проводится 1раз в неделю в 9.00 или 15.30. в групповой комнате.

Младшая группа (3-4лет).

Месяц

Тема

Задачи

Литература

Сентябрь

НОД по ознакомлению с окружающим

«Страна загадок»

Беседа

«Что такое загадка?»

Познакомить с понятием «загадка», ее происхождением и особенностями.

Конспект воспитателя.

Октябрь

Осенние загадки.

Разучивание несложных загадок.

НОД по рисованию «Золотое яблочко» .

Дид.игра «Заяц в огороде»

Учить слушать и понимать загадку.

Развивать память, обогащать словарь.

Учить слушать и понимать загадки о фруктах, учить отражать отгадку в рисунке.

Учить отгадывать описательные загадки  об овощах.

Картотека загадок.

Конспект воспитателя.

Картотека загадок.

Ноябрь

Загадки Матушки природы.

Дид/игра

«Отгадай загадку»

Дид/игра «Найди отгадку»

НОД по развитию речи «Птицы улетают»

Загадочная эстафета.

Закрепить признаки осени, обогащение словаря.

Учить отгадывать загадки на основе картинок-отгадок.

Продолжить активное использование загадок на занятиях. Развивать логическое мышление и речь.

Развивать быстроту реакции, мышление.

Картотека загадок.

Картотека дидактических игр.

Конспект воспитателя.

Картотека загадок.

Декабрь

Разучивание пальчиковой гимнастики «Покажи отгадку»

НОД по ознакомлению с окружающим «Зимушка – зима в гости к нам пришла».

Игра малой подвижности «Загадки-движения»

НОД по ознакомлению с окружающим «Пушистая кошечка»

Развивать общую и мелкую моторику.

Расширить представления о зиме, учить понимать поэтические сравнения, обогащение словаря.

Учить детей показывать отгадку движением.

Закрепить представления о домашних животных. Продолжать использовать описательные загадки.

Картотека пальчиковой гимнастики.

Конспект воспитателя.

Картотека игр.

Конспект воспитателя.

Январь

НОД по развитию речи  « В мире загадок»

Оформление альбома «Загадки и отгадки»

Дид/игра «Покажи отгадку»

Учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации».

Учить детей создавать альбом загадок и отгадок, рисовать, наклеивать картинки.

Продолжать учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок.

Конспект воспитателя.

Создание альбома.

Картотека дидактических игр.

Февраль

НОД по ознакомлению с окружающим «Лесные жители»

Зимние загадки.

Магнитная загадка.

Продолжить оформление альбома «Загадки и отгадки»

Закрепить знания о диких животных, развивать навык отгадывания описательных загадок.

Закрепить признаки зимы, продолжать учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок.

Учить детей действовать   с магнитами-отгадками.

Учить отражать свои знания в продуктивной деятельности.

Конспект воспитателя.

Картотека  загадок.

Деятельность с магнитами.

Оформление альбома.

Март

Весенние загадки.

Дид.игра «Чудесный мешочек»

НОД по ознакомлению с окружающим «Веселый транспорт»

Конкурс загадок  «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Закрепить признаки весны. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадок.

Учить узнавать предметы на ощупь.

Расширить представления о транспорте, продолжать учить отгадывать загадки, используя наглядность.

Учить понимать загадку, находить ответ, рисовать отгадку.

Картотека загадок.

Картотека дидактических игр.

Конспект воспитателя.

Картотек загадок.

Апрель

Волшебные лепестки с загадками. Разучивание несложных загадок.

НОД по развитию речи «В гости к Хозяюшке»

Волшебная шкатулка с отгадками.

Оформление альбома «Загадки и отгадки».

Работа на фланелеграфе «Кто в теремочке живет?»

Продолжать учить отгадывать описательные загадки. Развитие памяти, мыслительных процессов, речи.

Учить запоминать увиденное. Учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.(загадки о предметах быта).Развивать память, внимание речь.

Продолжить активное использование загадок в повседневной жизни.

Завершить оформление альбома.

Учить осознавать образное содержание сказки, уметь  располагать героев сказки в соответствии с отгадкой.

Картотека загадок.

Конспект воспитателя.

Картотека загадок.

Конспект воспитателя.

Май

Рассматривание альбома «Загадки и отгадки»

Досуг «Вечер загадок»

Вспомнить с детьми все известные загадки.

Закрепить навык отгадывания загадок. Развивать мышление, речь, быстроту реакции.

Конспект воспитателя.

Организационный раздел

  • База МБДОУ «Детский сад №62»
  • Методический кабинет (изучение литературы)
  • Предметно – развивающая среда групповой комнаты
  • Картотека загадок
  • Картотека дидактических игр.
  • Мини-библиотечка загадок
  • Взаимодействие с родителями
  • Конспекты занятий

Данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу обучения, развития и воспитания дошкольников.

Срок реализации рабочей программы – 1год.

Содержание рабочей программы рассчитано на детей 3-4лет.

Литература:

1. Антонова О.А. Занятие – сказка как вид логопедической работы с детьми // Логопед-2009.- №8.

2. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7лет: занятия на основе сказок / Волгоград: Учитель, 2010.

3. Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей // Логопед.-2009.-№6.

4. Михайлова А.Н. Современный ребенок и сказка .-М., 2002.

5. Патрушева И.М. Взаимодействие с семьей // Логопед.-2009.-№27.

6. Тихомирова И.И. В них есть добро, любовь и счастье; творческое чтение сказок // Начальная школа.- 2003.- №8.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольниковЛогическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологи...

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....

Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников

консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...

Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.

В статье описан опыт апробации и показана эффективность использования метода моделирования для развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Итогом работы стало зафи...

«Дары Фребеля как средство развития логического мышления ребенка во второй младшей группе »

Знакомство дошкольников с набором «Дары Фрёбеля» вмладшем  возрасте в различных сенсорных, сюжетных и конструктивных играх создаст необходимую базу для освоения в старш...