Программа дополнительного образования детей по изучению фольклора
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) по теме

Уразова Светлана Андреевна

Программа дополнительного образования детей по изучению фольклора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк».

Программа дополнительного образования детей

младшей группы детского сада

Срок реализации: 1 год обучения

Возраст обучающихся: 3-4 года

                                                                  Составитель:  Уразова С.А.

воспитатель

МАДОУ № 22 «Тополек»

г. Бердск

2013 г.

  1. Пояснительная записка

   Детство — важнейший этап формирования личности, на котором закладываются культурные стереотипы, в значительной степени определяющие специфику будущей социальной жизни взрослых и облик культуры общества в целом.

Содержание данной образовательной программы направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

 - развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

 - обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  - профилактику асоциального поведения;

 - создание    условий    для    социального,    культурного     и

профессионального самоопределения,  творческой самореализации личности

ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

 - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

 - укрепление психического и физического здоровья;

 - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Влияние народной культуры на развитие ребёнка

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

Цели  дополнительной образовательной программы: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи дополнительной образовательной программы:

-Дать представление о разнообразии жанров русского фольклора.

-Способствовать освоению навыка исполнения игр, песен, малых жанров фольклора.

- Способствовать развитию координации пения и движения.

- Способствовать развитию музыкальных способностей.

- Развивать память, наблюдательность, творческую фантазию, внимание, смекалку.

- Способствовать воспитанию чувства уважения к национальной культуре, к жанрам фольклора.

- Способствовать социализации детей.

Возраст  детей,  участвующих в реализации данной дополнительной

образовательной программы 3-4 года.

 Срок   реализации   дополнительной  образовательной  программы — 1 год обучения.

Режим занятий — 2 раза в неделю по 1 часу (20 минут).

Форма проведения — групповая (12-15 детей),кроме того во время занятия может проводиться работа с мелкими группами(3-4 человека) и индивидуально.

Формы работы на занятиях — игра, беседа, видео просмотр, рассказ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы — открытое занятие, выступления на утренниках.

II. Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

п/п

Тема

Теория

Прак-тика

Всего

1.

Введение

-

1

1

2.

Народная игра

-

100

100

3.

Народная песня

-

10

10

4.

Малые жанры фольклора

-

34

34

Итого:

-

144

144

III. Содержание

дополнительной образовательной программы

1.Введение

Проведение игровой программы, в ходе которой выявление примерного  уровня развития ребят и знакомство их с народной игрой.

2.Народная игра

Освоение пальчиковых, хороводных, драматических, спортивных, развлекательных игр. Музыкальные и немузыкальные.

3.Народная песня

Освоение шуточных, колыбельных, потешных, игровых песен, закличек.

4.Малые жанры фольклора

Молчанки, дразнилки, потешки, прибаутки, пестушки, считалки, небылицы, загадки, заклички, докучные сказки, приговорки, словесные игры.

Требования к знаниям и умениям

К концу первого года обучения дети должны уметь:

- Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий – низкий).

- Вместе с музыкальным руководителем подпевать  в песне музыкальные фразы по образцу педагога.

- Петь протяжно, без напряжения, слушать пение других детей, соблюдать темп.

-Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения с первыми звуками музыки.

- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши и т.д.

-Исполнять 2 песни, 8 игр, 2 потешки, 2 считалку, 2 небылицу, 3 загадки.

IV. Методическое    обеспечение

дополнительной   образовательной программы

Раз-

де-

ла

Название раздела

Формы и методы

Дидактические материалы и техническое оснащение

Формы

контроля

1.

Введение

Рассказ, игра

Образцы народного  художественного творчества, стулья, столы.

Беседа, наблюде-

ние во время игр за действиями детей

2.

Народная игра

Игровая программа

Воспроизводящая аппаратура,  иллюстрации, реквизит, народные музыкальные инструменты, сборники сценариев и песен, стулья.

Наблюдение во время игр за действиями детей

3.

Народная песня

Рассказ,

беседа, репетиция, видео просмотры,показ

Видео, аудио-  материалы и воспроизводящая аппаратура, реквизит, народные музыкальные инструменты, сборники сценариев, стулья.

Наблюдение во время пения за детьми,открытое занятие

4.

Малые жанры фольклора

Рассказ,

беседа, репетиция

Видео, аудио-  материалы и воспроизводящая аппаратура фотографии, иллюстрации, народные музыкальные инструменты, стулья.

Наблюдение во время исполнения малых жанров за детьми, беседа, открытое занятие

Воспитывающая деятельность        

Ведение постоянной воспитательной работы (групповая, фронтальная индивидуальная).

Наличие традиционных для объединения форм массовой воспитательной работы (открытое занятие, выступление на утренниках, дни рождения).

Развивающая деятельность

-Наличие и развитие природных и приобретенных умений, навыков.

-Учёт индивидуальных особенностей.

-Виды творческих заданий:

Спеть песню, проговорить скороговорки, потешки, небылицы.

Список литературы

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

2. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

3. Мудрость народная. Жизнь в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина; Подбор. ил. В. Жигулевой; Фотограф А. Рязанцев. М.: Худож. лит. 1991. 589 с. ил.

4. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность.-М.; Просвещение, 1970.-

180 с.

5. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930.

6. Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор. Изд. 2-е.-М.: Молодая гвардия,1989.

7. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг: Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К.Крупской ,1982.

8. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII-начало XX в. – 2-е изд. , доп.-Л.: Искусство, 1988.

9. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М.,1987.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е.-М.:Учпедгиз, 1946.

11. Скотак А. Гимнастические игры. – СПБ, 1912.

12. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. – М.: Наука,1986.

13. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

14. Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на образовательную программу дополнительного образования детей «Мордовский фольклор»

Рецензияна образовательную программу дополнительного образования детей «Мордовский фольклор»...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....