Секрет волшебных слов
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Рыбкина Инна Васильевна

Тип деятельности: интегрированная, образовательная.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: социально – коммуникативное, развитие, речевое развитие, диалогическое общение.

Педагогические технологии: игровые, личностно ориентированные, диалогового общения.

Проблемная ситуация: “Что такое этикет?”  

Цель: дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.

Задачи:

- учить правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности;

 

- раскрыть значение вежливых слов;

 

- развивать навык употребления вежливых слов;

 

- воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в детских книжках, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов А. Кондратьева, С. Маршака,

Э. Мошковской, С. Погореловского, В. Солоухина, И. Токмаковой, А. Шибаева,

А. Яшина, беседы о правилах этикета.

 

Оборудование: кукла Буратино, шапочки-маски для игры-драматизации, мяч, заготовки для коллективной аппликации, клей (для каждого ребенка),

Предполагаемый  результат:       

- обучение приемам вежливого обращения с окружающими;
- понимание необходимости вести доброжелательный диалог используя различные

средства выразительности, не обижая и не унижая партнера;
- развитие творческих способностей детей;

-обучение умению культурно вести себя, используя основные правила этикета;

- повышение речевой активности, активизация словаря по теме

«Культура общения».

 

Ребята, пока вы ходили на завтрак, к нам в гости кто-то пришел. Хотите узнать кто? Слушайте загадку.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь

                                   проник.

Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

(Буратино.)

Правильно, это Буратино!

Появляется кукла Буратино.

Но он почему то молчит, не здоровается с нами, не говорит.

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»,
«Добрый вечер!»,

«Добрый день'.

Всем говорим.

                                                  А. Яшин
 

Дети, а давайте поздороваемся с Буратино.

Здравствуйте!

Игра
«Ласковое приветствие»

 

Дети, Буратино не знаком с нами, давайте поприветствуем друг друга ласково по имени.

Воспитатель бросает мяч ребенку со словами: «С добрым утром!»
Ребенок ловит мяч и отвечает: «Здравствуйте!» и бросает другому ребенку со словами приветствия.
Последний ребенок бросает мяч Буратино: «С добрым утром, Буратино!»

Буратино, тебе понравилась наша игра? А какое приветствие тебе понравилось больше?

Все понравились! У меня даже настроение улучшилось, ведь дети помнят мое имя и любят меня.

Дети, а что вы чувствуете сейчас? Почему?

Дети отвечают.

Правильно, нам всем приятно, потому что мы услышали «волшебные» слова. Что это за слова?

С добрым утром, здравствуете, добрый день, а ещё наши имена.

Вы правы, ведь наши имена - это тоже «волшебные» слова, потому что они обращены именно к нам.
А ещё нам приятно, потому что так ласково нас называют только наши мамы.

Буратино, что же с тобой случилось, расскажи нам, почему у тебя сегодня плохое настроение?

Сегодня я играл с детьми и поссорился с ними.

А почему ты поссорился с ними?

. Сначала я захотел красивую машину и отобрал ее у мальчика. Потом мне надоело играть с машинкой и я её сломал, а маленький малыш расплакался.

У девочки я отобрал куклу. Надоело мне играть с игрушками, я стал бегать по
группе и дергать девочек за косички, а мальчиков за уши. Рассердились дети на меня и прогнали меня.

Ну, теперь все понятно! Дети, как вы думаете, почему прогнали
Буратино и не захотели с ним играть?

 

Дети отвечают.

 

Правильно! Буратино, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. Дети, давайте научим Буратино правилам хорошего тона!

Игра - драматизация
«Добрый день»

  1-й  р е б е н о к - «Добрый День»

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали

- Теплоты и доброты.

  2-й  р е б е н о к - «Доброго Пути»

Нам желают:

- Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

  3-й  р е б е н о к - «Здравствуйте!»

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

  4-й  Р е б е н о к - «Пожалуйста»

Отменить, что ли, Слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

   5-й  Р е б е н о к - «Спасибо»
За что мы говорим «спасибо»?

  6-й  Р е б е н о к - «Простите»
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.

  7-й  Р е б е н о к - «Будьте добры»

Будьте добры -

Это я говорю по секрету.
Будьте добры -

И не ждите за это конфету.
Будьте добры -

Без игры и во время игры.
Если сумеете,

Будьте скорее добры.

  8-й Р е б е н о к - «Добрые слова»

Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и новы.
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы.

            А. Кондратьев

Ты все понял, Буратино?

Я все понял! Теперь всегда буду говорить «волшебные» слова, ведь они такие красивые и их очень приятно слушать. Вот только послушайте:
«Саша, у тебя такая красивая машинка. Можно мне с ней потрать, пожалуйста? Большое спасибо!:

Ай да Буратино! Научился-таки у наших деток вежливости!

Обещаю, что таким теперь буду всегда!

Физкультминутка

 

Дети, давайте поиграем в подвижную игру, которая

Называется «Пожалуйста».

Я буду подавать вами команды а вы их должны делать, лишь когда я скажу
«пожалуйста» .

 

Дети становятся в круг, Буратино в середину круга, проводится игра.

 

Молодцы, вы очень внимательные!

 

Игра
«Подбери рифму»

 

Буратино, давай с нами играть в рифмы. Необходимо

подобрать подходящее по рифме вежливое слово или выражение.

Всегда я маме говорю: «За обед ... » лагодарю).

Отзовется даже рыба, услышав теплое ... (спасибо).

Прощенья попросить хотите - скажите четко ... (извините).

Каждый день мы не напрасно говорим знакомым ... (здравствуй).

Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста, ... » (прости).

Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста, ... » (позволь).

Знакомым на прощание скажите ... (до свидания).

Перед сном приятно очень услыхать ... (спокойной ночи).

 

Воспитатель зачитывает предложение, дети и Буратино подбирают рифмы.

Вот сколько вежливых слов мы вспомнили! Я каждое вежливое слово написала на разноцветных лепестках и предлагаю сделать для Буратино волшебный цветок. Он поможет ему быть всегда вежливым.

 

Продуктивная деятельность
«Коллективная аппликация
"Цветок вежливости?»

 

Возьмите по одному лепестку и приклейте к желтому кружочку.

 

Дети по очереди приклеивают свои лепестки.

 

Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился! Давайте подарим его Буратино.

Дети дарят цветок Буратино.

 

Спасибо, теперь я никогда не забуду волшебные слова!

 

 

 

 

Рефлексия

Дети, давайте повторим вежливые слова еще раз.

Дети вместе с Буратино повторяют вежливые слова.

Молодцы! А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливым?

 

Дети отвечают.

 

А ты Буратино как думаешь?

 

Вежливый, воспитанный ребенок всегда старается сделать приятное другим людям, помочь им, умеет вести себя культурно в присутствии взрослых.

 

Правильно, Буратино! Какие же вы все у меня вежливые и воспитанные!

 

Мне пора возвращаться домой. До скорой встречи!

 

До свидания, Буратино!
 Дети, вам понравилось играть с Буратино и учить его вежливости?

 

Дети отвечают.

 

Мне тоже понравилось играть с вами. До свидания.

 

 

 

Литература

Комплексное занятие с детьми 4-7лет/ Авт.-сост. О.Ф Горбатенко. Волгоград, 2012.

Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.  СПБ.,2011.

Шипцина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Для детей от 3 до 6лет. СПБ.,2004.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekret_volshebnyh_slov.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Тип деятельности: интегрированная, образовательная.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: социально – коммуникативное, развитие, речевое развитие, диалогическое общение.

Педагогические технологии: игровые, личностно ориентированные, диалогового общения.

Проблемная ситуация: “Что такое этикет?”  

Цель: дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.

Задачи:

- учить правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности;

- раскрыть значение вежливых слов;

- развивать навык употребления вежливых слов;

- воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в детских книжках, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов А. Кондратьева, С. Маршака,

Э. Мошковской, С. Погореловского, В. Солоухина, И. Токмаковой, А. Шибаева,

А. Яшина, беседы о правилах этикета.

Оборудование: кукла Буратино, шапочки-маски для игры-драматизации, мяч, заготовки для коллективной аппликации, клей (для каждого ребенка),

Предполагаемый  результат:          

- обучение приемам вежливого обращения с окружающими;
- понимание необходимости вести доброжелательный диалог используя различные

средства выразительности, не обижая и не унижая партнера;
- развитие творческих способностей детей;

-обучение умению культурно вести себя, используя основные правила этикета;

- повышение речевой активности, активизация словаря по теме

«Культура общения».

 

Ребята, пока вы ходили на завтрак, к нам в гости кто-то пришел. Хотите узнать кто? Слушайте загадку.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь

                                   проник.

Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Пр
оказник, весельчак и плут.
Ск
ажите, как его зовут?

(Буратино.)

Правильно, это Буратино!

Появляется кукла Буратино.

Но он почему то молчит, не здоровается с нами, не говорит.

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»
,
«Добрый вечер!»,

«Добрый день'.

Всем говорим.

                                                  А. Яшин

Дети, а давайте поздороваемся с Буратино.

Здравствуйте!

Игра
«Ласковое приветствие»

Дети, Буратино не знаком с нами, давайте поприветствуем друг друга ласково по имени.

Воспитатель бросает мяч ребенку со словами: «С добрым утром!»
Ребенок ловит мяч и отвечает: «Здравствуйте!» и бросает другому ребенку со словами приветствия.
Последний ребенок бросает мяч Буратино: «С добрым утром
, Буратино!»

Буратино, тебе понравилась наша игра? А какое приветствие тебе понравилось больше?

Все понравились! У меня даже настроение улучшилось, ведь дети помнят мое имя и любят меня.

Дети, а что вы чувствуете сейчас? Почему?

Дети отвечают.

Правильно, нам всем приятно, потому что мы услышали «волшебные» слова. Что это за слова?

С добрым утром, здравствуете, добрый день, а ещё наши имена.

Вы правы, ведь наши имена - это тоже «волшебные» слова, потому что они обращены именно к нам.
А ещё нам приятно
, потому что так ласково нас называют только наши мамы.

Буратино, что же с тобой случилось, расскажи нам, почему у тебя сегодня плохое настроение?

Сегодня я играл с детьми и поссорился с ними.

А почему ты поссорился с ними?

. Сначала я захотел красивую машину и отобрал ее у мальчика. Потом мне надоело играть с машинкой и я её сломал, а маленький малыш расплакался.

У девочки я отобрал куклу. Надоело мне играть с игрушками, я стал бегать по
группе и дергать девочек за косички, а мальчиков за
уши. Рассердились дети на меня и прогнали меня. 

Ну, теперь все понятно! Дети, как вы думаете, почему прогнали
Буратино и не захотели с ним играть?

Дети отвечают.

Правильно! Буратино, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. Дети, давайте научим Буратино правилам хорошего тона!

Игра - драматизация
«Добрый день»

  1-й  р е б е н о к - «Добрый День»

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали

- Теплоты и доброты.

  2-й  р е б е н о к - «Доброго Пути»

Нам желают:

- Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему
-нибудь.

  3-й  р е б е н о к - «Здравствуйте!»

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

  4-й  Р е б е н о к - «Пожалуйста»

Отменить, что ли, Слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

   5-й  Р е б е н о к - «Спасибо»
За что мы говорим «спасибо»?

  6-й  Р е б е н о к - «Простите»
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.

  7-й  Р е б е н о к - «Будьте добры»

Будьте добры -

Это я говорю по секрету.
Будьте добры
-

И не ждите за это конфету.
Будьте добры -

Без игры и во время игры.
Если сумеете
,

Будьте скорее добры.

  8-й Р е б е н о к - «Добрые слова»

Эти слова всем известны давно,
Видишь
, они и просты, и новы.
Но я еще повторю все равно
:
- Добрые люди, будьте здоровы.

            А. Кондратьев

Ты все понял, Буратино?

Я все понял! Теперь всегда буду говорить «волшебные» слова, ведь они такие красивые и их очень приятно слушать. Вот только послушайте:
«Саша, у тебя такая красивая машинка
. Можно мне с ней потрать, пожалуйста? Большое спасибо!:

Ай да Буратино! Научился-таки у наших деток вежливости!

Обещаю, что таким теперь буду всегда!

Физкультминутка

Дети, давайте поиграем в подвижную игру, которая

Называется «Пожалуйста».

Я буду подавать вами команды а вы их должны делать, лишь когда я скажу
«пожалуйста» .

Дети становятся в круг, Буратино в середину круга, проводится игра.

Молодцы, вы очень внимательные!

Игра
«
Подбери рифму»

Буратино, давай с нами играть в рифмы. Необходимо

подобрать подходящее по рифме вежливое слово или выражение.

Всегда я маме говорю: «За обед ... » лагодарю).

Отзовется даже рыба, услышав теплое ... (спасибо).

Прощенья попросить хотите - скажите четко ... (извините).

Каждый день мы не напрасно говорим знакомым ... (здравствуй).

Приятеля обидев, попроси: «Пожалуйста, ... » (прости).

Прося, запомни, как пароль: «Пожалуйста, ... » (позволь).

Знакомым на прощание скажите ... (до свидания).

Перед сном приятно очень услыхать ... (спокойной ночи).

Воспитатель зачитывает предложение, дети и Буратино подбирают рифмы.

Вот сколько вежливых слов мы вспомнили! Я каждое вежливое слово написала на разноцветных лепестках и предлагаю сделать для Буратино волшебный цветок. Он поможет ему быть всегда вежливым.

Продуктивная деятельность
«Кол
лективная аппликация
"Цветок вежливости

Возьмите по одному лепестку и приклейте к желтому кружочку.

Дети по очереди приклеивают свои лепестки.

Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился! Давайте подарим его Буратино.

Дети дарят цветок Буратино.

Спасибо, теперь я никогда не забуду волшебные слова!

Рефлексия

Дети, давайте повторим вежливые слова еще раз.

Дети вместе с Буратино повторяют вежливые слова.

Молодцы! А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливым?

Дети отвечают.

А ты Буратино как думаешь?

Вежливый, воспитанный ребенок всегда старается сделать приятное другим людям, помочь им, умеет вести себя культурно в присутствии взрослых.

Правильно, Буратино! Какие же вы все у меня вежливые и воспитанные!

Мне пора возвращаться домой. До скорой встречи!

До свидания, Буратино!
 Дети, вам понравилось играть с Буратино и учить его вежливости?

Дети отвечают.

Мне тоже понравилось играть с вами. До свидания.

Литература

Комплексное занятие с детьми 4-7лет/ Авт.-сост. О.Ф Горбатенко. Волгоград, 2012.

Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.  СПБ.,2011.

Шипцина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Для детей от 3 до 6лет. СПБ.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Секрет волшебных слов"

Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими. Познакомить детей с особенностями общени...

Консультация для родителей "Секрет волшебных слов".

Каждый помнит, как в детстве наши мамы нам делали массаж - игру "Рельсяы-рельсы, шпалы-шпалы ехал поезд запоздалый..."...

Конспект НОД по социальному развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: Секрет волшебных слов

Раскрываем значение вежливых слов, формируем у детей младшего возраста представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими....

НОД Секрет волшебных слов

Цель: дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета....

Секрет волшебных слов

Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать пример....

Конспект занятия « Секрет волшебных слов и хороших поступков»

Занятие направлено на развитие способности оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам; воспитание культуры общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться ...

Игровое занятие «Секрет волшебных слов» (старший дошкольный возраст)

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие....