Планирование. Образовательная область "Речевое развитие" для логопедической группы(старший возраст)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Нина Евгеньевна Смирнова

 

Планирование. Образовательная область: «Речевое развитие» для речевой группы старшего возраста.   Смирнова Н.Е.

 

Образовательная область: «Речевое развитие»

 

месяц       сентябрь

№ недели

Лексическая тема;

 

Цели деятельности педагога

содержание

Литература/Источник.

 

 

         1неделя

 

 

 

Психолого-педагогическое

Обследование

детей

 

Познакомить детей с осенним праздником – Днём знаний;  формировать знания о школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам воспитывать уважение к труду педагога.

1.Чтение стихотворения  С. Маршака «Первый день календаря»

2.Д/Игра «Школьные предметы»

3.Беседа о школе

4.Упражнение « Отгадай, где я»  (ориентировка в пространстве)

5Проблемная ситуация   «День знаний – это праздник?»

6.Сюрпризный момент – Посылка со школьным рюкзаком

С. Маршак «Первый день календаря»

 

 

         2 неделя

                     

 

                                  2 неделя

         2 неделя

 

 

Психолого-педагогическое

Обследование

детей

 

Познакомить с рассказом Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками.

 

1.Чтение Рассказа Р. Зернова « Как Антон полюбил ходить в детский сад»

2.Игра «Назови соседа»

3.Беседа «Как надо играть с товарищами».

4.Упражнение «Назови ласково»

5Проблемная ситуация «Что делать, если у меня нет друга?

6.Сюрпризный момент – Чудесный мешочек

Р. Зернов «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

 

 

   3  неделя

 

 

 3неделя

 

                 3 неделя

             3 неделя

 

 

 

Лексическая тема;

«Осень. Ягоды »

Тема НОД:

«Дары осени. Ягоды »

Познакомить со стихотворением Н. Егорова «Малина»

Совершенствовать диалоговую речь, умения детей образовывать прилагательные и использование их в речи.  Воспитывать бережное отношение к природе.

1.Чтение стихотворения  Н. Егоров «Малина»

2.Игра «Я знаю пять названий ягод»

3.Беседа «Дары осени. Ягоды»

4.Д/упр. «Что было  сначала, а что потом?»

5Проблемная ситуация – « Как заготовить ягоды на зиму?»

6.Сюрпризный момент – Солнечный зайчик

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.23

 

 

     4   неделя

 

       4неделя

 

 

Лексическая тема;

«Осень. Грибы »

Тема НОД:

«Дары осени »

Познакомить со стихотворением А. Часовникова. Побуждать детей к активному диалогу. Способствовать составлению  небольших сюжетных рассказов, определение время и места сюжета. Совершенствовать умения детей образовывать прилагательные и использование их в речи. Упражнять в чётком произнесении фраз с заданной интонацией.

1.Чтение стих - я А. Часовникова «В лесу грибное войско в силе»

2.Игра «Я знаю пять названий грибов»

3.Беседа «Дары осени. Грибы»

4.Д/упр. «Из каких частей состоит гриб?» 5Проблемная ситуация  - Незнайка набрал в лесу грибы. Эти грибы можно есть?

6.Сюрпризный момент –Лесовик

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.20

 

 

 
       

 

 

     

 

месяц  октябрь

Лексическая тема;

 

Цели деятельности  педагогов

содержание

Литература/

Источник.

            1неделя

 

 

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Осень. Деревья »

Тема НОД:

«Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка. »

Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Воспитывать умение видеть и понимать картину. Способствовать умению детей отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы. Познакомить со стихотворением Ф. Тютчева.

Воспитывать любовь к родному краю.

 

1.Чтение стихотворения – Ф Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

2.Игра «С какого дерева лист?», «Что где растёт?»

3.Беседа «Золотая осень»

4.Упражнение «Какой это лист?»

5Проблемная ситуация – Листья изменяли окраску. Почему?

6.Сюрпризный момент – Осень (педагог)

Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошк.» -стр.90. Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.9.

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.102

2 неделя

 

 

Лексическая тема;

«Овощи»

Тема НОД:

«Винегрет и салат – здоровье для ребят »

Познакомить с рассказом Н. Носова «Огурцы». Совершенствовать  диалоговую и монологическую речь. Умение пересказывать текст  от лица литературного героя. Способствовать внятному отчетливому произношению слов и словосочетанию.  Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

1.Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы»

2.Д/игра «Из чего салат?», «Вершки-корешки», «Что, где растёт?» , «Маленькая хозяйка.»                                                                   3.Беседа «Полезные овощи»

4.Упражнение« Спор овощей»

5Проблемная ситуация - Что такое винегрет?

6.Сюрпризный момент – кукла.

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр124

3неделя

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Фрукты»

Тема НОД:

«Фрукты »

Познакомить с рассказом Л. Воронковой « Грушевое яблочко»

Способствовать умению детей составлять короткие рассказы о фруктах. Упражнять в произношении слов и словосочетаний. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

1.Чтение рассказа Л. Воронкова «Грушевое яблочко»                                                                       2.Игра «Что из чего?», «Чего не стало на столе?»

3.Беседа на тему: «Фрукты»

4.Упражнение «Я знаю пять названий  фруктов»

5Проблемная ситуация «Незрелые фрукты – это полезно?»

6.Сюрпризный момент – Садовник(педагог)

С.Томилова.Хрестоматия,ч.2,стр.615  

    А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.69,86. 

 Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр.16. 

4неделя

 

 

 

Лексическая тема;

«Посуда»

Тема НОД:

« Посуда».

Познакомить со сказкой М. Горького «Самовар»

Способствовать умению детей пересказывать сказку «Самовар». Упражнять в отгадывании загадок о посуде. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к посуде.

1.Чтение сказки М. Горький «Самовар»

2.Игра «Я знаю пять названий посуды», «Что лишнее» , «Не ошибись.», «Назови ласково», «Один - много»

3.Беседа о  посуде.

4.Упражнение «Вот большой стеклянный чайник» 5Проблемная ситуация  - Что для чего? (классификация посуды по назначению)

6.Сюрпризный момент  - посылка с кукольной посудой.

М. Горький «Самовар»

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.94, 108,117.

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр48

 

 

 

 

Лексическая тема;

 

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/Источник.

Месяц   ноябрь

1неделя

 

Лексическая тема;

«Продукты питания»

Тема НОД:

«Посылка из Простоквашино»

Познакомить со стихотворением А. Балина «Хлеб» Развивать умения детей  группировать и классифицировать их. Способствовать умению грамматически правильно строить предложения. Пополнить словарный запас за счёт названий продуктов питания. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

1.Чтение стихотворения А. Балин «Хлеб»

2.Игра « Съедобное – несъедобное »

3.Беседа «Продукты питания»

4.Упражнение «На лугу, на лугу…»

5Проблемная ситуация  -  Что такое аппетит?

6.Сюрпризный момент – посылка с «продуктами» и письмом из Простоквашино.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.15.            Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр.42.

2 неделя

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Признаки поздней осени»

Тема НОД: « Осень»

Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало» Совершенствовать интонационную выразительность речи. Образовывать прилагательные, использование их в речи, употребление существительных в родительном падеже, предлогов.

1.Чтение стих. А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

2.Д/игра «Какой это лист?», «Что не так?», «Закончи предложение»

3.Беседа «Осень»

4.Упражнение «Листья осенние тихо кружатся»

5Проблемная ситуация – что такое осень?

6.Сюрпризный момент–письмо с планеты «Зет»

С. Д. Томилова «Хрестоматия», ч.2,  стр.543..

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр28

   3 неделя

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Одежда. Обувь»

Тема НОД:

« Одежда. Обувь »

Познакомить со стихотворением «Одежда».

Развивать умение составлять описательный рассказ об одежде, обуви.

Развивать речь – рассуждение, умение устанавливать причинно – следственные связи, находить выход из положения

1.Чтение стихотворения «Одежда» стр.46

2.Д/игра «Четвёртый лишний», «Одень куклу», «Продолжи предложение», «Сколько».

3.Беседа о одежде и обуви.

4.Упражнение «Замени два предложения одним»

5Проблемная ситуация – «Шнурок»

6.Сюрпризный момент – игровой персонаж –кукла.

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр51

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр.93

Е.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.3. стр.46

          4 неделя

 

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Головные уборы»

Тема НОД:

«История головных уборов»

Познакомить детей с рассказом Н. Носова «Живая шляпа».  Способствовать умению детей пересказывать  литературное произведение. Упражнять в отгадывании загадок о головных уборах. Развивать умение сравнивать предметы, выделяя признаки различия и сходства. Обогащение словаря детей, умение использовать в речи многозначные слова.

1.Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

2.Игра «Что для чего», «Я знаю пять названий головных уборов», «Что из чего»

3.Беседа «История головных уборов»

4.Отгадывание загадок о головных уборах, предметах.

5Проблемная ситуация – « Волшебные слова»

6.Сюрпризный момент – игровой персонаж - поросёнок Хрюша

Н. Носов «Живая шляпа»

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр.78


 

месяц    декабрь

Лексическая тема;

 

Цели деятельности педагогов

содержание

 Литература/Источник.

       1неделя

 

 

 

Лексическая тема;

«Мебель»

Тема НОД:

«Как изготовлялась мебель »

Познакомить  со стихотворением                         С. Маршака «Откуда стол пришёл?»

Расширение представлений детей о видах и производстве мебели. Пополнение словарного запаса детей. Воспитывать уважительное отношение к профессии-столяра.

1.Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришёл?»

2.Игра «Чего не стало?», «Что изменилось», «Скажи наоборот», «Запомни и назови»

3.Беседа о мебели

4.Упражнение «Назови ласково»

5Проблемная ситуация – Откуда стол пришёл?

6.Сюрпризный момент – выставка  кукольной мебели.

С. Д. Томилова «Хрестоматия», ч.2,  стр.543

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр46.

 

            2 неделя

 

 

Лексическая тема;

«Признаки зимы»

Тема НОД:

« Зима, Зимушка, зима!»

Познакомить  со стихотворением                   И.Никитина «Встреча зимы» Систематизация  представлений  детей    о зиме. Активизация словаря.   Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Способствовать умению детей составлять короткие описательные рассказы по картинкам. Заучивание  коротких стихов о зиме.

1.Чтение стихотворения И. Никитин «Встреча зимы»

2.Игра «Продолжи пословицу», «Ателье зимней одежды», «Кто как зимует»,

3.Беседа «Признаки зимы»

4. Упражнение «Закончи моё предложение», «Назови действие»

5Проблемная ситуация –« Мороз не велик, а стоять не велит»

6.Сюрпризный момент – музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», кукла Снеговик.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр.90.

Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.1, стр.39

 

    3неделя

 

 

 

Лексическая тема;

«Дикие животные готовятся к зиме»

Тема НОД:

« Зимняя пирушка»

Познакомить детей с новой сказкой. Учить  оценивать поступки героев. Закрепить умения детей полно отвечать на вопросы, по содержанию текста. Активизация словаря. Воспитание желание быть добрым, заботливым,  помогать во всём.

1.Чтение сказки Н. Павловой «Зимняя пирушка»

2.Игра «Хитрая лиса»                                                         

3.Беседа  «Дикие животные готовятся к зиме»

4.Упражнение« Я знаю пять названий животных»

5Проблемная ситуация - Жизнь зимой в лесу возможна?

6.Сюрпризный момент – Корзиночка с орешками.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр.81.

   4неделя

 

 

 

Лексическая тема;

«Игрушки. Новогодний праздник»

Тема НОД:

«Мастерская Деда Мороза »

 Познакомить со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович». Углубить представления детей о характерных признаках зимы, зимних праздниках. Составление описательного рассказа – комментария о своей елочной игрушке.

1.Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович »

2.Игра «Два Мороза», «День – ночь»

3.Беседа – История ёлочных игрушек

4.Упражнение

5Проблемная ситуация - Исчез мешок с игрушками

6.Сюрпризный момент – Сказочница

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр.137

В. Одоевский «Мороз Иванович»

      5неделя

 

 

Лексическая тема;

«Новогодний праздник»

Тема НОД:

«Новогодние чудеса »

 Воспитывать желание и умение поддерживать праздничное настроение. Чтение и заучивание стихотворения

Р. Кудашевой «Зимняя песенка» Отгадывание загадок на новогоднюю тему.

1.Чтение стихотворения Р. Кудашева «Зимняя песенка»

2.Игра

3.Беседа – Новогодние чудеса

4.Упражнение

5Проблемная ситуация – Новогодний праздник лесных зверей

6.Сюрпризный момент – телеграмма из леса.

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр.137

Р. Кудашева «Зимняя

песенка»


                                           

 

месяц  январь

Лексическая тема;

 

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/Источник.

 1неделя

                                      Праздничные дни

        2 неделя

 

 

 

2неделя

Лексическая тема;

« Зима»

Тема НОД:

«Если бы я был волшебником »

Познакомить детей со сказкой «Двенадцать месяцев». Придумывание рассказа «Если бы я был волшебником». Стимулировать и развивать речевое творчество детей. Воспитывать интерес к рассказыванию. Систематизировать знания о времени года – зима.

1.Чтение сказки  «Двенадцать месяцев» пер.

С. Маршака.

2.Игра «Бездомный заяц», «Доскажи словечко», «Сосчитай», «Скажи наоборот».

3.Беседа  о зиме.

4.Упражнение «Снег, снег, белый снег»

5Проблемная ситуация - «Почему понизилась температура воздуха?»

6.Сюрпризный момент –Зима (педагог).

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр37

        3 неделя

 

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Зимние забавы»

Тема НОД:

Пересказ рассказа

 Н. Калининой  «Про снежный колобок »

Познакомить с рассказом  Н.  Калининой  «Про снежный колобок». Способствовать умению детей  связно передовать  литературный текст. Пополнить знания детей о многообразии зимних забав.

Воспитывать бережное отношение к народным традициям

 

1.Чтение рассказа Н.  Калининой  «Про снежный колобок»

2.Игра «Снежки», «Чего не стало?», «Два Мороза»

3.Беседао зимних забавах.

4.Упражнение «Доскажи словечко»

«5Проблемная ситуация –Как появился снег?

6.Сюрпризный момент – Снеговик

Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошк.» -стр152.  Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 84

           4неделя

 

Лексическая тема;

«Зимующие птицы»

Тема НОД:

«Кормушка »Рассказывание по серии сюжетных картин

Способствовать умению детей составлять короткие рассказы по картине. Использование в речи разные типы предложений. Развитие наблюдательности, внимание, воображения. Воспитывать интерес и заботу о птицах.

1.Чтение стихотворения Т. Дьякова «Друзья»

2.Игра «Вороны»

3.Беседа о признаках зимы.

4.Отгадывание загадок о птицах

5Проблемная ситуация Холодно – голодно…

6.Сюрпризный момент – письмо от птиц

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 83

        

 

 

 

месяц  февраль

Лексическая тема;

 

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/

Источник.

        1неделя

 

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Домашние животные и их детёныши»

Тема НОД:

«Беседа. Домашние животные и их детёныши»

Познакомить детей с картинами из серии «Домашние животные». Пополнить знания детей о домашних животных и их детёнышах. Расширение словарного запаса детей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. Уважение к профессии животновода.

1.Рассматривание картин серии « Домашние животные»

2.Игра «Кто у кого», «Сосчитай», «Назови семью животного», «Один – много», «Скажи ласково»

3.Беседа -  Домашние животные и их детёныши.

4.Упражнение  «Продолжи предложение»

5Проблемная ситуация  - Откуда появляются молочные продукты в магазине?

6.Сюрпризный момент – кукла (дом. животное)

О.С. Ушакова    

 « Развитие речи и творчества дошкольников» стр.40

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр33

                       2неделя

 

 

Лексическая тема;

«Домашние птицы»

Тема НОД:

« Такие разные домашние птицы»

Познакомить с рассказом  К. Ушинского «Чужое яичко». Способствовать умению детей пересказывать литературное произведение. Развивать творчество (придумывание по аналогии).

Воспитывать заботливое отношение к живой природе;  профессии-птичницы.

1.Чтение рассказа К. Ушинский «Чужое яичко»

2.Игра «Сосчитай», «Подбери слова- действия», «Скажи по - другому», «Скажи ласково», «Назови птичью семью».

3.Беседа о домашних птицах.

4.Упражнение «Один – много», «Кто как кричит?»

5Проблемная ситуация – Почему они такие разные?

6.Сюрпризный момент – кукла Почемучка.

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр30

             3 неделя

 

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Дикие животные и их детёныши»

Тема НОД:

«Дикие животные и их детёныши »

Познакомить детей со сказкой «Лиса и кувшин». Развивать умение детей составление описательного рассказа по плану, используя способ соревнования на образное и выразительное описание.  

Расширение словарного запаса по лексической теме. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

1.Чтение сказки « Лиса и кувшин»

2.Игра «Чьё это?», «Назови семью дикого животного», «Сосчитай», «У кого кто?»

3.Беседа - «Дикие животные и их детёныши»

 4.Упражнение «Закончи предложение»

5Проблемная ситуация – Почему они дикие?

6.Сюрпризный момент – кукла би-ба-бо Лиса.

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр55.

Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.3, стр.129

 

             4  неделя

 

 

 

 

Лексическая тема;

«День защитника Отечества»

Тема НОД: «Защитники Отечества»

Познакомить с картиной В.  М. Васнецова «Богатыри». Составление описательного рассказа по картине  «Богатыри». Пополнить знания детей о защитниках Отечества. Воспитывать патриотические чувства детей,  уважительное отношение по отношению к военным профессиям.

1.Чтение былины (отрывок) –  «Тут все богатыри, все святорусские..»

2.Игра «Подбери эмблему воину», «Продолжи предложение», «Сосчитай».

3.Беседа «День защитника Отечества»

4.Упражнение «Один – много»

5Проблемная ситуация – Защитники – кто они?

6.Сюрпризный момент – кукла Иванушка

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр62.

Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.3, стр.61

 

 

 

 

 

 

 

                                                    месяц   март

 

 

 

Лексическая тема;

 

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/

Источник.

        1неделя

 

 

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Праздник 8 марта»

Тема НОД:

«Мамочка любимая »

Познакомить детей с стихотворением

 Г. Виеру «Мамин день». Развивать умение детей непринуждённо участвовать в беседе, отвечать на вопросы распространёнными предложениями. Воспитывать любовь и бережное отношение к своим  мамам.

1.Чтение стихотворения Г. Виеру « Мамин день»

2.Игра

3.Беседа «Мамочка любимая моя»

4.Упражнение «Назови ласково»

5Проблемная ситуация – Почему мы празднуем 8 марта?

6.Сюрпризный момент – кукла Незнайка.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 121

     2  неделя

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Семья»

Тема НОД:

«Моя семья »

Чтение и обсуждение стихотворением

 Я. Акима «Моя родня». Развивать внимательное  отношение к членам своей семьи. Способствовать развитию связной речи – умение составлять короткий рассказ о своей семье. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

1.Чтение стихотворения  - Я. Аким «Моя родня»

2.Игра «Запомни и повтори», «Составь предложение»

3.Беседа об уважении к старшим членам семьи.

4.Упражнение «Мы стираем, мы стираем…»

5Проблемная ситуация – Родственные связи в семье.

6.Сюрпризный момент – Кукла би-ба- бо (внучка Машенька»

О.М. Сомкова «Коммуникация» стр.134.

Я. Аким «Моя родня»

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр70

        3 неделя     

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Профессии. Инструменты»

Тема НОД:

« Все профессии хороши»

Познакомить со стихотворением В. Маяковского «Кем быть?» Совершенствовать диалогическую речь, обогащение словарного запаса.

Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

1.Чтение стихотворения -  В. Маяковский «Кем быть?»

2.Игра « Кому что нужно для работы?»

3.Беседа «Все профессии хороши»

4.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику..»

5Проблемная ситуация «Кто, что делает?»

6.Сюрпризный момент - письмо с планеты «Зет»

С. Д. Томилова «Хрестоматия», ч.2,  стр.543

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр. 47.

          4 неделя

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Профессии. Бытовая техника»

Тема НОД:

«Домашние помощники»

Познакомить со стихотворением С. Михалкова «Постирушки» Совершенствовать диалогическую речь, обогащение словарного запаса.

Воспитывать уважение к профессиям и желание трудиться.

1.Чтение стихотворения - С. Михалков «Постирушки»

2.Игра «Назови ласково», «Назови нарисованные приборы», «Магазин электроприборов».

3.Беседа – «Профессии. Бытовая техника»

4.Упражнение  - «Что будет, если…»

5Проблемная ситуация – «Мы - помощники?

6.Сюрпризный момент – мальчик Электроник

С. Д. Томилова «Хрестоматия», ч.2,  стр.270.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр. 61.

Е.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.1. стр.5.


 

 

 

 

 

Лексическая тема;

 

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/Источник.

Месяц    апрель

                         1неделя

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Признаки весны»

Тема НОД:

« Весна»

Познакомить с картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать умение детей  рассматривать и составлять описательный рассказ по картине.

Воспитывать заботливое отношение к родной природе. Познакомить со стихотворением С. Дрожжина «Весной».

1. Рассматривание  картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Прослушивание стихотворения С. Дрожжина «Весной!

 2.Игра «Карусели», «Доскажи словечко»

3.Беседа о времени года – Весне.

4.Упражнение «Закончи предложение», «Весенние месяцы»

5Проблемная ситуация - Как узнать о наступлении весны?

6.Сюрпризный момент – Весна (педагог).

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.74

Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.1. стр59

 

           2 неделя

 

Лексическая тема;

«Перелётные птицы»

Тема НОД:

«Ласточка »

Познакомить с рассказом  Г. Снегирёва «Ласточка». Способствовать умению детей составлять рассказ на основе использования приёмов ТРИЗ.

Воспитывать заботливое отношение к родной природе.

1.Чтение рассказа Г. Снегирёва «Ласточка»

2.Игра «У кого кто», «Назови ласково», «Продолжи предложение», «Четвёртый лишний».

3.Беседа о перелётных птицах.

4.Упражнение «Сколько?»

5Проблемная ситуация - Зачем птицы возвращаются из тёплых стран?

6.Сюрпризный момент – Весна (педагог).

С.Д. Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников» стр.586.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр.135.

 

             3 неделя

 

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Транспорт»

Тема НОД:

«Транспорт »

Познакомить с рассказом Н. Носова «Автомобиль». Способствовать  умению детей пересказывать литературное произведение. Развивать связную речь. Пополнить словарный запас по лексической теме. Воспитывать  правила поведения в транспорте.

1.Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

2Д/игра «На земле, на воде и в воздухе», «Едим, летим, плывём»

3.Беседа о транспорте

4.Упражнение «Продолжи фразу»

5Проблемная ситуация - Я живу далеко и …

6.Сюрпризный момент – Светофорик

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.52.

 О.С. Ушакова    

 « Развитие речи и творчества дошкольников» стр.42

      

          4  неделя

 

 

 

Лексическая тема;

«Транспорт»

Тема НОД:

«Правила дорожного движения »

Познакомить со стихотворением

 С. Маршака «Забавный автобус».

Способствовать  усвоению правил дорожного движения. Воспитывать

Культуру поведения в транспорте и на улицах города.

1.Чтение стихотворения  С. Маршак «Забавный автобус»

2.Игра «Продолжи предложения»

3.Беседа о правилах дорожного движения.

4.Упражнение  -  «Почему?»

5Проблемная ситуация «Я не знаю правил дорожного движения. Что будет?

6.Сюрпризный момент – Светофорик.

Н.В. Новгородцева «Развитие речи детей» - стр.176.

 

 

 

 

Лексическая тема;

 

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/Источник.

месяц      май

1неделя

 

 

 

 

Лексическая тема;

«Наш город»

Тема НОД:

«Мы - горожане »

Познакомить детей с гимном родного города. Пополнить знания детей о городе – его трудовой и культурной жизнью. Воспитывать желание детей узнавания родного города,  быть его культурным жителем, любви.

1.Прослушивание гимна города

 2.Игра «по болоту Пётр пошёл», «Собери цветок»

3.Беседа о родном городе.

4.Упражнение «Люблю по городу гулять»

5Проблемная ситуация  - «Наш город,  он каков?»

6.Сюрпризный момент – Цветик - семицветик

Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет»,

Стр132.

2  неделя

 

 

Лексическая тема;

«Наш город. 9мая»

Тема НОД:

« День Победы»

Познакомить с рассказом  Л. Кассиля  «Памятник                                               солдату».  Способствовать развитию представления у детей о праздновании  Дня Победы. Пополнение словарного запаса. Воспитывать патриотические чувства.

1.Чтение рассказа Л. Кассиль  «Памятник солдату»

2.Игра «Покажи действие»,

3.Беседа «Наш город. День Победы»

4.Пословицы о Родине и о защитниках.

5Проблемная ситуация – Почему это случилось?

6.Сюрпризный момент – посылка с георгиевской ленточкой.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 159.

           3 неделя

 

3   неделя

                                        

                      

 

 

 

Лексическая тема;

«Цветы»

Тема НОД:

«Мои любимые цветы »

Составление коротких рассказов из личного опыта о цветах. Развивать умение передавать свои впечатления последовательно и логично. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства. Пополнение словарного запаса по теме.  

1.Чтение стихотворения Е.Благининой «Одуванчик»

2.Игра «Я знаю пять названий цветов», «Собери букет», «Узнай по описанию», «Садовник»

3.Беседа о цветах.

4.Упражнение «Вырос красивый цветок на поляне»

5Проблемная ситуация – Для чего растут цветы?

6.Сюрпризный момент - кукла

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 160.

4 неделя

 

 

 

Лексическая тема;

«Насекомые»

Тема НОД:

« Мир насекомых»

Познакомить детей со стихотворением А. Фета «Бабочка».  Расширить знания детей о насекомых. Способствовать умению детей составлять описательный рассказ о насекомом, на основе использования ТРИЗ. Воспитывать бережное отношение к природе и меры собственной безопасности.

1.Чтение стихотворения А. Фет «Бабочка»

2.Игра «Запомни и назови», «Что изменилось?», «Назови ласково», «Четвёртый лишний»

3.Беседа – Мир насекомых.

4.Упражнение «Пчела», «Сколько?».

5Проблемная ситуация –Насекомые приносят вред?

6.Сюрпризный момент – игрушка - насекомое

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет», стр91.

5 неделя

 

Лексическая тема;

«Лето»

Тема НОД:

« Лето, ах лето!»

Познакомить детей со стихотворением Я. Акима «Лето». Способствовать заучиванию стихотворения. Развивать  умения детей передавать свои впечатления в рассказе. Использование в речи предложения разных видов, раскрывая содержание. Составление рассказа в соответствии с планом. Воспитывать любовь к природе родного края.

1.Чтение стихотворения Я. Аким «Лето!

2.Игра «Назови ласково», «Назови слово-признак», «Назови слово-действие», «

3.Беседа «Лето, ах лето!» Отгадывание загадок о лете.

4.Упражнение – зооаэробика.

5Проблемная ситуация – Лето, какое оно?

6.Сюрпризный момент – Сказочный персонаж - кукла

С.Д. Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников» стр.554. Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет», стр89. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 166

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. С.Д. Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников» АСТ, Астрель, Москва,2011г.

2.  Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», М.,;  Издательство «Т. Ц. Сфера», 2014г.

3. Г.Я. Затулина « Развитие речи  дошкольников. Старшая группа. М.,; Центр педагогического образования, 2014г.

4. Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», СПб ; Издательство «Паритет», 2005г.

5. Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»  книга 2

                                                                                            М..; Издательство «Школьная Пресса» 2006г.

6. О.С. Ушакова     « Развитие речи и творчества дошкольников» », М.,;  Издательство «Т. Ц. Сфера», 2007г.

7. Н.В. Новгородцева «Развитие речи детей»

8. Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» книга1,  М.  Издательство «Т. Ц. Сфера», 2006г.

9. Е.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» книга 3,  М.  Издательство «Т. Ц. Сфера», 2006г.

10. О.М. Сомкова «Образовательная область. Коммуникация», СПб, Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013г.

11. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи. Планирование69.95 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: «Речевое развитие»

месяц       сентябрь

Лексическая тема;

Цели деятельности педагога

содержание

Литература/Источник.

         1неделя

Психолого-педагогическое

Обследование

детей

 

Познакомить детей с осенним праздником – Днём знаний;  формировать знания о школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам воспитывать уважение к труду педагога.

1.Чтение стихотворения  С. Маршака «Первый день календаря»

2.Д/Игра «Школьные предметы»

3.Беседа о школе

4.Упражнение « Отгадай, где я»  (ориентировка в пространстве)

5Проблемная ситуация   «День знаний – это праздник?»

6.Сюрпризный момент – Посылка со школьным рюкзаком

С. Маршак «Первый день календаря»

         2 неделя

                     

                                  2 неделя

         2 неделя

Психолого-педагогическое

Обследование

детей

Познакомить с рассказом Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками.

1.Чтение Рассказа Р. Зернова « Как Антон полюбил ходить в детский сад»

2.Игра «Назови соседа»

3.Беседа «Как надо играть с товарищами».

4.Упражнение «Назови ласково»

5Проблемная ситуация «Что делать, если у меня нет друга?

6.Сюрпризный момент – Чудесный мешочек

Р. Зернов «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

   3  неделя

 3неделя

                 3 неделя

             3 неделя

Лексическая тема;

«Осень. Ягоды »

Тема НОД:

«Дары осени. Ягоды »

Познакомить со стихотворением Н. Егорова «Малина»

Совершенствовать диалоговую речь, умения детей образовывать прилагательные и использование их в речи.  Воспитывать бережное отношение к природе.

1.Чтение стихотворения  Н. Егоров «Малина»

2.Игра «Я знаю пять названий ягод»

3.Беседа «Дары осени. Ягоды»

4.Д/упр. «Что было  сначала, а что потом?»

5Проблемная ситуация – « Как заготовить ягоды на зиму?»

6.Сюрпризный момент – Солнечный зайчик

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.23

     4   неделя

       4неделя

Лексическая тема;

«Осень. Грибы »

Тема НОД:

«Дары осени »

Познакомить со стихотворением А. Часовникова. Побуждать детей к активному диалогу. Способствовать составлению  небольших сюжетных рассказов, определение время и места сюжета. Совершенствовать умения детей образовывать прилагательные и использование их в речи. Упражнять в чётком произнесении фраз с заданной интонацией.

1.Чтение стих - я А. Часовникова «В лесу грибное войско в силе»

2.Игра «Я знаю пять названий грибов»

3.Беседа «Дары осени. Грибы»

4.Д/упр. «Из каких частей состоит гриб?» 5Проблемная ситуация  - Незнайка набрал в лесу грибы. Эти грибы можно есть?

6.Сюрпризный момент –Лесовик

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.20

     

                                                                             


месяц  октябрь

Лексическая тема;

Цели деятельности  педагогов

содержание

Литература/

Источник.

            1неделя

Лексическая тема;

«Осень. Деревья »

Тема НОД:

«Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка. »

Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Воспитывать умение видеть и понимать картину. Способствовать умению детей отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы. Познакомить со стихотворением Ф. Тютчева.

Воспитывать любовь к родному краю.

1.Чтение стихотворения – Ф Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

2.Игра «С какого дерева лист?», «Что где растёт?»

3.Беседа «Золотая осень»

4.Упражнение «Какой это лист?»

5Проблемная ситуация – Листья изменяли окраску. Почему?

6.Сюрпризный момент – Осень (педагог)

Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошк.» -стр.90. Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.9.

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.102

2 неделя

Лексическая тема;

«Овощи»

Тема НОД:

«Винегрет и салат – здоровье для ребят »

Познакомить с рассказом Н. Носова «Огурцы». Совершенствовать  диалоговую и монологическую речь. Умение пересказывать текст  от лица литературного героя. Способствовать внятному отчетливому произношению слов и словосочетанию.  Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

1.Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы»

2.Д/игра «Из чего салат?», «Вершки-корешки», «Что, где растёт?» , «Маленькая хозяйка.»                                                                   3.Беседа «Полезные овощи»

4.Упражнение« Спор овощей»

5Проблемная ситуация - Что такое винегрет?

6.Сюрпризный момент – кукла.

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр124

3неделя

Лексическая тема;

«Фрукты»

Тема НОД:

«Фрукты »

Познакомить с рассказом Л. Воронковой « Грушевое яблочко»

Способствовать умению детей составлять короткие рассказы о фруктах. Упражнять в произношении слов и словосочетаний. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

1.Чтение рассказа Л. Воронкова «Грушевое яблочко»                                                                       2.Игра «Что из чего?», «Чего не стало на столе?»

3.Беседа на тему: «Фрукты»

4.Упражнение «Я знаю пять названий  фруктов»

5Проблемная ситуация «Незрелые фрукты – это полезно?»

6.Сюрпризный момент – Садовник(педагог)

С.Томилова.Хрестоматия,ч.2,стр.615  

    А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.69,86.  

 Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр.16.  

4неделя

Лексическая тема;

«Посуда»

Тема НОД:

« Посуда».

Познакомить со сказкой М. Горького «Самовар»

Способствовать умению детей пересказывать сказку «Самовар». Упражнять в отгадывании загадок о посуде. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к посуде.

1.Чтение сказки М. Горький «Самовар»

2.Игра «Я знаю пять названий посуды», «Что лишнее» , «Не ошибись.», «Назови ласково», «Один - много»

3.Беседа о  посуде.

4.Упражнение «Вот большой стеклянный чайник» 5Проблемная ситуация  - Что для чего? (классификация посуды по назначению)

6.Сюрпризный момент  - посылка с кукольной посудой.

М. Горький «Самовар»

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» стр.94, 108,117.

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр48

Лексическая тема;

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/Источник.

Месяц   ноябрь

1неделя

Лексическая тема;

«Продукты питания»

Тема НОД:

«Посылка из Простоквашино»

Познакомить со стихотворением А. Балина «Хлеб» Развивать умения детей  группировать и классифицировать их. Способствовать умению грамматически правильно строить предложения. Пополнить словарный запас за счёт названий продуктов питания. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

1.Чтение стихотворения А. Балин «Хлеб»

2.Игра « Съедобное – несъедобное »

3.Беседа «Продукты питания»

4.Упражнение «На лугу, на лугу…»

5Проблемная ситуация  -  Что такое аппетит?

6.Сюрпризный момент – посылка с «продуктами» и письмом из Простоквашино.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.15.            Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр.42.

2 неделя

Лексическая тема;

«Признаки поздней осени»

Тема НОД: « Осень»

Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало» Совершенствовать интонационную выразительность речи. Образовывать прилагательные, использование их в речи, употребление существительных в родительном падеже, предлогов.

1.Чтение стих. А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

2.Д/игра «Какой это лист?», «Что не так?», «Закончи предложение»

3.Беседа «Осень»

4.Упражнение «Листья осенние тихо кружатся»

5Проблемная ситуация – что такое осень?

6.Сюрпризный момент–письмо с планеты «Зет»

С. Д. Томилова «Хрестоматия», ч.2,  стр.543..

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр28

   3 неделя

Лексическая тема;

«Одежда. Обувь»

Тема НОД:

« Одежда. Обувь »

Познакомить со стихотворением «Одежда».

Развивать умение составлять описательный рассказ об одежде, обуви.

Развивать речь – рассуждение, умение устанавливать причинно – следственные связи, находить выход из положения

1.Чтение стихотворения «Одежда» стр.46

2.Д/игра «Четвёртый лишний», «Одень куклу», «Продолжи предложение», «Сколько».

3.Беседа о одежде и обуви.

4.Упражнение «Замени два предложения одним»

5Проблемная ситуация – «Шнурок»

6.Сюрпризный момент – игровой персонаж –кукла.

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр51

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр.93

Е.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.3. стр.46

          4 неделя

Лексическая тема;

«Головные уборы»

Тема НОД:

«История головных уборов»

Познакомить детей с рассказом Н. Носова «Живая шляпа».  Способствовать умению детей пересказывать  литературное произведение. Упражнять в отгадывании загадок о головных уборах. Развивать умение сравнивать предметы, выделяя признаки различия и сходства. Обогащение словаря детей, умение использовать в речи многозначные слова.

1.Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

2.Игра «Что для чего», «Я знаю пять названий головных уборов», «Что из чего»

3.Беседа «История головных уборов»

4.Отгадывание загадок о головных уборах, предметах.

5Проблемная ситуация – « Волшебные слова»

6.Сюрпризный момент – игровой персонаж - поросёнок Хрюша

Н. Носов «Живая шляпа»

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр.78


месяц    декабрь

Лексическая тема;

Цели деятельности педагогов

содержание

 Литература/Источник.

       1неделя

Лексическая тема;

«Мебель»

Тема НОД:

«Как изготовлялась мебель »

Познакомить  со стихотворением                         С. Маршака «Откуда стол пришёл?»

Расширение представлений детей о видах и производстве мебели. Пополнение словарного запаса детей. Воспитывать уважительное отношение к профессии-столяра.

1.Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришёл?»

2.Игра «Чего не стало?», «Что изменилось», «Скажи наоборот», «Запомни и назови»

3.Беседа о мебели

4.Упражнение «Назови ласково»

5Проблемная ситуация – Откуда стол пришёл?

6.Сюрпризный момент – выставка  кукольной мебели.

С. Д. Томилова «Хрестоматия», ч.2,  стр.543

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр46.

            2 неделя

Лексическая тема;

«Признаки зимы»

Тема НОД:

« Зима, Зимушка, зима!»

Познакомить  со стихотворением                   И.Никитина «Встреча зимы» Систематизация  представлений  детей    о зиме. Активизация словаря.   Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Способствовать умению детей составлять короткие описательные рассказы по картинкам. Заучивание  коротких стихов о зиме.

1.Чтение стихотворения И. Никитин «Встреча зимы»

2.Игра «Продолжи пословицу», «Ателье зимней одежды», «Кто как зимует»,

3.Беседа «Признаки зимы»

4. Упражнение «Закончи моё предложение», «Назови действие»

5Проблемная ситуация –« Мороз не велик, а стоять не велит»

6.Сюрпризный момент – музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», кукла Снеговик.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр.90.

Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.1, стр.39

    3неделя

Лексическая тема;

«Дикие животные готовятся к зиме»

Тема НОД:

« Зимняя пирушка»

Познакомить детей с новой сказкой. Учить  оценивать поступки героев. Закрепить умения детей полно отвечать на вопросы, по содержанию текста. Активизация словаря. Воспитание желание быть добрым, заботливым,  помогать во всём.

1.Чтение сказки Н. Павловой «Зимняя пирушка»

2.Игра «Хитрая лиса»                                                        

3.Беседа  «Дикие животные готовятся к зиме»

4.Упражнение« Я знаю пять названий животных»

5Проблемная ситуация - Жизнь зимой в лесу возможна?

6.Сюрпризный момент – Корзиночка с орешками.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр.81.

   4неделя

Лексическая тема;

«Игрушки. Новогодний праздник»

Тема НОД:

«Мастерская Деда Мороза »

 Познакомить со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович». Углубить представления детей о характерных признаках зимы, зимних праздниках. Составление описательного рассказа – комментария о своей елочной игрушке.

1.Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович »

2.Игра «Два Мороза», «День – ночь»

3.Беседа – История ёлочных игрушек

4.Упражнение

5Проблемная ситуация - Исчез мешок с игрушками

6.Сюрпризный момент – Сказочница

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр.137

В. Одоевский «Мороз Иванович»

      5неделя

Лексическая тема;

«Новогодний праздник»

Тема НОД:

«Новогодние чудеса »

 Воспитывать желание и умение поддерживать праздничное настроение. Чтение и заучивание стихотворения

Р. Кудашевой «Зимняя песенка» Отгадывание загадок на новогоднюю тему.

1.Чтение стихотворения Р. Кудашева «Зимняя песенка»

2.Игра

3.Беседа – Новогодние чудеса

4.Упражнение

5Проблемная ситуация – Новогодний праздник лесных зверей

6.Сюрпризный момент – телеграмма из леса.

О.Н. Сомкова «Коммуникация» стр.137

Р. Кудашева «Зимняя

песенка»


                                           

месяц  январь

Лексическая тема;

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/Источник.

 1неделя

                                      Праздничные дни

        2 неделя

2неделя

Лексическая тема;

« Зима»

Тема НОД:

«Если бы я был волшебником »

Познакомить детей со сказкой «Двенадцать месяцев». Придумывание рассказа «Если бы я был волшебником». Стимулировать и развивать речевое творчество детей. Воспитывать интерес к рассказыванию. Систематизировать знания о времени года – зима.

1.Чтение сказки  «Двенадцать месяцев» пер.

С. Маршака.

2.Игра «Бездомный заяц», «Доскажи словечко», «Сосчитай», «Скажи наоборот».

3.Беседа  о зиме.

4.Упражнение «Снег, снег, белый снег»

5Проблемная ситуация - «Почему понизилась температура воздуха?»

6.Сюрпризный момент –Зима (педагог).

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр37

        3 неделя

Лексическая тема;

«Зимние забавы»

Тема НОД:

Пересказ рассказа

 Н. Калининой  «Про снежный колобок »

Познакомить с рассказом  Н.  Калининой  «Про снежный колобок». Способствовать умению детей  связно передовать  литературный текст. Пополнить знания детей о многообразии зимних забав.

Воспитывать бережное отношение к народным традициям

1.Чтение рассказа Н.  Калининой  «Про снежный колобок»

2.Игра «Снежки», «Чего не стало?», «Два Мороза»

3.Беседао зимних забавах.

4.Упражнение «Доскажи словечко»

«5Проблемная ситуация –Как появился снег?

6.Сюрпризный момент – Снеговик

Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошк.» -стр152.  Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 84

           4неделя

Лексическая тема;

«Зимующие птицы»

Тема НОД:

«Кормушка »Рассказывание по серии сюжетных картин

Способствовать умению детей составлять короткие рассказы по картине. Использование в речи разные типы предложений. Развитие наблюдательности, внимание, воображения. Воспитывать интерес и заботу о птицах.

1.Чтение стихотворения Т. Дьякова «Друзья»

2.Игра «Вороны»

3.Беседа о признаках зимы.

4.Отгадывание загадок о птицах

5Проблемная ситуация Холодно – голодно…

6.Сюрпризный момент – письмо от птиц

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 83

 

месяц  февраль

Лексическая тема;

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/

Источник.

        1неделя

Лексическая тема;

«Домашние животные и их детёныши»

Тема НОД:

«Беседа. Домашние животные и их детёныши»

Познакомить детей с картинами из серии «Домашние животные». Пополнить знания детей о домашних животных и их детёнышах. Расширение словарного запаса детей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. Уважение к профессии животновода.

1.Рассматривание картин серии « Домашние животные»

2.Игра «Кто у кого», «Сосчитай», «Назови семью животного», «Один – много», «Скажи ласково»

3.Беседа -  Домашние животные и их детёныши.

4.Упражнение  «Продолжи предложение»

5Проблемная ситуация  - Откуда появляются молочные продукты в магазине?

6.Сюрпризный момент – кукла (дом. животное)

О.С. Ушакова    

 « Развитие речи и творчества дошкольников» стр.40

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр33

                       2неделя

Лексическая тема;

«Домашние птицы»

Тема НОД:

« Такие разные домашние птицы»

Познакомить с рассказом  К. Ушинского «Чужое яичко». Способствовать умению детей пересказывать литературное произведение. Развивать творчество (придумывание по аналогии).

Воспитывать заботливое отношение к живой природе;  профессии-птичницы.

1.Чтение рассказа К. Ушинский «Чужое яичко»

2.Игра «Сосчитай», «Подбери слова- действия», «Скажи по - другому», «Скажи ласково», «Назови птичью семью».

3.Беседа о домашних птицах.

4.Упражнение «Один – много», «Кто как кричит?»

5Проблемная ситуация – Почему они такие разные?

6.Сюрпризный момент – кукла Почемучка.

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр30

             3 неделя

Лексическая тема;

«Дикие животные и их детёныши»

Тема НОД:

«Дикие животные и их детёныши »

Познакомить детей со сказкой «Лиса и кувшин». Развивать умение детей составление описательного рассказа по плану, используя способ соревнования на образное и выразительное описание.  

Расширение словарного запаса по лексической теме. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

1.Чтение сказки « Лиса и кувшин»

2.Игра «Чьё это?», «Назови семью дикого животного», «Сосчитай», «У кого кто?»

3.Беседа - «Дикие животные и их детёныши»

 4.Упражнение «Закончи предложение»

5Проблемная ситуация – Почему они дикие?

6.Сюрпризный момент – кукла би-ба-бо Лиса.

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр55.

Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.3, стр.129

             4  неделя

Лексическая тема;

«День защитника Отечества»

Тема НОД: «Защитники Отечества»

Познакомить с картиной В.  М. Васнецова «Богатыри». Составление описательного рассказа по картине  «Богатыри». Пополнить знания детей о защитниках Отечества. Воспитывать патриотические чувства детей,  уважительное отношение по отношению к военным профессиям.

1.Чтение былины (отрывок) –  «Тут все богатыри, все святорусские..»

2.Игра «Подбери эмблему воину», «Продолжи предложение», «Сосчитай».

3.Беседа «День защитника Отечества»

4.Упражнение «Один – много»

5Проблемная ситуация – Защитники – кто они?

6.Сюрпризный момент – кукла Иванушка

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр62.

Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.3, стр.61

 

 

                                                    месяц   март

Лексическая тема;

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/

Источник.

        1неделя

Лексическая тема;

«Праздник 8 марта»

Тема НОД:

«Мамочка любимая »

Познакомить детей с стихотворением

 Г. Виеру «Мамин день». Развивать умение детей непринуждённо участвовать в беседе, отвечать на вопросы распространёнными предложениями. Воспитывать любовь и бережное отношение к своим  мамам.

1.Чтение стихотворения Г. Виеру « Мамин день»

2.Игра

3.Беседа «Мамочка любимая моя»

4.Упражнение «Назови ласково»

5Проблемная ситуация – Почему мы празднуем 8 марта?

6.Сюрпризный момент – кукла Незнайка.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 121

     2  неделя

Лексическая тема;

«Семья»

Тема НОД:

«Моя семья »

Чтение и обсуждение стихотворением

 Я. Акима «Моя родня». Развивать внимательное  отношение к членам своей семьи. Способствовать развитию связной речи – умение составлять короткий рассказ о своей семье. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

1.Чтение стихотворения  - Я. Аким «Моя родня»

2.Игра «Запомни и повтори», «Составь предложение»

3.Беседа об уважении к старшим членам семьи.

4.Упражнение «Мы стираем, мы стираем…»

5Проблемная ситуация – Родственные связи в семье.

6.Сюрпризный момент – Кукла би-ба- бо (внучка Машенька»

О.М. Сомкова «Коммуникация» стр.134.

Я. Аким «Моя родня»

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет» стр70

        3 неделя      

Лексическая тема;

«Профессии. Инструменты»

Тема НОД:

« Все профессии хороши»

Познакомить со стихотворением В. Маяковского «Кем быть?» Совершенствовать диалогическую речь, обогащение словарного запаса.

Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

1.Чтение стихотворения -  В. Маяковский «Кем быть?»

2.Игра « Кому что нужно для работы?»

3.Беседа «Все профессии хороши»

4.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику..»

5Проблемная ситуация «Кто, что делает?»

6.Сюрпризный момент - письмо с планеты «Зет»

С. Д. Томилова «Хрестоматия», ч.2,  стр.543

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр. 47.

          4 неделя

Лексическая тема;

«Профессии. Бытовая техника»

Тема НОД:

«Домашние помощники»

Познакомить со стихотворением С. Михалкова «Постирушки» Совершенствовать диалогическую речь, обогащение словарного запаса.

Воспитывать уважение к профессиям и желание трудиться.

1.Чтение стихотворения - С. Михалков «Постирушки»

2.Игра «Назови ласково», «Назови нарисованные приборы», «Магазин электроприборов».

3.Беседа – «Профессии. Бытовая техника»

4.Упражнение  - «Что будет, если…»

5Проблемная ситуация – «Мы - помощники?

6.Сюрпризный момент – мальчик Электроник

С. Д. Томилова «Хрестоматия», ч.2,  стр.270.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр. 61.

Е.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.1. стр.5.


Лексическая тема;

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/Источник.

Месяц    апрель

                         1неделя

Лексическая тема;

«Признаки весны»

Тема НОД:

« Весна»

Познакомить с картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать умение детей  рассматривать и составлять описательный рассказ по картине.

Воспитывать заботливое отношение к родной природе. Познакомить со стихотворением С. Дрожжина «Весной».

1. Рассматривание  картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Прослушивание стихотворения С. Дрожжина «Весной!

 2.Игра «Карусели», «Доскажи словечко»

3.Беседа о времени года – Весне.

4.Упражнение «Закончи предложение», «Весенние месяцы»

5Проблемная ситуация - Как узнать о наступлении весны?

6.Сюрпризный момент – Весна (педагог).

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.74

Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» кн.1. стр59

           2 неделя

Лексическая тема;

«Перелётные птицы»

Тема НОД:

«Ласточка »

Познакомить с рассказом  Г. Снегирёва «Ласточка». Способствовать умению детей составлять рассказ на основе использования приёмов ТРИЗ.

Воспитывать заботливое отношение к родной природе.

1.Чтение рассказа Г. Снегирёва «Ласточка»

2.Игра «У кого кто», «Назови ласково», «Продолжи предложение», «Четвёртый лишний».

3.Беседа о перелётных птицах.

4.Упражнение «Сколько?»

5Проблемная ситуация - Зачем птицы возвращаются из тёплых стран?

6.Сюрпризный момент – Весна (педагог).

С.Д. Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников» стр.586.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр.135.

             3 неделя

Лексическая тема;

«Транспорт»

Тема НОД:

«Транспорт »

Познакомить с рассказом Н. Носова «Автомобиль». Способствовать  умению детей пересказывать литературное произведение. Развивать связную речь. Пополнить словарный запас по лексической теме. Воспитывать  правила поведения в транспорте.

1.Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

2Д/игра «На земле, на воде и в воздухе», «Едим, летим, плывём»

3.Беседа о транспорте

4.Упражнение «Продолжи фразу»

5Проблемная ситуация - Я живу далеко и …

6.Сюрпризный момент – Светофорик

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошк. кн.2»  – стр.52.

 О.С. Ушакова    

 « Развитие речи и творчества дошкольников» стр.42

       

          4  неделя

Лексическая тема;

«Транспорт»

Тема НОД:

«Правила дорожного движения »

Познакомить со стихотворением

 С. Маршака «Забавный автобус».

Способствовать  усвоению правил дорожного движения. Воспитывать

Культуру поведения в транспорте и на улицах города.

1.Чтение стихотворения  С. Маршак «Забавный автобус»

2.Игра «Продолжи предложения»

3.Беседа о правилах дорожного движения.

4.Упражнение  -  «Почему?»

5Проблемная ситуация «Я не знаю правил дорожного движения. Что будет?

6.Сюрпризный момент – Светофорик.

Н.В. Новгородцева «Развитие речи детей» - стр.176.

Лексическая тема;

Цели деятельности педагогов

содержание

Литература/Источник.

месяц      май

1неделя

Лексическая тема;

«Наш город»

Тема НОД:

«Мы - горожане »

Познакомить детей с гимном родного города. Пополнить знания детей о городе – его трудовой и культурной жизнью. Воспитывать желание детей узнавания родного города,  быть его культурным жителем, любви.

1.Прослушивание гимна города

 2.Игра «по болоту Пётр пошёл», «Собери цветок»

3.Беседа о родном городе.

4.Упражнение «Люблю по городу гулять»

5Проблемная ситуация  - «Наш город,  он каков?»

6.Сюрпризный момент – Цветик - семицветик

Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет»,

Стр132.

2  неделя

Лексическая тема;

«Наш город. 9мая»

Тема НОД:

« День Победы»

Познакомить с рассказом  Л. Кассиля  «Памятник                                               солдату».  Способствовать развитию представления у детей о праздновании  Дня Победы. Пополнение словарного запаса. Воспитывать патриотические чувства.

1.Чтение рассказа Л. Кассиль  «Памятник солдату»

2.Игра «Покажи действие»,

3.Беседа «Наш город. День Победы»

4.Пословицы о Родине и о защитниках.

5Проблемная ситуация – Почему это случилось?

6.Сюрпризный момент – посылка с георгиевской ленточкой.

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 159.

           3 неделя

3   неделя

                                         

                       

Лексическая тема;

«Цветы»

Тема НОД:

«Мои любимые цветы »

Составление коротких рассказов из личного опыта о цветах. Развивать умение передавать свои впечатления последовательно и логично. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства. Пополнение словарного запаса по теме.  

1.Чтение стихотворения Е.Благининой «Одуванчик»

2.Игра «Я знаю пять названий цветов», «Собери букет», «Узнай по описанию», «Садовник»

3.Беседа о цветах.

4.Упражнение «Вырос красивый цветок на поляне»

5Проблемная ситуация – Для чего растут цветы?

6.Сюрпризный момент - кукла

Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 160.

4 неделя

Лексическая тема;

«Насекомые»

Тема НОД:

« Мир насекомых»

Познакомить детей со стихотворением А. Фета «Бабочка».  Расширить знания детей о насекомых. Способствовать умению детей составлять описательный рассказ о насекомом, на основе использования ТРИЗ. Воспитывать бережное отношение к природе и меры собственной безопасности.

1.Чтение стихотворения А. Фет «Бабочка»

2.Игра «Запомни и назови», «Что изменилось?», «Назови ласково», «Четвёртый лишний»

3.Беседа – Мир насекомых.

4.Упражнение «Пчела», «Сколько?».

5Проблемная ситуация –Насекомые приносят вред?

6.Сюрпризный момент – игрушка - насекомое

Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет», стр91.

5 неделя

Лексическая тема;

«Лето»

Тема НОД:

« Лето, ах лето!»

Познакомить детей со стихотворением Я. Акима «Лето». Способствовать заучиванию стихотворения. Развивать  умения детей передавать свои впечатления в рассказе. Использование в речи предложения разных видов, раскрывая содержание. Составление рассказа в соответствии с планом. Воспитывать любовь к природе родного края.

1.Чтение стихотворения Я. Аким «Лето!

2.Игра «Назови ласково», «Назови слово-признак», «Назови слово-действие», «

3.Беседа «Лето, ах лето!» Отгадывание загадок о лете.

4.Упражнение – зооаэробика.

5Проблемная ситуация – Лето, какое оно?

6.Сюрпризный момент – Сказочный персонаж - кукла

С.Д. Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников» стр.554. Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей

5-6 лет», стр89. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Ст. гр.» - стр. 166

Список используемой литературы:

1. С.Д. Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников» АСТ, Астрель, Москва,2011г.

2.  Е.В. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», М.,;  Издательство «Т. Ц. Сфера», 2014г.

3. Г.Я. Затулина « Развитие речи  дошкольников. Старшая группа. М.,; Центр педагогического образования, 2014г.

4. Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», СПб ; Издательство «Паритет», 2005г.

5. Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»  книга 2

                                                                                            М..; Издательство «Школьная Пресса» 2006г.

6. О.С. Ушакова     « Развитие речи и творчества дошкольников» », М.,;  Издательство «Т. Ц. Сфера», 2007г.

7. Н.В. Новгородцева «Развитие речи детей»

8. Е. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» книга1,  М.  Издательство «Т. Ц. Сфера», 2006г.

9. Е.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» книга 3,  М.  Издательство «Т. Ц. Сфера», 2006г.

10. О.М. Сомкова «Образовательная область. Коммуникация», СПб, Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013г.

11. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы в планированию образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Данное сообщение содержить опыт работы по организации календарного планирования в группах раннего возраста...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Комлексно - тематическое планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе раннего возраста по теме "Путешествие в страну игрушек".

Представлено планирование тематической недели по теме "Путешествие в страну игрушек" для группы детей раннего возраста....

Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста...

итоговая работа НОД "Планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС"

разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Дружная семейка" по речевому развитию...