Коррекционная программа "Ручеек звуков"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Дюжаева Анна Александровна

Программа разработана для дополнительных занятий с детьми с нарушением звукопроизношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями речи (5-7 лет)

«Ручеек звуков»

        Составитель: учитель-логопед

Дюжаева А.А.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………..3-6с

  1. Характеристика детей с ФНР,ФФНР,ОНР………………………………………………………6-9с.

  1. Содержание программы…………………………………………….10-24с.

  1. Оценка эффективности программы .Методические рекомендации ………………………………………………………………………...25-29с.

  1. Список литературы………………………………………………….30-31с.

  1. Приложение…………………………………………………………32-42с.

Пояснительная записка

       Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с общим недоразвитием речи, с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

       Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;учение П.Я.Гальперина (о поэтапном формировании умственных действий);учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.                       Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и

определяют уровень сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению грамотой.

Цель программы

  1. Построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР,ФНР,ФФНР в возрасте 5-7 лет с целью  устранения речевых дефектов и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников (дислексия,дисграфия)
  2. Развивать и совершенствовать лексико-грамматическую структуру и связную речь детей;
  3. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
  4. Обучение началам грамоты (сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, научить  детей чтению и письму)

Задачи программы

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2.  Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3.  Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
  4.  Формирование грамматического строя речи.
  5.  Развитие связной речи старших дошкольников.
  6.  Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  7.  Развитие коммуникативности, успешности в общении.

         В начале учебного года С 1 по 15 сентября проводится логопедическое обследование детей, а также проводится сбор анамнестических данных, опираясь на результаты, логопед ставит диагноз и формулирует речевое заключение.

        В начале и в конце года после логопедического обследования детей проводится индивидуальные консультации с родителями, где логопед говорит об общем речевом развитии ребенка и дает рекомендации родителям для более эффективного коррекционного воздействия. В течение учебного года родители могут обращаться за рекомендациями, а также могут посетить логопедическое занятие.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

и фонематическим недоразвитием речи

     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение

процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с

различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и

произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.К ФФНР, осложненному стертой формой дизартрии и сложной дислалии отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая

артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение

звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются

важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не

завершен. Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом,

логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ФНР, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования

данного возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы:

 формирование полноценных произносительных навыков;

 развитие фонематического восприятия, фонематических представлений,

доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

 развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов

и их сочетаний в предложении;

 обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к

способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению

слов;

 воспитания умений правильно составлять простое и сложное

распространённое предложение; употреблять разные конструкции

предложений в самостоятельной связной речи; 12

 развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой

определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи

уточнённых в произношении фонем;

 формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами

грамоты
Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

 Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории  П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

       Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств. В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.). Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности. Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка. При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

        Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Содержание программы

        Форма организации обучения –групповая и индивидуальная. Для  групповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей. В течение года состав групп меняется в зависимости от динамики преодоления речевого дефекта и по результатам коррекционно-развивающей работы. Группы формируются по 6-8 человек, периодичность занятий – 2-3 раза в неделю, не более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года жизни, не более 20 минут для детей пятого года жизни.

       Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование

артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

          На индивидуальных занятиях ведется работа над формированием правильного звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в искажении звуков, в отсутствии или замене их другими звуками.

Искажение звука – это когда вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке.

Отсутствие звука – выражается в его выпадении в начале слова, в середине или в конце.

Замена звука – когда заменяется звук другим, который имеется в системе языка.

План работы по формированию правильного звукопроизношения

I этап – подготовительный:

А) развитие слухового внимания;

Б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (губы, язык).

II этап – формирование правильной речи:

А) устранение неправильного произношения;

Б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей;

В) развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Занятия начинаются в соответствии с приведенным планом.

I этап

1) Развитие слухового внимания.

Искажения звуков и слов часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры.

  1. Предложить ребенку помолчать, закрыв глаза, и внимательно прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, с кухни, с коридора и т.д.
  2. Положить в банку шарик, в спичесную коробку гвоздики, и издавать звук, потряхивая потряхивая коробочку, банку, разрывая бумагу, стуча карандашом и т.д. Затем повернуть ребенка спиной и производить те же звуки. Ребенок должен по звуку назвать предмет, который издает этот звук.
  3. Показать ребенку игрушку, например, собачку. Показать, как собачка лает, когда находится близко (громко), и как – когда вдали (тихо). Затем произносить звук, меняя силу голоса, а ребенок угадывает, далеко или близко находится собачка.
  4. Предложить ребенку трех медведей (игрушку или картинку) – большого, среднего и маленького. Рассказать сказку о трех медведях или предложить ему вспомнить ее вместе. Подражать голосам медведей. Голоса должны быть разной высоты, низкой, средней и высокой. Ребенок должен угадать, какому медведю принадлежит тот или иной голос.
  5. Положить на стол разноцветные кружки из картона. «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в этом слове есть звук Б (К, Г, М, Ш, Р и т.д.) подними красный кружок, если нет – подними зеленый».

Произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

  1. Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на звук…, кто придумает больше слов, получит приз».

2) Артикуляционная гимнастика

Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, упражнения для активизации мышц мягкого неба, пальчиковую гимнастику (Приложение 1).

II этап

Формирование правильного звукопроизношения

На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильные (когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу («жужжание» гортани при произнесении звонких согласных). Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:

  1. Постановка звука;
  2. Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;
  3. Закрепление звуков в словах;
  4. Закрепление звуков в предложениях;
  5. Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;
  6. Закрепление звуков в разговорной речи.

Существует три основных способа постановки правильного произношения.

Первый способ – по подражанию

Перед зеркалом ребенку показывается, как правильно произносится звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и сознательно пытается воспроизвести этот звук. Но это при условии, что у ребенка уже сформированы речевые средства (достаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание).

Второй способ – механический

Это постановка звуков при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, шарик на палочке, спичка, соска и т.д.)

Третий способ – смешанный.

Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, показывая ему в зеркале и словесно объясняя.

После постановки того или иного звука, дальнейшее закрепление происходит в подгруппах.

Направление коррекционно-развивающей работы в группах:

  • дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
  • артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие

мышц артикуляционного аппарата).

  • пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики

пальцев рук).

  • автоматизация звуков в речи.
  • дифференциация звуков в речи.
  • развитие словаря;
  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
  • - развитие просодической стороны речи;
  • - коррекция произносительной стороны речи;
  • - работа над слоговой структурой слова;
  • - совершенствование фонематических представлений, развитие
  • навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение элементам грамоты;
  • развитие связной речи и речевого общения;

На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. На подгрупповой работе изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированы на индивидуальных занятиях и выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения.

Определилась следующая последовательность в изучении звуков: Гласные: У, А, О, Э, И, Ы. Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

       Работа над формированием фонематического восприятия включает в

себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов

по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу;

дифференциацию слогов и фонем.

        На основании уточненных произносительных навыков осуществляются

наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем

анализ и синтез простейших односложных слов.

В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной программой обучения и воспитания детей с нарушениями речи, разработанной Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой «Коррекция нарушений речи». В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития, осложненного двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение. Программа воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой. На коррекционных занятиях применяю современные методические рекомендации и педагогические технологии В.В. и С.В. Коноваленко, Т.А.Ткаченко, Н.В. Нищевой, Е.А. Пожиленко, А.А. Ястребовой и О.И. Лазаренко, Ю.А. Лебедевой и др.

Содержание программы по возрастным группам

Старшая группа 5-6 лет

Основные направления

Содержание работы

Развитие понимания речи

Развитие внимания к слову и звуку, к более точному пониманию значения слова, умения выбрать из 2 наиболее подходящее к данной ситуации

Дальнейшее расширение понимания значений слов, его смысла применительно к определенной ситуации

Формирование правильного звукопроизношения

Закрепление в собственной речи правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях

Дифференциация схожих звуков: с – ш, л – р, ж – ш, с – з и т.д.

Развитие фонематических процессов

Учить различать на слух гласные и согласные звуки

Умение выделять ударный гласный в начале слова

Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые -мягкие, свистящие – шипящие и т. д.)

Учить выделять звук в слове, придумывать слова на заданный звук

Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-

графическую символику.

Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Воспитывать готовность к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза

Формирование лексико-грамматического строя речи

Учить образовывать слова с помощью приставок на, по, вы

Усвоение притяжательных местоимений: мой – моя

Изменение форм глаголов

Овладение средствами синтаксической связи (причина¸ следствие, время и др.)

Учить использовать простые и сложные предлоги

Правильное употребление глагольных форм

Усвоение предложно-падежных форм существительных

Развитие связной речи

Учить составлять простые предложения (по картинке, при демонстрации действий, по вопросам)

Учить составлению и распространению предложений путем введения однородных членов, объединять эти предложения в короткий рассказ

Учить пересказу коротких текстов

Развивать навык самостоятельных высказываний путем составления рассказ по серии сюжетных картин

Активизация словаря

      В итоге логопедической работы дети должны:

      • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

      • четко дифференцировать все изученные звуки;

      • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

      • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

      • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

      • овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов;

  • Овладеть употребление приставок
  • Усвоить предложно-падежные формы
  • Увеличить активный словарь
  • Освоить пересказ коротких текстов

Подготовительная группа (6-7 лет)

Основные задачи

Содержание работы

Формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова

Закрепление поставленных звуков в связной речи

Закрепление навыка правильного, четкого воспроизведения слов сложной слоговой структуры (милиционер, регулировщик, светофор и т.д.)

Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования

Практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками

Закрепление знаний о различных свойствах предметов

Образование сравнительной степени прилагательных

Образование сложных слов (пчеловод), родственных (снег, снеговик, снежок, снегурочка)

Подбор однородных определений, дополнений и сказуемых

Самостоятельная постановка вопросов

Образование сравнительной степени прилагательных  

Образование существительных от глаголов

Закрепление правильного употребления грамматических категорий

Употребление в речи глаголов в разных временных формах

Правильность согласования в речи предложений с однородными членами

Использование сложных предлогов (из-за, из-под, между)

Практическое усвоение согласования числит. с сущ., прилаг. и числит. с сущ.

Развитие самостоятельной связной речи

Составление предложений по вопросам

Распространение предложений однородными членами

Составление рассказов по картинке, по серии картин, по представлению

Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста

Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами: когда? почему? зачем?

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и

чтения

Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).

. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: «ат», «ит».

Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: «та», «му», «ми», «си» с ориентировкой на гласную букву.

Преобразовывание слогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: «сом», «кит».

Постепенное усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и.

Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: «Таня», «Яма».

. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв.

. Предложение

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа.

7. Чтение

Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит ... елкой).

Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.

Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному.Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.Закрепление умения различать ударные и безударные гласные.Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы).

Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ. Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья. Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов.

Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб).

Дальнейшее развитие навыков чтения.

Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.

Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок

В итоге логопедической работы дети должны:

      • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

      • четко дифференцировать все изученные звуки;

      • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

      • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

      • производить элементарный звуковой анализ и синтез;

      • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

      • отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

      • выкладывать из букв разрезной азбуки слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

         Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка оформляется  индивидуальная тетрадь. В ней  записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей,   логопед в тетрадях даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий

Оценка эффективности программы. Методические рекомендации

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические принципы.

 Рассмотрим некоторые из них.

       Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса её развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

       Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

       Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

     Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

       В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т.е формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

       Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными и словесными. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логоработы  эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используется беседа. Пересказ, рассказ, т.е словестные методы.

      К практическим методам логовоздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения.

      Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

       Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логоработе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). Так, выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.

       В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

       В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Так , при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала даётся с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определённым звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки и т.д)

      Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, подвижные, творческие, драматизации.

     Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

      Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Использование пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логоработы.

      К наглядным методам относят наблюдения, рассматривание картинок, рисунков, макетов, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряду случае выступают в качестве самостоятельных методов.

      Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Использование перечисленных пособий способствует уточнениюи расширению представлений детей, развитию познавателньой деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы.

       Особенности использования словестных методов в логоработе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словестные методы сочетаются с практическими наглядными.

      Основными словестными методами  являются рассказ, беседа, чтение.

Рассказ – это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций , для создания образца правильной выразительной речи. Подготовка детей к самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

     При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного произношения, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т.д.

      В процессе логовоздействия используются и разнообразные словесные приёмы: показ образца, объяснение, педагогическая оценка. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

       Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.

Список литературы

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  5. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
  6. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
  7. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
  8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
  9. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
  10. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под ред Т.В.Волосовец. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 200 с.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
  12. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
  13. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Приложение 1

Упражнения для губ

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые: 
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Статические упражнения для языка

1. Домик.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

 Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения дыхательной гимнастики

1.Снег.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2.Кораблики.

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

Приложение 2

Примерный конспект группового занятия в подготовительной группе

 Тема: «Путешествие в лето»

Задачи

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года.

Упражнять в подборе родственных слов, слов –действий, признаков.

Составлять творческие рассказы.

Совершенствовать навык составления и чтения слов, предложений, навык звукового анализа и синтеза.

Развивать логическое мышление.

Оборудование

Круги с буквами, ромашка с лепестками, слова, схема для составления рассказа, наборы букв на каждого ребёнка.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

3. Объявление темы занятия

4.Конспект занятия

Логопед: Нужно перевернуть только жёлтые круги. Читаем все вместе слово «Лето». Все с нетерпением ждут это время года. Лето. Оно родное, красивое, яркое, тёплое. А ещё оно весёлое. Послушайте и отгадайте мою загадку:

Солнце печёт,

Липа цветёт

Рожь поспевает

Когда это бывает? (летом)

Логопед: Послушайте и отгадайте загадки детей.

Дети: Он и жёлтый и сыпучий

На дворе насыпан кучей (песок) .

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке (подсолнух) .

Стоят в поле сестрички

Жёлтые глаза, белые реснички (ромашки) .

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю

«Купайтесь» - приглашаю (солнце) .

Логопед: Назовите самое тёплое время года. Назовите летние месяца. Назовите первый месяц, последний. Назовите самый жаркий месяц.

Игра «Подбери слова-действия»

Солнце… ярко.

Лес … красивый.

Река … быстро.

Стрекоза … над водой.

Муравьи … муравейник.

Птицы … весело.

Пальчиковая гимнастика

Дождик капал понемножку.

Протянули мы ладошки

Дождь пошёл сильней, сильней

Убегайте в дом скорей

(Движения произвольные)

Логопед: С нашей ромашкой случилось беда. Ветер сорвал лепестки. В середине ромашки часть слова и на лепестках – части его. Нужно лепестки вернуть ромашке. Но не все лепестки подойдут, берём лепестки, где есть звук «Р» (дети читают, подбирают нужные слова, выкладывают) .

Логопед: В игре «Семейка слов» подбираем слова одной семейки со словом «ЛЕТО»

Дети: Летнее солнце, летний ветер, летняя ночь и т. д.

Логопед: Летний тёплый ласковый ветерок принёс нам письмо. Но я не могу понять. Давайте все вместе справимся (дети читают слова и составляют предложения).

Логопед: Давайте составим рассказ о лете (по схемам дети составляют рассказы). Открываем наборы букв и выкладываем слова о лете (называют гласные, согласные) .

5.Анализ занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ЗВУК И БУКВА –Л-

Задачи:Учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме;  формировать правильную воздушную струю.Учить правильно произносить звук –Л- с опорой на зрительный и слуховой контроль;Продолжа...

Коррекционное занятие Звук "С".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Занятие по подготовке детей к обучению грамоте.  на занятии используются различные методы: наглядный метод , практический,...

Логопедическое занятие в коррекционной группе "Звук и буква Ш"

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной подгруппе с детьми ОВЗ....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...