ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА "УРОК ВЕЖЛИВОСТИ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

КОСОЛАПОВА ВИКТОРИЯ ДМИТРИЕВНА

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ "УРОК ВЕЖЛИВОСТИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskaya_beseda_urok_vezhlivosti.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

«УРОК ВЕЖЛИВОСТИ»

Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости; учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Подготовка к занятию:

1. Чтение детям произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче?», «До первого дождя», «Почему», «Плохо»; С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».

2. Слушание записи «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского.

3. Заучивание пословиц о дружбе, честности.

Действующие лица: ведущий, Карлсон, куклы (3-4 человека).

Стук в дверь, входит Карлсон.

К а р л с о н: Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?

В е д у щ и й: Идет занятие, урок вежливости. Ребята, а можно ли о Карлсоне сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сказать? Выйди и зайди снова.

Карлсон снова заходит, здоровается, просит разрешения войти.

Воспитатель предлагает Карлсону сесть и послушать ребят, поучиться вежливости.

В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут на завтрак.

Куклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.

В е д у щ и й: Правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые? Что означают слова «вести себя вежливо, культурно»? Ребята, а как вы ведете себя со взрослыми? Какие волшебные слова знаете? Почему  слова вежливости называются волшебными? Дети, а кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему? В каком произведении говорится о вежливых людях?  («Волшебное слово»). Почему Павлику ничего не давали? Почему стали к Павлику все доброжелательно относиться? А теперь назовите правила вежливости:

• Будь вежлив и приветлив со всеми взрослыми.

• Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

• На улице, в детском саду, в транспорте  говори спокойно, негромко.

• Подай стул или уступи место вошедшему человеку.

-Давайте послушаем песню «Настоящий друг» и отдохнем.

-Дети, а какой рассказ В.Осеевой учит нас быть честными и правдивыми? (рассказ «Почему?»).

-Какой поступок совершил мальчик? Почему мама по доброму отнеслась к сыну? А кто такой честный человек? На что похожи слова «честный», «честь»? А легко ли быть честным?

-Честный человек тот, кто правдив и смел. Вспомните  пословицы о честности:

• Правда в воде не тонет и в огне не горит.

• В ком правды нет, в том и добра мало.

• Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.

-А теперь я вам почитаю, а вы вместе с Карлсоном и куклами тихонечко посидите и послушаете.

Зачем быть честным?

Слова «честность», «честь» похожи на слово «чистота». Честным человеком мы называем такого, который «не запачкал» себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек – тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит  своих близких, знакомых и даже незнакомых людей.

Вежливый и честный человек старается не делать таких поступков, которых бы ему пришлось стыдиться. Поступков, которые ему пришлось бы скрыть от своих родителей или друзей. Ведь это было бы уже притворством. А всякое  притворство приучает человека лгать и трусить. Поэтому вежливый и честный человек старается совершать такие поступки, о которых можно всегда рассказать своим друзьям, чтобы порадовать или развеселить их. Такой человек и сам умеет радоваться удаче своих друзей. И никогда никому не завидует. Если у кого-то  появился новый велосипед или футбольный мяч – это очень хорошо! Значит, во дворе у вас станет еще веселее. А если этот мяч или какая-нибудь другая игрушка появились у тебя, тоже замечательно! Теперь ты сможешь играть в новую игру вместе со всеми твоими друзьями.

Вежливый и честный человек уважает и ценит труд своей мамы, папы, бабушки и дедушки. Он и сам умеет и любит трудиться.

Ведь несправедливо, когда лишь взрослые наводят порядок в доме, готовят обед и ходят в магазин за продуктами, ремонтируют квартиру или наряжают к празднику елку.

Ведь, если взрослые возьмут все- все домашние дела на себя, мальчишкам и девчонкам будет не очень-то весело жить-поживать на белом свете. У ребят тоже есть руки. И эти руки должны стать ловкими и умелыми. Они тоже должны работать.

Поэтому каждый вежливый мальчик и каждая вежливая девочка стараются иметь свои дела в доме. И если твои мама, папа, бабушка, дедушка и остальные взрослые еще не дали тебе никакого важного домашнего дела, пожалуйста, напомни им об этом.

А если у тебя уже есть обязательные домашние дела, старайся выполнять их хорошенько и вовремя. По-честному…

И если вдруг во время каких-нибудь домашних дел ты разобьешь нечаянно чашку или опрокинешь и прольешь варенье – будь честным. Не сваливай свою вину на другого. Сам во всем признайся. И извинись за свой нечаянный поступок.

На честного человека всегда можно положиться. Вот почему все его уважают и верят ему.

Вежливый и честный человек, если возьмет у товарища какую-либо книгу (на время, почитать), вернет ее, когда положено. И эта книга не будет порванной или испачканной.

Если вежливый и честный ребенок пообещает своим товарищам прийти к ним в гости, он явится точно в назначенное время. Опаздывать некрасиво. А если вдруг ты не сможешь почему-либо прийти, то постарайся предупредить об этом.  И, в крайнем случае, извинись перед друзьями при первой же встрече.

У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят: «Этот человек умеет сам себя воспитывать».

Воспитывать всегда очень даже непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины. И очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они это дело с детства. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка стараются изо всех сил во всем,  всегда быть честными, вежливыми и добрыми людьми, - значит,  они уже начали воспитывать самих себя. Со временем у них обязательно будет сильная воля и твердый характер.

Если вы, ребята, тоже желаете воспитать в себе волю и характер, то вот несколько советов:

• Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать  попусту на капризы и другие глупые дела свое время.

• По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. (Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана? Для этого ты должен быть сильным).

• Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

• Всегда уступай свое место в автобусе, трамвае и другом транспорте людям, которые старше тебя. Или которые – ты видишь – очень устали, больны.

• Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожим!

Ведущий показывает книгу В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

-О ком эта книга? (О детях плохих и хороших).

-Как Маяковский пишет о плохих?

Если сын чернее ночи

Грязь лежит на рожице,-

Ясно, это очень плохо

Для ребячьей кожицы.

-А какими словами поэт говорит об аккуратном мальчике?

Если мальчик любит мыло

И зубной порошок,-

Этот мальчик очень милый,

Поступает хорошо.

-Ребята, а как вы себя ведете дома? Как вы относитесь к бабушкам, братикам, родителям? (Ответы детей).

-А теперь мы все вместе поиграем в прятки, но сначала я вам расскажу одну историю.

Ребята играли в прятки. Марина водила: закрыла глаза руками, будто не видит, а сама сквозь пальцы смотрит – кто куда  прячется?»  «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать?» - громко произнесла девочка, отняла от лица руки и огляделась. Сделала вид, что ищет. А потом  стала называть: «Юра за деревом! Тома за беседкой! Галя за кустом! Выходите, я вас всех нашла! Теперь я больше не вожу!» Но ребята догадались, какой водящей была Марина: ведь их не было видно, как же она могла их найти, если с места не отошла ни на шаг! И решили они исключить Марину из игры.

-За что ребята исключили Марину из игры? В чем дети уличили ее? Какое чувство должна испытывать Марина? (Ответы детей).

Идет игра.

В е д у щ и й: Карлсон, понравился тебе урок вежливости, все правила усвоил?

К а р л с о н: Да. Очень. Я к вам обязательно приду еще.

Игра «Кто больше знает вежливых слов?»

В эту игру лучше играть со взрослыми.

Ребята становятся в круг. Водящий-взрослый, находясь в центре этого круга, обращается к любому из участников игры и задает ему вопросы.

-Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т.д.).

-Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).

-Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (простите, извините, прошу прощения).

-Какие слова мы произносим, прощаясь? (прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания и т.д.).

Игрок, который не нашел или не знает нужного слова, выбывает из игры. Победителем окажется тот, кто ответил на все вопросы водящего без запинки.

Игра «Волшебный цветик – семицветик»

Ведущий берет самодельный цветик – ромашку (таких цветков можно заготовить заранее несколько) и объясняет детям условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели…».

А дальше он говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише доброе слово!»

Пока ребята не освоили игру, ведущий подсказывает на ушко маленькому «волшебнику», какие слова ему следует произнести.

Например: «Петя, я тебя толкнула сегодня нечаянно, прости, пожалуйста». «Катя, я была не права, что не дала тебе карандаш. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Заканчивая игру, Ведущий обращает внимание ребят еще на один нюанс:

-А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»? Верно, вежливо, с улыбкой.

-А почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

-Конечно, ведь даже в песенке поется: «От улыбки станет всем теплей». Давайте  споем эту песню.

Так с помощью игры, иногда подсказывая детям нужные слова, взрослый может научить детей сложному искусству общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по этическому воспитанию "Вежливые слова"

конспект для старшей группы по теме Вежливые слова...

Занятие по этическому воспитанию "В стране Вежливых Наук"

Задачи:Расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.Развивать способность понимать действия, ...

"ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА О ДОБРОТЕ И ВЕЖЛИВОСТИ"

Доброе утро!Доброе утро - солнцу и птицам,Доброе утро улыбчивым лицам,И каждый становится, добрый, доверчивым.Пусть доброе утро длится до вечера!  Стихи о вежливостиМы все научились ко...

Нравстенно - этическое воспитание "Азбука вежливости"

Краткая анотация улублённой работы по воспитанию элементарных норм поведения и этикета для детей старшего дошкольного возраста....

Этические беседы. Вежливость

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребёнок.......

Проектная деятельность по нравственно-этическому воспитанию "Кукла Таня в стране вежливости"

Цель проекта: Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям,формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях....

Сценарий совместных познавательно - этических игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста: «Уроки вежливости и доброты»

Сценарий совместных познавательно - этических игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста: «Уроки вежливости и доброты».МБДОУ д/с к-в №15 Кавказский район г. Кропоткин Краснодарский кр...