Непосредственная образовательня деятельность "Ознакомление с миром природы", тема:"Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему


НОД в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность «Ознакомление с миром природы»

Тема: «Перелетные птицы»

Программные задачи:

Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе, уточнить  представления о перелетных птицах.  

Уточнить и расширить представления о  характерных особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни, об их назначении и пользе для человека.  

Развивать умение поддерживать беседу, высказывать точку зрения, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

 Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие.

Предварительная работа:

- наблюдение за птицами во время прогулок.

- чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда».

- загадывание загадок.

- рассматривание дидактические материалы, книжных иллюстраций.

Методы и приемы:

- художественное слово.

- наглядные материалы.

- драматизация.

Технология:

- игровая.

Формы работы с детьми:

- фронтальная.

- драматизация.

Развивающая среда:

- демонстрационный материал «Птицы», аудиозаписи песен птиц.

Ход образовательной деятельности.

1.Орг. момент.

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.

2. Основная часть.

Беседа.

- Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года?

- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает. Скажем ей: «Здравствуй, Весна!»

- А какие месяцы Весна с собой привела? Назовите по порядку весенние месяцы?

- Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

- Днём стало пригревать солнце.

- Стало теплее, день стал длиннее.

- Снег потемнел, стал таять.

- Появились первые проталины.

- Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

- Побежали, зазвенели ручьи.

- Возвращаются перелётные птицы.

Еще мы все тепло одеты -

В фуфайки, в ватные штаны...

А все-таки весны приметы

Во всем, во всем, уже видны.

- Почему некоторые птицы улетают на юг? Как называются такие птицы? (перелётные) .

 - Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)

- Угадайте  перелетных птиц.

Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)

Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка /аудиозапись/.

 Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/ /включается аудиозапись/

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту.

/Аист/ /аудиозапись/

Я пою лучше всех птиц (Соловей)

/Соловей/ /аудиозапись/

Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из глины под крышами домов. (Ласточка)

/Ласточка/ /включается аудиозапись/

Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)

/Скворец/ /аудиозапись/

 - Почему их называют перелетными?

- Как мы можем помочь птицам весной?

 (построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

Игра « Вспомни птиц»

- Вспомните, каких птиц вы знаете. Только будьте внимательны, не повторяйте уже названных птиц.

 Воспитатель  пускает мяч по кругу, дети передают его друг другу. По сигналу, движение мяча останавливается. Ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет любую птицу.

 - Молодцы, много названий птиц вспомнили. Теперь вспомним, как же выглядят птицы.

Беседа о птицах с помощью графической модели.

 - Что есть у птиц? Назовите части тела птиц.

 - Чем покрыть тело птиц?

 - Для чего нужны птицам перья?

 - Как передвигаются птицы?

 - Что птицы едят?

- Сегодня наше занятие не простое, а волшебное. С помощью волшебной палочки я смогу превращать вас в разных птиц. Взмахну волшебной палочкой и превращу вас в маленьких птичек. Берите клювики. (дети разбирают прищепки и встают в круг)

Пальчиковая гимнастика  «Птичка».

 Ищет птичка и в траве, (открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)

 И на ветках, и в листве, (то же пальцами левой руки)

 И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)

 Мух, червей, слепней, жуков (то же правой руки)

Упражнение «Скажи наоборот»

Аист большой, а соловей….(маленький)

У аиста шея длинная, а у кукушки…(короткая)

У соловья серая грудка, а у ласточки..(белая)

Аист белый, а грач..(чёрный)

Игра «Назови лишнюю птицу»

На доске выставлены картинки с изображением птиц:

Ласточка, грач, кукушка, сова, соловей, курица

- Какая птица лишняя? Почему?

А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).

Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).

- Ребята закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо курицы ставлю ворону)

-Какая птица лишняя? Почему?

Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)

-Закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо вороны ставлю орла)

Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными, у него  загнутый клюв и длинные, острые когти).

Упражнение с мячом “Продолжи предложение, найди причину”.

- Я буду говорить предложение, а вы заканчиваете предложение, называя причину того, о чем я буду говорить.

Воспитатель читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Физминутка.

Летели птички

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенки запели.

Упражнение «Нелепицы»

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнезда.

Скворец живет в будке.

Послушайте сказку.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: «Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем».

Взмолился Росток: «Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!»

Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо грач. Закричал Росток: «Грач, помоги! Гусеница хочет меня съесть!»

Услышал грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грача своими семечками.

- О ком эта сказка?

 - Кто может пересказать?

4. Итог.

- Перечислите перелетных птиц. Почему их называют перелетными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству «Летят перелетные птицы» по мотивам сказки М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

Задачи нод: обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки. Продолжать учить переда...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект НОД Образовательная область " Познание" модуль " Ознакомление с миром природы" Тема: " Перелётные птицы".

Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         детский сад № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга     Кон...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Перелетные птицы» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...