Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Познавательно-речевое занятие (подготовительная к школе группа).Тема «Насекомые». Составление описательного рассказа о насекомом.

Вид занятия: комплексное

 

Цели занятия:

образовательные:

- способствовать систематизировать  представлений о насекомых, местах их обитания, способах передвижения и издания звуков;

- активизировать и  расширять словарь по теме «Насекомые»;

- познакомить  со схематическим изображением информации, наглядными схемами  и их использованием  при составлении описательного рассказа;

коррекционно-развивающие:

- развивать память, произвольное внимание, логическое мышление;

воспитательные:

- воспитывать интерес к насекомым;

- способствовать развитию партнерских взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое занятие

(подготовительная к школе группа)

Тема «Насекомые». Составление

описательного рассказа о насекомом.

Вид занятия: комплексное

Цели занятия:

образовательные:

- способствовать систематизировать  представлений о насекомых, местах их обитания, способах передвижения и издания звуков;

- активизировать и  расширять словарь по теме «Насекомые»;

- познакомить  со схематическим изображением информации, наглядными схемами  и их использованием  при составлении описательного рассказа;


коррекционно-развивающие:

- развивать память, произвольное внимание, логическое мышление;

воспитательные:

- воспитывать интерес к насекомым;

- способствовать развитию партнерских взаимоотношений.


Оборудование:

Картинки с изображениями насекомых;  магнитно-маркерная доска, маркеры; модели; магнитофон,  игрушки - бабочки.


Ход занятия:

 Организационный момент (эмоциональный настрой на занятие).

Логопед: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? И у меня хорошее. Давайте улыбнемся друг другу. «СОЛНЫШКО» («и легонечко подбросим его…) Теперь везде хорошее настроение. И у наших гостей тоже. А с хорошим настроением и  заниматься будет приятно. Вы  со мной согласны?

 Постановка  темы

  • Ребята, а вы умеете отгадывать загадки. Я приготовила для вас необычную загадку – звуковую. Как вы думаете, что это? (Пчела).

 А теперь поробуйтеотгадать обычные загадки. (садятся) Слушайте внимательно.

  • ЗАГАДКИ

В платье ярком модница

Погулять охотница

От цветка к цветку порхает

Утомится – отдыхает (Бабочка)

      В зеленом мундире

В траве, на лугах

Живет музыкант

      На длинных ногах  (кузнечик)

Возле елок из иголок

Летним днем построен дом

За травой не виден он,

А жильцов в нем – миллион  (муравейник)

Что объединяет эти отгадки?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать?

А еще  будем учиться составлять рассказ о насекомом.

 Основная часть:

  1. Работа по теме «Насекомые»

А сейчас  послушайте стихотворение, будьте очень внимательны, потому что  в нем есть маленькая хитрость, не зря же оно называется «Четвертый лишний».

  • Игра «Четвертый лишний»

На лужайке шум,  веселье:

Жук устроил новоселье.

Всех гостей он пригласил,

И за стол их усадил.

Здесь комар и воробей,

Здесь трудяга-муравей.

Кузнечик чуть не опоздал –

Последним в гости прискакал.

На всех жук смотрит с удивленьем:

Кто пришел без приглашенья?

Подумайте, ребята, кто же  лишний? ( Почему?)

  • «Перепутанные картинки» (за столом)

Ребята, я сегодня принесла вам картинки с изображением насекомых, но они перепутались с другими картинками. Помогите мне выбрать только  насекомых.

Возьмите  себе по одной картинке, на которой изображено насекомое. Какие картинки оказались лишними, почему?

  • Беседа о насекомых (работа в кругу)

«Ребята, давайте пройдем на палас и встанем в круг, чтобы  всем было друг друга видно.  Назовите своих насекомых  

- Рассказ педагога о том, как «разговаривают»  насекомые

Все они  по-своему общаются, по-своему разговаривают, хотя у них нет язычка как у нас. Знаете ли вы  как насекомые издают звуки.

Звук – что делает? – чем издает звуки?

 Некоторые издают звуки крыльями, некоторые лапками, а некоторые носиком, но они очень хорошо друг друга понимают.

Ребята, какие звуки произносит жук?... Значит что он делает?...

Какие звуки произносит муха? …. Она тоже…, а иногда она  произносит звуки зззз, значит она … Какие звуки произносит комар? … Значит он…

А песенка кузнечика «стрррр» (дети повторяют). Значит он, что  делает? Стрекочет.  Давайте произнесем вместе «стрекочет».  

Кто еще умеет стрекотать? ( подскажу – она похожа на вертолет). Стрекоза тоже умеет стрекотать, потому она так и называется СТРЕКОЗА.

Составление рассказа о насекомом (по схеме)

 Насекомые не могут нам о себе рассказать, поэтому я предлагаю вам  самим рассказать о некоторых из них. А помогать нам будет схема (карточка – помощница), на которой значками обозначено, о  чем нужно рассказывать.  

Ребята, да я же забыла ее у себя дома. Живу далеко, добираться долго. Что же теперь делать? А может у вас в группе есть такая схема? Как же быть? Что вы предлагаете сделать? вы умеете составлять схему?

Давайте попробуем вместе ее составить.

О чем мы должны рассказать вначале? Как вы думаете,  о чем еще нужно рассказать?

Какой самый удачный вариант?

  • Цвет -  несколько ярких пятен и запомним, что нужно рассказать о цвете насекомого.
  • Части тела
  • Где живет
  • Чем питается
  • Как передвигается
  • Польза- вред

Ребята, давайте будем рассказывать громко, чтобы все могли слышать ваш рассказ.

Образец рассказа (педагог). Заслушиваются 2-3 рассказа детей (по желанию).

Ребята, а вы знаете, где живут насекомые? Их можно встретить везде: в лесу, у водоемов, на лугу, у дома человека, и даже иногда в доме.

А сейчас можно на улице встретить насекомых?

Давайте разместим свои картинки на доске (магнитная доска)

И поиграем в игру.

  • Пальчиковая игра «Пчелки»

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?              Заглядываем в "улей".

Надо в дом постучать,                               Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,                              Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, Где же эти пчёлки?                     

Стали вдруг вылетать:                             Разводим руками, растопыриваем пальцы

Раз два, три, четыре, пять!                       и шевелим ими (пчёлки летают)

Предлагаю вам сейчас разделиться на  2 группы и подумать какая польза и какой вред от пчелы?

  •  Польза- вред пчелы (работа в 2-х группах)

Хотя пчелка и мала

Но велики ее дела

Давайте вернемся к нашим картинкам. И поиграем в игру…

  • Игра «День-ночь» (1, 1, 2 картинки  убирают) Посмотрите, кто исчез?

 Про кого  из них вы хотите знать больше: про божью коровку, или про кузнечика?

  1. Составление рассказа о насекомом (предметные действия с моделями)

  • Получение информации о насекомом (разные способы познания (с помощью карточек).

глаз

рука

телевизор

телефон

книга

вопрос

Откуда мы это можем узнать? У меня есть карточки-подсказки (способы познания)

    Работа по наблюдению, обследованию (игрушка), чтение книги, вопросы друг к другу, к гостям)

 Мы уже много узнали о …, давайте будем заполнять  карту про него.

  • Заполнение  карты-памятки

(заполняется совместно с детьми  и выставляется на доску).

Может быть что-то интересное знают наши гости. Давайте спросим у них?

Ребята, а зачем нам это нужно знать?

Как это может пригодиться?

        Давайте подумаем, что мы о нем расскажем, если кому-то станет интересно?

  • Совместное составление детьми рассказа  о насекомом по карте-памятке.

Итог

Ребята, чему мы сегодня научились? (научились составлять рассказ о насекомом, но есть еще  много других насекомых, о которых мы тоже могли бы рассказать).

Скажите, что вам помогало составлять рассказ? (карточка-помощница). Что было для вас интересным?

 Как легче узнавать: вместе или по одному? Теперь вы знаете, что работать и узнавать что-то новое легче вместе.

  А я узнала, что  в вашей группе растут очень умные и дружные ребята.  Вы очень хорошо работали вместе и поэтому у вас все получалось.  Вы молодцы!

 Давайте возьмемся за руки. Вот какие мы дружные. В народе говорят: «Кто умеет дружить, тому легче жить». А теперь закройте глазки и протяните ладошку (звучит спокойная музыка)… на ладошку каждого ребенка педагог кладет игрушку).


КУЗ-НЕ-ЧИК

МУ-РА-ВЕЙ

Хасанова  Эльмира Ринатовна, учитель-логопед

МДОУ детский сад № 5 «Золотой ключик» г. Малмыжа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевая викторина для детей подготовительной к школе группы с участием родителей « Что? Где? Когда?»

Данная разработка является результатом проектного метода образования детей.Проведению данной увлекательной игры предшествует большая предварительная работа, в которой задействованы дети, воспитатели, ...

Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"

Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели.  Расширить и уточнить знан...

КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном методическом объединении воспитателей

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми  подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном мет...

Познавательно речевое развитие дошкольников в подготовительной к школе группы в игровой деятельности с песком.

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Она формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. Улучшая работу всего организма в целом, мы оказываем благотворное в...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"...

Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа

Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...