Малые жанры УНТ
презентация по развитию речи на тему

Орлова Любовь Георгиевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малые жанры устного народного творчества Подготовила: воспитатель МКДОУ « Шварцевский д /с» Орлова Любовь Георгиевна

Слайд 2

Народное творчество , зародившееся в глубокой древности - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Устное народное творчество помогает узнать, как видели мир наши предки, во что верили, на что надеялись, как жили и трудились.

Слайд 3

Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор - это плод народного досуга, это народное достоинство и ум.

Слайд 4

Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа, праздничными одеждами его души и наполнила глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по законам, связанными с его трудом, природой почитанием отцов и дедов.

Слайд 5

Виды устного народного творчества Потешки Колыбельные песни Прибаутки Заклички Приметы Былины Пословицы и поговорки Частушки Сказки Скороговорки Пестушки Загадки Считалки Календарные песни Народные игры Небылицы

Слайд 6

С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством. Это колыбельные песни в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том, что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым, что существует мера всему, «граница», край; как в этом мире жить и творить. Колыбельные песни

Слайд 7

Пестушки Это игры с приговариванием , активным поглаживанием ребёнка, использованием пальцев ребёнка и взрослого. Активно развивают речь, закладывают основы нравственности, самостоятельности, прививают азы культурно - гигиенических навыков.

Слайд 8

Потешки сопровождают игры с малышом. Слыша потешки от родителей, ребёнок чувствует их заботу, любовь. У него вырабатывается привычка соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком.

Слайд 9

“Считалка” – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества. Считалка-числовка Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били. Притом денежки платили! Кто не хочет платить– тому и водить! Считалка-заменка Ходит бабка с длинным носом, А за нею дед. Сколько деду лет? Говори поскорей, Не задерживай людей! Заумная считалка Пемези беремези Поти стати Стар старовице По водице Русь князь Пемезь вылезь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предыгровые зазывалки , как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки , имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать? Или: Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

Слайд 2

Народная пословица – это широко распространённое образное выражение, метко определяющее какое- либо явление. Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Пословицы и поговорки - своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения . В них всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца.

Слайд 3

Заклички и приговорки обычно произносят, когда что-то делают, обращаются к кому-то. Заклички и приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. Народ обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры с природой были ласковыми и приветливыми.

Слайд 4

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. В глубокой древности люди использовали загадки как один из приёмов иносказательной речи, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от нечистой силы своё жилище, свою семью. С помощью загадок нередко испытывали мудрость, находчивость, образованность человека

Слайд 5

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь ». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество. Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

Слайд 6

Сказка -жанр устного народного творчества имеющие фантастическое содержание и опирающийся на прочную реалистическую основу. Виды сказок: о животных, волшебные, бытовые. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Слайд 7

В сказках предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Небылицы

Слайд 2

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Слайд 3

Песни преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, они помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. Календарные песни

Слайд 4

Игры В прошлом использовались для отдыха человека от тяжёлой работы.

Слайд 5

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой... Солнце красно заходит за лес – к колючему ветру

Слайд 6

Частушки - это маленькие песенки из четырёх фраз, из которых мы узнаём о различных событиях в жизни русского народа, о труде и досуге, любви и страданиях, радостях и горестях, о достоинствах и недостатках, о природе.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.

Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь...

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Конспект НОД в младшей группе «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчества (закличка, песенка-потешка, загадка, чистоговорка)»

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми младшей группы по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Ознакомление с малыми жанрами устного народного творчест...

Развитие речи средствами малых жанров УНТ

Работая над проектом  "Развитие речи средствами малых жанров УНТ", я разработала методическое пособие (книгу-игрушку) для закрепления полученных знаний и умений детей младшей группы. В ней находя...

Развлечение с использованием малых жанров "В деревне у бабушки"

1. Использовать разные виды деятельности детей (музыкальную, речевую) для закрепления у них представления о солнце, доме, животных.2. Развивать активность малышей, стимулировать их творческие проявлен...

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»

Рекомендации для родителей воспитанников «Адаптация детей к ДОУ с помощью малых жанров русского фольклора»Живя в семье в определенных условиях, ребенок приспосабливается к условиям окружающей среды (к...