РАЗВИТЕ РЕЧИ Составление описательного рассказа по игрушке
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Федорова Марина Николаевна

Составление описательного рассказа по игрушке

Программные задачи:

  -учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке;

  -учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с

   существительными в роде;

  -учить образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и

    увеличительным значением;

   - учить слышать и правильно произносить звук ш ; регулировать темп и силу

    голоса.

Материал к занятию:

  -большой медведь (мягкая игрушка), картинки с предметами, в названии которых есть звук ш: чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, игрушка белка, зайчик, мышка.

Предварительная работа:

  -чтение сказок про животных, рассматривание иллюстраций к ним,

   отгадывание загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_1_nedelya_sentyabr.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательного рассказа по игрушке

Программные задачи:

  -учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке;

  -учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с

   существительными в роде;

  -учить образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и

    увеличительным значением;

   - учить слышать и правильно произносить звук ш ; регулировать темп и силу

    голоса.

Материал к занятию:

  -большой медведь (мягкая игрушка), картинки с предметами, в названии которых есть звук ш: чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, шкаф, игрушка белка, зайчик, мышка.

Предварительная работа:

  -чтение сказок про животных, рассматривание иллюстраций к ним,

   отгадывание загадок.

Ход занятия.

1. Сюрпризный момент.  Гость. Загадка.

Воситатель: Ребята, к нам на занятие придет гость. Отгадайте, кто это: летом          гуляет, а зимой спит.

  В группе появляется игрушечный медведь, здоровается с ребятами.

- Я еще хочу загадать вам загадку. И ты, мишка, послушай: шерстяная, пушистая, большая — это мишка или кошка? (ответы детей)

Мишка: -  Это конечно, я! Я -шерстяной, пушистый и большой!

Воспитатель. Конечно, мишка, ты шерстяной, пушистый и большой (делает акцент на окончания слов). Но я сказала: шерстяная, пушистая, большая. Большая — кошка, а ты — большой.

  _А эта загадка о ком: коричневая, веселая, смешная — это мишка или обезьяна? (ответы детей)

Мишка: -  Ребята уже знают, что коричневая, смешная, веселая -обезьяна, а я — коричневый, веселый, смешной.

Воспитатель: -  А это кто: косолапая, большелапая, меховая?

Ответы детей.

    Мишк: - Правильно ребята отгадали, и я отгадал: косолапая — медведица, а я- косолапый.

Воспитатель: -  Ребята, давайте теперь расскажем о мишке. Как мы его назовем ласково?

Дети: -  Мишенька, мишутка, медведушка, медвежонок.

Воспитатель: - Скажите такое слово, чтобы было понятно, что мишка большой: не медведь, а медве...медведище.

2. Звук «ш»

  Я вам сейчас расскажу про него историю. Жила Машенька. Был у нее мишка. Она очень любила своего мишутку и сшила для него красивые штанишки и рубашку. Надел мишка рубашку и стал надевать штанишки, да в одну штанинку две лапы засунул. Машенька говорит ему:» Ты, мишенька, неправильно надел штанишки. Нужно в одну штанину одну лапу просунуть». Очень постарался мишка и правильно надел штанишки. За это Машенька дала ему шоколадку

   Какой звук слышится в этих словах? ( Показывает артикуляцию звука ш).

Лера, возьми в руки игрушку, которая тебе нравится, и произнеси слово так, чтоб в нем слышался звук ш.

Ребенок выполняет.

Рома, какая игрушка нравится тебе?

Ребенок отвечает.

Произнеси слово так, чтоб в нем слышался звук ш. Этот звук можно тянуть долго-долго — ш-ш-ш.

Ребенок выполняет.

3. Фонетическая гимнастика и  физминутка.

Как жужжит жук? - Ж-Ж-Ж

Как воет волк? - У-У-У

Как паровоз выпускает пар? - Щ-Щ-Щ

Как поют комарики? - 3-3-3

Как рычит мотор? - Р-Р-Р

Что просит сказать врач, когда осматривает горло?- А-А-А

Как фыркает кот?- ф-ф-ф

Как выходит воздух из шара?- С-С-С

Как пыхтит каша? - П-П-П

Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш

4.  Итог. Д/и.

Воспитатель: - Ребята, мишка хочет с вами поиграть.

Игра «Кто больше слов скажет».

Воспитатель показывает детям белочку (картинку или игрушку) и предлагает поиграть.

      Расскажите о белочке, какая она, что она умеет делать, какой у нее        характер.

Дети: -  Белочка рыжая, пушистая, шустрая, смелая; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их на ветки, собирает шишки, орехи.

Аналогично дается задание рассказать и про других зверей: зайчонка, мышонка и т.д.

Воспитатель: -  Послушайте маленький стишок про лягушку: не найду я ушки у нашей лягушки. Скажите это стихотворение тихо-тихо.

Дети выполняют.

Теперь погромче.

Дети выполняют.

Скажите медленно.

Дети выполняют.

Быстро.

Дети выполняют.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Составление описательных рассказов об игрушках

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: «Составление описательных рассказов об игрушках».

Программное содержание: Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта. Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств и действий. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, правильно пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении. Закрепить произношение звука «С» в словах, учить подбирать слова со звуком «С» и вслушиваться в их звучание.

Оборудование: игрушки: кошка и собака, предметные картинки (сыр, сосиски, сок, сметана, косточка, молоко, рыба, морковь, разрезная картинка с изображением кошки.

Методические приёмы: сюрпризный момент, загадки, вопросы к детям, проблемные ситуации.

Ход занятия: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то придёт. У меня в конверте лежит изображение нашего гостя. А кто это, вы догадаетесь, отгадав загадку:

«У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт, замурлычет, запоёт».

- Кто это? Так ли это? Проверим, заглянем в конверт.

Достаю картинку, разрезанную на части.

-Что же делать? Как узнать, правы ли вы?

Раздаю детям части, они составляют целую картинку из частей.

- Кто получился? (кошка). Значит, вы правильно отгадали загадку.

-Но где же наша гостья? А вот и она.

Вношу игрушку – кошку.

- Это кошка. Посмотрите, какие у кошки глаза? (зелёные) Какая шёрстка? (белая, мягкая, пушистая) Что ещё есть у кошки? (длинный хвост, треугольные уши) Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (пушистая, ласковая, большая) Что умеет делать кошка? (прыгать, лакать молоко, царапаться, ловить мышей и т. д.) Как, вы думаете, зовут нашу кошку? Давайте её позовём, она откликнется на свою кличку.

- Кошечка очень любит, когда про неё рассказывают. Кто хочет рассказать о кошке? Послушайте, что вы должны сказать:

- как зовут кошку;

- какая она;

- что ещё у неё есть;

- что она любит кушать;

- что она умеет делать;

- как вы к ней относитесь.

- О чём вы должны рассказать? (Закрепляю план) .

- Кто придумал рассказ? Возьмите кошечку на руки и расскажите о ней.

- Это (кошка). Её зовут… (Мурка). Она (усатая, глаза у неё (круглые, зелёные, шёрстка (мягкая, пушистая, белая). Мурка любит (молоко, сметану, умеет (ловить мышей, бегать). Мне она (очень нравится) .

- Мурка пришла не одна. Она привела с собой друга. Отгадайте, кто это?

«Лежит – молчит, подойдёшь – заворчит.

Кто к хозяину идёт, она знать даёт».

Показываю собаку.

- Кто это? Какая собака? Как зовут детёныша собаки? Собака большая, а щенок (маленький). Придумаем кличку собаке. Что может делать Дружок? На что похожи глаза у собаки? Они тёмные, как (бусинки) А хвост? (как колечко). Кто хочет рассказать про собаку? Напомните, о чём вы будете рассказывать? (напомнить детям план рассказа) .

- Это (собака Дружок). Шёрстка у неё (жёлтая, мягкая, гладкая, глаза (тёмные, блестящие, хвост (колечком). Дружок любит (бегать, прыгать, лаять, грызть кость и т. д.) Я люблю (играть с собакой) .

- Ребята, о ком можно сказать «большой»? Большой (пёс, кот) А маленький? (котёнок, щенок). Большая? (собака, кошка) .

Физ. минутка подвижная игра «Котята и щенята».

- У кошки Мурки – День рождения. Она ждёт гостей и готовит угощение – любимые блюда своих друзей. В названии этих блюд есть звук «С». Помогите кошке приготовить угощение.

Показываю детям картинки: молоко, сметана, сыр, косточка, сосиски, рыба, морковь, сок. Дети выбирают картинки с предметами, в названии которых есть звук «С».

- Молодцы! Мурка очень рада. Вы ей помогли.

- Мурка и Дружок очень любят играть. Они умеют выполнять разные поручения, если их попросить вежливо, например: «Мурка, ляг, пожалуйста! » «Щенок, пожалуйста, полай! »

Игра «Попроси вежливо».

- Молодцы! Нашим гостям очень понравилось с вами играть. Но пора расставаться. Напоследок друзья приготовили для вас сюрприз и спрятали его. Иди, Катя, поищи его. Пройди четыре шага вперёд, повернись направо, подойди к шкафу, посмотри на полке. Что ты там нашла? Принеси и покажи нам всем.

Угощаю детей витаминами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательного рассказа об игрушках"

Обогащение знаний детей об игрушках с применением средств ИКТ....

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушке – заяц» Средняя группа

Занятие по развитию речи поможет развить умение по составлению описательного рассказа по игрушке - заяц....

НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке».

Цель: развивать умение детей  составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.        Программные задачи: ...

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа об игрушках – лисёнке, медвежонке».

Цель: развитие умения составлять описание игрушки, объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.Программные задачи:  Связная речь: учить детей по вопросам составлять описание иг...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....