Как научить ребёнка читать и писать
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Соляхова Оксана Николаевна
Многоуважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Эти советы для тех из вас, кто хочет помочь 5-6 - летнему ребенку научиться читать, писать под диктовку или самостоятельно, а главное, предупредить многообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе. Занимаясь с ребенком, уделяя ему свое внимание, вы одновременно с обучением и профилактикой нарушений письма и чтения, получите хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                        Многоуважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Эти советы для тех из вас, кто хочет помочь 5-6 - летнему ребенку научиться читать, писать под диктовку или самостоятельно, а главное, предупредить многообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе.

Занимаясь с ребенком, уделяя ему свое внимание, вы одновременно с обучением и профилактикой нарушений письма и чтения, получите хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи ребенка.

Как проводить домашние занятия

 Для малыша, особенно на начальном этапе обучения, важно иметь ежеминутные, безоговорочные успехи на занятии; для этого он должен понимать все сразу. Малейшее непонимание, неудача могут повлечь за собой резкий отказ от занятий, заставить его вернуться к ним будет уже непросто.

Настроение ребенка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому, предлагая ребенку позаниматься, вы буквально должны излучать радость, как от предвкушения чего-то занятного, веселого и одновременно очень важного.

Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет двадцать минут, для шестилетних - полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Продолжительность занятий в самом начале сугубо индивидуальна: один ребенок уже на первом занятии способен интенсивно работать двадцать минут (с перерывом), другой едва выдерживает десять.

Обучающий        взрослый должен понимать, что у большинства детей на начальном этапе обучения работоспособность невысока, внимание быстро истощается. Вели ребенок, отзанимавшись пять-десять минут, перестал вас слушать или неожиданно заговорил о событиях вчерашнего дня, эго вовсе не означает, что он ленив и неумен! Просто он устал, и взрослому совершенно излишне проявлять свою досаду. Поддержите недолго разговор с ребенком на предложенную им тему, а затем продолжите занятие.

С некоторыми детьми подобные «перебивки» происходят каждые пять минут - запаситесь, пожалуйста, терпением!

Раз в десять минут любой ребенок должен отдыхать. Хорошо, если вы поиграете с ним три-четыре минуты в какую-нибудь игру малой подвижности. После этого полезно предложить ему минуту «поспать» - сесть за стол, положив руки на голову, лежащие на столе, закрыть глаза.

Завершать занятия следует на оптимистической ноте: отмечайте даже малейшие достижения ребенка, открыто выражайте свою радость и уверенность в дальнейших его успехах. Очень полезно рассказать при ребенке о его успехах другим членам семьи, знакомым.

Одним из ведущих мотивов в жизни пяти - шестилетних детей является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Именно поэтому дети очень чувствительны к оценкам своей деятельности  с нашей стороны. Непосредственный интерес к занятиям, положительные оценки взрослых, а не чуждая перспектива хорошо учиться в школе стимулируют на первых порах желание ребенка продолжать обучение. Поэтому не стоит и говорить, что обучающий взрослый должен быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия же по принуждению, может быть, и дадут ребенку знания, но интереса к учению не привьют никогда.

По мере того как ребенок овладеет первоначальными навыками письма и чтения, у него возникает интерес к обучению уже не ради похвалы, удовлетворения в признании, а ради самого процесса обучения, для собственного удовольствия.

В данный период взрослый уже может и должен предъявлять определенные требования к его поведению на занятии, к качеству выполнения заданий.

Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку, так как не стоит забывать, что недостаточное развитие воли является более частой причиной неуспеваемости в школе, чем интеллектуальная или физическая слабость.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению

 1. В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует  научить его слышать звук м в слогах, словах.

На протяжение всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - т, е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук м. Мы его произносим отрывисто: М! Ни в коем случае не ЭМ!  Говоря ЭМ мы произносим два звука - э и м. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

И еще, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия звук и буква, когда учите ребенка читать.

  1. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М!

А! - и только затем читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь  угодно читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребенок переводит указку с одной буквы на другую.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он слитно прочел буквы слога!

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «справа»? Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и т. д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону - это чаще всего следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

2. Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести  кубиков? -Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры — занятия с различными «конструкторами» и «строителями».

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

а. Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять же закрашивает) предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.

б. Лепка ребенком буквы из пластилина.

в. Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

г. «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе - и ребенок мгновенно вспомнит ее).

д. Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще и в стихотворной форме!

Например, буква Т похожа на молоток и т. п.

е. Обводка ребенком букв, написанных взрослым.

ж. Написание буквы по контуру, нарисованному взрослым.

з. Написание буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Цель таких заданий - научить правильно писать, предупреждение письменных ошибок.

И если самостоятельно написанное ребенком слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная - цель упражнения достигнута. Это первый успех ребенка.

И последнее. Приступив к занятиям, не забывайте, пожалуйста, о том, что для ваших детей вы - самые близкие и дорогие люди, и чувство психологической, защищенности, которое малыши испытывают при общении с вами, не должно покидать их не на миг!

Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.

Не давайте, пожалуйста, ребенку низких оценок, не увлекайтесь критикой его недостатков. Значительно эффективнее действует похвала! Не страшно, если она будет несколько завышена: подучая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами стремится ей соответствовать. Нелишне напомнить в связи с этим, что самый простой способ изменить человека - искренне восхищаться его достоинствами.

Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка читать

В данной статье даны рекомендации взрослому по обучению детей чтению. Можно использовать как папку-передвижку в детских садах, в аудиториях доп.образования и в классах начальной школы....

Консультации для родителей "Как дома научить ребенка читать и писать буквы"

Кто много читает и много ходит, тот много                видит и много знает....

"Нужно ли учить ребёнка читать и писать?"

Большинство родителей, которые приходят на консультацию логопеда, считают, что умение читать относится к устной речи, а умение писать связано с речью письменной. На самом деле в понятие «письмен...

Как научить ребенка читать и писать. Зрительное восприятие.

Задания на основе речевого и неречевого материала...

Консультация для родителей "Как научить ребенка читать и писать"

Консультация для родителей о развитии навыков чтения и письма....

Консультация для родителей "Как правильно учить ребёнка читать и писать"

Консультация для родителей "Как правильно учить ребёнка читать и писать"...


 

Комментарии

Заозерова Кристина Сергеевна

Оксана Николаевна, спасибо Вам за интересную публикацию. Вы смогли изложить материал для родителей доступно и информативно!