Конспект комплексного занятия по лексической теме "Осень. Деревья"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект для занятия  для детей по лексическому материалу "Осень". для детей среднего возраста (4-5 лет)  Цель- продолжать формировать представления детей о явлениях природы,  совершенствовать лексико-грамматические категории, развивать общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklyarova.docx9.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад общеразвивающего вида №50 г. Томск

Комплексное занятие

  по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

 на лексическом материале «Осень. Лес»

Подготовила :

 воспитатель Склярова И.В.

2015 Томск

Возраст: средняя группа (4-5 лет)

Приоритетная образовательных областей: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие

Цель: расширение представления детей о времени года «Осень», обогащение и активизация словаря детей.

Задачи:

1.Продолжать формировать представления детей о времени года, упражнять в словообразовании  (образование имен существительных единственного и множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм слов.),  развивать связную речь детей.

2.Формировать умение координировать речь и движение, развивать мелкую моторику пальцев рук, формирование произносительной стороны речи.

Предварительная работа: просмотр видео материала по теме «Осень», беседы.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением осеннего леса, картинки деревьев (клен, береза, рябина, сосна, ель), картинки с изображением листьев деревьев, индивидуальные карточки с изображение шишек, карандаши.

Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;


Ход занятия

  1. Организационный момент

                  Педагог заводит ребят в группу и читает стихотворение 

Стихотворение О.Высоцкая

«Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует

Бусы красные надев.»

-Ребята подскажите о каком времени года говориться в этом стихотворении?

 Ответы детей:

-Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной в осеннее путешествие, вы согласны?

Введение в игровую ситуацию

2.Игра «На прогулку»

- Подскажите мне пожалуйста .

-На прогулку мы пойдем что же мы с собой возьмем?

Ответы детей : зонтик, игрушки, и т.д.

-А сейчас я покажу вам картинку с изображением предметов и мы свами этот предмет с собой возьмем.

Педагог вместе с детьми  проговаривают  предложения.

-На прогулку мы пойдем  (зонтик , игрушки , и тд.)мы с собой возьмем .

-На прогулку мы пойдем что же мы оденем?

 -Мы оденем на прогулку: куртку, шапку, сапоги. (проговорить вместе с детьми)

3.Беседа с детьми о том, как мы вышли на прогулку.

(педагог рассказывает о том, что прежде чем выйти на прогулку детки должны, тепло одеться, взять необходимые вещи (например игрушки, зонтик)

Звучит музыка .

Педагог:

-Раз два, три повернись и в лесу ты очутись.

-Ребятки мы с вами находимся в осеннем лесу.

Что мы там можем увидеть?

Упражнение «Один-много»

Педагог показывает картинку с изображением предметов

Лист - на другой картинке листья, а детки должны назвать. (цветок-цветы, гриб-грибы, дерево-деревья.)

Упражнение «Ласковые слова».

Детям предлагает назвать маленькие предметы .

Лист-листочек, гриб- грибок, грибочек, цветок-цветочек. …..)

- Может ли быть там холодно? А если там холодно,  давайте мы с вами погреем наши ручки.

 Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Здравствуй, лес,  

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

Показать картинку с изображением осеннего леса, опавшей листвы.

-Представим что мы с вами осенние «листочки» .

Подвижная игра «Осенние листья»

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели

-Ребята посмотрите, что случилось? Почему все листья на земле лежат? (разноцветные  листья лежат на ковре)

Ответы детей. Поправка педагога. (потому что пришла осень, ветер срывает листья с деревьев, ….)

Игра «Подбери дереву свой листочек»

Инструкция:  Мы с вами оказались в осеннем лесу, какие деревья мы можем увидеть там? Ответы детей : березка, рябину клен ель , и т.д.

На фланелеграфе выставляются три дерева, а на столе лежат листья с этих деревьев. Детям предлагается найти листья соответственно деревьям.

Каждый ребенок подходит берет лист и прикрепляет к дереву.

Педагог спрашивает у ребенка чей это лист, ребенок отвечает,  с какого дерева этот лист.

(Лист березы- березовый лист , с рябины –рябиновый лист, с клена- кленовый и т.д.)

Педагог :

-Какие замечательные деревья у нас получились.

- Ребята подскажите мне о каком дереве можно сказать .

Загадка про ель. «Зимой и летом одним цветом».

Открытие нового знания

Педагог объясняет, что ель, сосна имеют вместо листьев иголочки .

А знаете ли вы что растет на этих деревьях кроме иголочек? (предположительные ответы детей).

                   Упражнение «Обведи по точкам»

Детям раздаются индивидуальные карточки с  контурным изображением шишек.

Инструкция: деткам предлагается обвести по контуру, по точкам-  изображение шишки.

Детям предлагается,  показать,  что у них получилось.

Педагог читает стихотворение с использованием настоящих шишек.

Пальчиковая гимнастика.

«Шишку я в руке держу,

То сожму, то разожму.

Поиграю с нею —

Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правую,

Вот сжимаю левую...

Буду шишки я сжимать,

                                                    Буду ручки укреплять.»

Педагог : деткам предлагается вернуться из леса «Раз два, три четыре пять в группе мы с тобой опять» (поворачиваясь вокруг себя)

Итог: мы свами побывали в осеннем лесу, давайте вспомним что нам там понравилось? (дети анализируют что им понравилось больше всего, с чем возникали трудности)

Список использованной литературы:

1.В.В.Гербова Развитие речи в детском саду.

2.Д.Денисова Развитие речи у дошкольников. Средняя группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста с ЗПР по лексической теме: «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с  временем года, их внешнем виде, повадках;- расширить и активизировать словарь (животн...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «ЗИМУШКА- ЗИМА» с использованием нетрадиционных методов рисования

Продолжать расширять представление детей о временах года, знакомить с характерными особенностями зимней природы, с приметами зимы, активизировать словарь детей, закрепить обобщающее понятие –зима.Акти...

Конспект комплексного занятия по аппликации на тему "В гости к дереву" в средней группе.

Формирование умений по выполнению аппликации из  салфеток....

конспект комплексного занятия для детей средней группы.Лексическая тема "Перелётные птицы"

На занятии  продолжаем работу по формированию правильного речевого и физиологического дыхания, по формированию правильной артикуляции звука.Знакомим  с гласными звуками. Совершенствуем...

Конспект комплексного занятия. Тема:«Предметный мир. Волшебный мир дерева и металла» с детьми подготовительной группы.

Задачи:Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемн...

Конспекты занятий по лексической теме «Деревья».

Конспект занятия  по теме «Деревья».Цель: продолжать учить детей составлять короткий описательный рассказ по теме.Задачи:1.Продолжать учить детей образовывать относительные прилагател...