Конспект НОД на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Польская Ирина Алексеевна

Программное содержание. 

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

4. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.

 

Развивающие задачи:

1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.

 

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. 

 

Оздоровительные задачи:

1. Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

 

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка,

 

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

 

Материал: Иллюстрации к русским народным сказкам,

 

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное  учреждение                                                                                                                                                            Болоховский детский сад № 3 «Улыбка»                                                                                                                                               администрации муниципального образования Киреевский район

Конспект НОД на тему:

«Путешествие по русским народным сказкам»

 Подготовила и провела:

воспитатель  Польская И.А.

2015

Конспект НОД по речевому развитию

«Путешествие по русским народным сказкам» (старшая группа)

Программное содержание. 

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

4. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.

Развивающие задачи:

1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. 

Оздоровительные задачи:

1. Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка,

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: Иллюстрации к русским народным сказкам,

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Ход занятия

Дети заходят в группу.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, а значит, пожелаем здоровья и хорошего настроения.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель. Уважаемые гости сегодня мы хотим предложить вашему вниманию очередной выпуск детской программы «В гостях у сказки» /звучит заставка передачи/. И я приглашаю вас совершить путешествие в необыкновенную страну - страну сказок. Чем сказка отличается от рассказа? -какими могут быть по своему настроению сказки? И поможет нам в этом путешествии наш гость. Что же это за гость? Чтобы узнать это, вам предстоит отгадать мою загадку. - Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне. И женился на царевне. Кто же это?

Дети: Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению».

Воспитатель: Что за транспортное средство было у Емели. Дети: Печка. Воспитатель: Как вы думаете, Емеля был лентяем?

Дети: Нет. Он за водой ходил, печку топил, дрова рубил. /Появляется Емеля, в руках у него ведро, здоровается/

Воспитатель: Однажды Емеле улыбнулась удача. Как вы думаете, за что щука наградила Емелю? Дети: Он ее пожалел, отпустил. У него доброе сердце. А как она ему помогла?  

Дети: Она ему сказала волшебные слова -По щучьему велению, по моему хотению – и все, что он просил, исполнялось.

Воспитатель: /обращаясь к Емеле/ А что у тебя в ведре, уж не щука – ли? /достает из ведра щуку/. Емеля, пожалуйста попроси щуку, чтобы она перенесла нас в какую-нибудь сказку. /Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка, на экране появляется заставка к сказке «Заяц - хваста»/.

Воспитатель: Мы с вами оказались в волшебной сказке. Давайте посмотрим, что же там происходит. Драматизация отрывка сказки «Заяц - хвастун». /дети одевают шапочки/

Воспитатель: 1.Как вы думаете, почему сказка называется “Заяц - хвастун”? /Заяц-хвастун главный герой сказки/. 2.Почему же он хвастун? /Заяц-хвастун, потому что он всё время хвастался, сам себя хвалил/. 3.Перед кем хвастался заяц и что он говорил про свои усы, лапы и зубы? /Перед другими зайцами хвастался, он говорил не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи. 4.Как вы думаете, а почему зайцы рассказали о хвастунишке тёте вороне? /Ворона самая мудрая и умная птица в лесу/. 5.Почему заяц пообещал вороне больше не хвастаться? /Он испугался, а ещё он, наверное, понял, что хвастаться нельзя/. 6.Как вы думаете, почему заяц решил спасти ворону от собак? /Заяц был добрый/. 7.Чем закончилась сказка? /Ворона назвала зайца храбрецом/. 8.Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? /Не надо хвастаться, надо быть добрым и помогать людям/.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем “Закончи предложение”.

• Летом зайцу тепло, а зимой зайцу ... холодно.

• Летом заяц сытый, а зимой заяц ... голодный.

• Летом заяц серый, а зимой заяц ... белый.

• Летом зайчик скачет по траве, а зимой скачет по ...снегу.

• Заяц был трусливый, а стал ...храбрый.

• Заяц бежал медленно, а потом побежал ... быстро. 

• Ворона ругала зайца, а потом стала его ... хвалить.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики.

На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: (обращаясь к Емеле) Емеля, пожалуйста, попроси щуку, чтобы она перенесла нас еще в одну сказку. /Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка, на экране появляется заставка к сказке «Гуси-лебеди».

Воспитатель: Мы с вами оказались в волшебной сказке. Давайте посмотрим, что же там происходит. Драматизация отрывка сказки «Гуси-лебеди». Дети одевают шапочки.

Воспитатель: 1.Кто главные герои этой сказки?

2.Скажите, по вашему мнению, кто в этой сказке положительный герой, а кто отрицательный? Почему? 3.Скажите, кого повстречала Маша, когда искала брата?

4.Почему все отказали ей в помощи?

5.А что было на обратном пути? Почему печка, яблоня и речка помогли Маше?

6.Ребята, а почему гуси лебеди смоги унести братца Иванушку? (при затруднении с ответом, наводящий вопрос: А случилось бы это, если Маша была рядом с братом? Какой можно сделать вывод, прослушав сказку?

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка - /дети шагают/

Стоит задом наперед - /дети поворачиваются/

В той избушке есть старушка - /грозят пальцем/

Бабушка Яга живет - /грозят пальцем другой руки/

Нос крючком - /по тексту/

Глаза большие - /по тексту/

Словно угольки горят - /качают головой/

Ух, сердитая какая! - /бег на месте/

Дыбом волосы стоят - /руки вверх/

Воспитатель: /обращаясь к Емеле/ Емеля, пожалуйста попроси щуку, чтобы она перенесла нас в другую сказку. /Емеля произносит волшебные слова, звучит волшебная музыка, на экране появляется заставка к сказке «Крошечка-Хаврошечка».

Воспитатель: Мы с вами оказались еще в одной волшебной сказке. Давайте посмотрим, что же там происходит.

Драматизация отрывка сказки «Хаврошечка». /дети одевают шапочки/

Воспитатель: 1.Ребята, вам понравилась сказка? Как она называется? Хаврошечка.

2.К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"? К злой мачехе и ей ленивым дочкам.

3.Сколько было дочерей и как их звали? /У мачехи было три дочери - Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

4.А какими они были? /Они были ленивыми/.

5.А что делала Хаврошечка? /Она на них работала/.

6.Кто помогал Хаврошечке? /Ей помогала корова/.

7.Что она помогала ей делать? /Корова помогала выполнять всю работу/.

8.Что она при этом говорила? /Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово/.

9.Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? /Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали/.

10.И какая же из дочерей всё рассказала мачехе? /Триглазка всё рассказала матери.

11.Что же произошло дальше? /Мачеха приказала зарезать корову/.

12.А что произошло дальше? /Хаврошечка собрала все косточки и посадила их. На том месте выросла яблоня с наливными яблочками. Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком. Но мачехины дочки не могли угостить барина, потому что яблоня стала их бить и хлестать веточками. А угостила барина Крошечка – Хаврошечка/.

13.Чем закончилась сказка? /Барин женился на ней/. Звучит колокольчик.

Воспитатель: Слышите? Наша передача подошла к концу. Сегодня мы с вами побывали в сказках, которые учат нас доброте, трудолюбию, заботе о близких.

Воспитатель: Емеля, тебе дети на прощанье хотят что-то пожелать.

Дети: Мы желаем тебе быть трудолюбивым. Мы тебя научим. Мы знаем пословицы о труде.

Воспитатель: А вы трудится любите? Надо трудиться, чтобы чему-либо научится. Давайте вспомним пословицы о труде и лени.

Дети: Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Какова пряха, такова на ней рубаха. Натаскала белка орехов в дупло, будет ей зимой и сухо и тепло. Делу время - потехе час.

Емеля: И я хочу сделать вам подарок. /произносит волшебные слова/ По щучьему велению, по моему хотению подари щука детям на прощание сборник сказок, чтобы дети не забывали и с удовольствием читали сказки. /достает из ведра книги со сказками/.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения литературной викторины в старшей группее на тему "Путешествие по русским народным сказкам"

Приветствую вас, уважаемые гости! Данный конспект вы можете использовать для проведения литератуной викторины в старшей группе. В ходе проведения дети вспомнят русские нарродные сказки, их героев и сю...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по русским народным сказкам»

систематизирование знаний детей о русских народных сказках через игру - путешествие...

Конспект - занятия на тему «Путешествие по русским народным сказкам»

Программное содержание.Обучающие задачи:1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.2. Учить узнавать сказку по заданию.3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделиров...