Проект «Мир волшебных слов»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Абабкова (Чернышёва) Юлия Вячеславовна

Создать условие для усвоения дошкольниками эмоциональных слов в процессе анализа художественных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 73 - Центр развития ребёнка»

г. Бийск

Проект

«Мир волшебных слов»

                                                                          Автор – составитель:

                                                                          Чернышёва Юлия Вячеславовна,

                                                                          воспитатель

2012 год

Проект: «Мир волшебных слов»

Автор - составитель: Чернышёва Юлия Вячеславовна, воспитатель.

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 73 - ЦРР».

Вид проекта: обучающий, долгосрочный.

Срок реализации: 1 год

Участники проекта: дети 5 – 6 лет.

Актуальность.

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Значительную роль играет эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Все это можно увидеть через ознакомление с художественной литературой.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, образности.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

В дошкольных учреждениях уделяется важное место анализу художественных произведений, но особого значения не уделяется введению в активный словарь детей эмоционально – оценочной лексики, которая способствует полноценному усвоению художественных произведений.

А на основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Цель.

Создать условие для усвоения дошкольниками эмоциональных слов в процессе анализа художественных произведений.

Задачи.

  • Формировать умения анализировать художественные произведения;
  • Развивать воображение, мышление, память;
  • Обогащать и активизировать словарь детей эмоционально окрашенными словами;
  • Воспитывать речевую культуру.

Методы обучения.

  • Наглядный (демонстрация картинок, внесение на занятие атрибутов к произведениям, дидактических пособий)
  • Словесный (рассказ, вопросы, беседа, разъяснение, оценка)
  • Практический (выполнение задания)
  • Игровой (проигрывание ролей, игровые действия)

Принципы.

В работе учитывались следующие принципы: наглядности обучения, систематичности и последовательности, доступности, новизны, полезности, сотрудничества.

  • наглядности – обучение должно быть наглядным, чтобы знания опирались на ясные живые восприятия и представления;
  • систематичности и последовательности обучение, которые получает дошкольник, в его сознании должно отражаться как целостная система связанных между собой знаний и умений;
  • доступности приобретенные детьми знания обеспечивают выполнение заданий;
  • новизны – вызывает интерес к работе, за счет постановки последовательной системы;
  • полезности предусматривает получение положительного результата;
  • сотрудничества – позволяет создать в ходе НОД и свободной деятельности атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.

Ожидаемый результат.

Дети к концу года будут активно употреблять в своей речи, эмоционально окрашенные слова, что позволит качественно и количественно изменить уровень лексического и речевого общения и будет способствовать благополучному и успешному обучению.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

 1.«Художественная литература», где используются произведения по теме.

2. «Ознакомление с окружающим миром», где расширяются знания по лексической теме.

.

План работы над проектом

Этапы

Вид деятельности

Сроки реализации

I этап - подготовительный

1.Изучение методической литературы

2.Изготовление атрибутов для занятий

3.Подбор материала для проведения занятий.

Сентябрь

II этап - основной

1.Упражнение в подборе синонимов и антонимов, учить объяснять значение слов

2.Чтение тематической литературы

3.Заучивание эмоционально - окрашенных отрывков из произведений

4.Упражнение в осмыслении образного содержания и значения пословиц

5.Учить выделять в произведении эмоционально-выразительные слова через игру

Октябрь – апрель

III этап - заключительный

1.Обобщение полученных знаний на итоговом мероприятии (викторине)

2.Итоговая выставка рисунков

Май

Формы работы:

Дата

Название

Форма

Цель мероприятия

5сентября

«Путешествие в сказку»

Занятие

Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

10сентября

«Лиса и тетерев». «Лиса и журавль».

Формировать логическое мышление при ответе на вопросы.

Воспитывать дружеские качества, внимание к окружающим.

16сентября

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Занятие по составлению «сказочных выражений»

Учить замечать и использовать выразительные средства языка. Способствовать усвоению образного строя языка сказки.

21сентября

«За горами, за лесами»

Занятие в форме викторины вопрос-ответ

Побуждать дошкольников эмоционально воспринимать образное содержание сказки; закрепить представления о жанровых особенностях сказки; продолжать формировать образность речи.

8октября

«Познакомимся»

Развлечение

Учить детей разыгрывать несложные представления, используя выразительные средства (эмоциональность, мимику, жесты, интонацию, пантомимику).

16 октября

«Хаврошечка»

Занятие - беседа

Учить выделять в произведении эмоционально-выразительные слова. Учить понимать пееносное значение слов.

26 ноября

«Доброта и злость»

Развлечение

Развивать у детей умение выразительно показывать такие эмоциональные состояния как доброта и злость.

3 декабря

«Жадина»

Занятие – чтение художественных произведений.

Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове – добрый, щедрый, радушный; упражнять детей в образовании разных форм глаголов (поиграть, разрезал, принесла, поделился, раздал) и сравнительной степени прилагательных (жаднее, щедрее).

10декабря

«Волшебные сказки»

Занятие-ознакомление детей с понятиями «литературная сказка» и «русская народная сказка».

Формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к слушанию сказок, вызвать интерес к сказкам.

18 декабря

«На севере диком»

Занятие – составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас эмоционально окрашенными словами (спокойная, медленная, задумчивая, печальная, грустная, могучая, величественная); упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов –ик-, -еньк-.

21 января

«Лисята»

Занятие – чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Учить подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные - рыжая,  пушистый, шустрый, озорной, хитрая) и действий (глаголы) – кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали.

10 февраля

 «Про зайца длинные уши»

Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы, упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

18 февраля

«Северные олени»

Занятие – рассказывание по картине «Северные олени»

Формировать у детей способность подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных (рога крепкие, сильные); активизировать в речи детей антонимы (большой и маленький).

25 февраля

«Зимовье». (Русская народная сказка)

Занятие  -пересказ сказки

Развивать активный словарный запас. Развивать образное мышление, через пересказ содержания текста.

 Воспитывать чувства взаимовыручки, взаимопомощи, дружбы.

4 марта

«Делай, как я»

Развлечение

Закрепить умение детей с помощью вербальных и невербальных средств показать героев сказки, их повадки и словом выразить их эмоциональное состояние.

11 марта

«Про зайчат»

Занятие – чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

Учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову.

18 марта

«О весенних деревьях»

Занятие – чтение стихотворений.

Формировать у детей способность эмоционально, воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.

8 апреля

«Силачи»

Развлечение

Развитие эмоциональных средств общения, формирование положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками, создание благоприятного эмоционального отношения.

15апреля

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Занятие – рассказывание русской народной сказки.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.

21 апреля

«В некотором царстве»

Занятие -рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Закрепить знания детей о жанровых, языковых особенностях русской сказки; развивать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к пониманию образных выражений.

2мая

«Лети, лети, лепесток…»

Чтение отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; подвести их к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

12 мая

«Не надо ссориться!»

Занятие –придумывание пословиц

Беседа по произведению В. Драгунского «Удивительный день»

Продолжать развивать монологическую и диалогическую речь; побуждать детей чувствовать юмористический характер рассказа, правильно понимать нравственный смысл текста, мотивированно оценивать поступки героев рассказа, осмысливать образное содержание и значение пословиц.

19 мая

«Русские народные сказки»

Способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к слушанию сказок.

24 мая

«Игралочка»

Занятие – викторина.

Закрепить, систематизировать знания детей о эмоциональной лексике, формировать умение эмоционально и выразительно общаться и использовать в своем разговоре данные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Волшебные слова"

познавательный проект по нравственному воспитанию...

Проект «СТРАНА ВОЛШЕБНЫХ СЛОВ» П Р А З Д Н И К "Да здравствует вежливость и доброта!"

Дорогие ребята!  Уважаемые гости!  Мы рады видеть вас на нашем утреннике,  который называется  "Да здравствуют вежливость и доброта!"   Ребята чтобы начать праздник, дава...

В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова».

В нашей группе прошел проект на тему:  «Добрые слова – волшебные слова»....

Педагогический проект по социально- коммуникативному развитию в младшей группе на тему: "Волшебные слова"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна.  Возникший ценностный вакуум, бездуховность,  отчуждение человека от куль...

Педагогический проект в детском саду "Волшебные слова"

Педагогический проект в детском саду "Волшебные слова"Вид проекта: групповой воспитательный проект с элементами творчества для детей 3 - 5 лет.Продолжительность проекта: 2 месяца.Участники п...

Педагогический проект в детском саду "Волшебные слова"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна.  Возникший ценностный вакуум, бездуховность,  отчуждение человека от культуры к...

Педагогический проект с детьми второй младшей группы"Волшебные слова"

Групповой  воспитательный проект с элементами творчества для детей 3 - 4 лет.Образовательная область: социально-коммуникативное  развитие (нравственное воспитание)....