Устное народное творчество в развитии речи детей
статья по развитию речи на тему

Тюленева Татьяна Владимировна

ПРиобщение к истокам культуры русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_razvitii_rechi_detey.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество в развитии речи детей.

Фольклор - народное устное творчество. Он тесно связан с жизнью народа, с его трудовой деятельностью и бытом.

Основная черта народного творчества его коллективность. Другие его признаки: устность возникновения, творческая изменяемость и народность содержания.

Все эти особенности фольклора тесно связаны. Стиль фольклора - жанровые формы, система образования, его язык и традиции. Для русского фольклора характерны такие жанры, как песни, частушки, пословицы, загадки, потешки, сказки. В своей поэзии народ выразил веру в лучшее будущее, свои мечты о победе добра над злом, о торжестве справедливости, о хорошей жизни. Фольклор- это прежде всего искусство слова. А. М. Горький утверждал, что «начало искусства слова - в фольклоре» Поэтому особенно тесна связь фольклора с литературой, потому что у них единый материал, единая задача - воздействовать на сознание людей.

Фольклор живет повсеместно и является достоянием города и села. Устное творчество народа - это не только древнейшее и богатейшее искусство человечества - это великая народная культура, впитавшая в себя весь исторический опыт народа.

Из поколения в поколение передается народная мудрость. В чем же причина неослабевающего интереса к фольклору? Интерес к фольклору - одно из проявлений в своей истории к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его жизни и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве. Слагая песни и сказки, пословицы и поговорки, человек выражал себя в труде и в творчестве. Слагая песни и сказки, пословицы и поговорки, человек выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом.

Фольклор как неисчерпаемый источник народного профессионального искусства и как основа народной духовной культуры относится к древнейшим эффективным средствам эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа в течение тысячелетий. Сила фольклора, как средство эстетического и нравственного воспитания в семье и обществе заключается в том, что произведения фольклора своим содержанием учат детей различать добро и зло, а также поведению детей «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это дурно». Детей учат давать ответы на главные вопросы о том, что будет, если ты в своей жизни совершать лишь добрые дела по отношению к людям, животным, деревьям, растениям?

Или что может случится с тобой, если ты причинишь зло людям, животным, деревьям, земле, растениям?

Слушая частушки, колыбельные песни, пословицы, сказки ребенок самостоятельно делает выводы о своем поведении, стараясь избежать  ошибки героев фольклорных произведений.

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться черты характера, которые уже связывают его со своим народом.

Корни этого влияния - в языке своего народа, который усваивает ребенок, в колыбельных песнях, потешках, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, а также он получает огромные впечатления от природы родного края , быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Большое значение в развитии речи детей является знакомство с устным народным творчеством. А знакомство начинается с потешек. Под звук этих ласковых, напевных слов, ребенок легко просыпается, умывается (Водичка - водичка), ест (Травка-муравка).

Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним, под слова потешек превращаются в тот эмоциональный контакт , в те формы речевого общения , которые так необходимы для его развития. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен, богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия.

Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик - мальчик, ел - пел, наша - Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются и это подчеркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением.

Звукосочетания наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, то и дело слышатся в потешках: Ладушки - ладушки, где были? - У бабушки. Что ели? - Кашку ... Чики - чики, кички, березовые лычки! «Чики, чики, чикалочки ...Скок - поскок, сколочу мосток. Научившись различать звуковые сочетания, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

М. Горький писал: «Именно на игре словами ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом» языка».

Большинство потешек создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей работе.

Знакомство с потешками я начала с детьми с двух лет. Начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе, объясняла значение новых слов, которые дети слышат в потешках. До разучивания потешек «Солнышко - солнышко», «Ладушки - ладушки», «Наша Маша маленькая», «Пошел котик на торжок» и т.д. даю детям представление о том, о чем говорится в потешке. Во время умывания использовала потешку «Водичка - водичка». А когда причесываю детей, заплетаю, то рассказываю потешку «Расти коса до пояса» . Детям очень нравятся потешки и они с удовольствием их рассказывают. Потешки учила с детьми не только на занятиях , но и в свободное время. Во второй младшей группе, они стали их применять в сюжетных играх например: «Дочки - матери», «Семья» и т.д. Потешки с детьми обыгрывали, они начали учиться двигаться как лисичка , заяц, медведь, говорить, как курочка, петушок, ежик и т.д., в зависимости от того, о ком потешка.

Дети очень полюбили настольный театр, теневой, пальчиковый. Когда начинала учить детей показывать потешки по ролям, у них вначале получалось не очень удачно, а теперь они с удовольствием их обыгрывают и умеют это делать хорошо. Но главное добилась того, что любой ребенок, мог заменить другого и сыграть его роль. Ни кто не оставался в стороне.

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение также имеют и сказки. Они приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного языка. Сказки способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, речи, творческой фантазии, художественного вкуса, учат преодолевать трудности, прививают любовь к труду, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрым, честным, храбрым, справедливым.

Слушание сказок всегда доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с удовольствием его пересказывают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют запомнившиеся обороты и эпитеты в разговорной речи (тянет-потянет, лягушка - квакушка и т.д.) Сила воздействия сказки зависит не только от ее содержания, но и от умения преподнести ее детям, ярко и образно рассказать или прочитать. Зародились сказки в глубокой древности, когда еще не было письменности. На всех этапах своего развития они содержали в себе народную мудрость, мечты о счастливой жизни, покорении природы, справедливой доле, выражали высокие идеалы народа. Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная (речь) манера ее преподнесения, читающий наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай, хорошо ему известный, необычность которого намерен передать « я там был», «жили-были». Естественное,  дружеское, заинтересованное обращение к детям - одно из необходимых условий рассказывания сказки. Теплая, задушевная обстановка при рассказывании сказки усиливает впечатление от нее, увлекает и захватывает детей. В сказках прежде всего поучительна выдумка, некоторая таинственность, свойственная волшебным сказкам, должна соблюдаться в зачине самом начале сказки (превращение братца Иванушки, полет на гусях-лебедях).

Все сказки строятся на принципе противопоставления: добро противопоставляется злу (лиса и заяц), ум - глупости (лиса и козел). Герои народных сказок, как правило, рисуются прямолинейно. Сказочные герои -либо носители добра, наделенные положительными чертами (честностью, трудолюбием, храбростью, отзывчивостью, добротой и т.д., Маша («Маша и Медведь»), петух («Лиса и заяц»), либо носители зла, которым присущи отрицательные качества (коварство, лень, зависть, жадность, хитрость и др. например баба яга («Гуси лебеди»), волк («Волк и семеро козлят»). В сказках дети должны понять, какой это герой, как к нему относиться. Положительный герой требует теплого, доброго отношения, а отрицательный герой - осуждения, недовольства, возмущения. Например в сказке («Крошечка – хаврошечка») вызывается у детей симпатия к девочке, потому что у нее тяжелая жизнь и судьба. В сказках действие начинается сразу и развивается непрерывно, один эпизод сменяется другим, например в сказке «Колобок» колобок встречается с зайцем, ушел от зайца, встречается волк и т.д. Почти во всех сказках счастливый конец, в котором добро торжествует, а зло наказано. Народные сказки имеют свои, веками выработанные художественные средства и приемы.

Народным сказкам присущи устойчивые выражения («слезами умывались, как сыр в масле катались, деревце за деревцо»).

Есть сказки, в текст которых включаются небольшие песенки (песня Иванушки из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», песня козы из сказки «Волк и семеро козлят», песня кота и лисы из сказки «Кот, петух и лиса». Русские народные сказки богаты юмором: глупый козел послушался хитрой лисы, прыгнул в колодец, попал в беду (Лиса и козел), коварную бабу -Ягу ловко одурачивает мышка («Гуси-лебеди»), Маша озадачивает мишку, который не подозревает, что она сидит у него за спиной, в коробе («Маша и медведь»). Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. В группе со своими детьми я уделяла большое внимание сказкам , так как сказки помогают детям понять, что такое хорошо, что такое плохо, учат их быть справедливыми, смелыми, трудолюбивыми. Сказки детям рассказывала не только на занятиях, но и в свободное время вечером. В этом году дети участвовали в сказке «Лиса и заяц» на новогоднем утреннике.

Ребята с нетерпением спрашивали: «Какую сказку мы будем слушать сегодня? - или просили рассказать уже известную сказку, которую они любят («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»).

При знакомстве со сказкой, пыталась развивать у детей способность анализировать или сравнивать, оценивать поведение героев сказки. Сравнивая сказки, пыталась обратить внимание детей на то, что общего в них: добро борется со злом и всегда побеждает. Вначале прочитанную сказку, вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Затем сделала теневой театр по сказкам «Теремок», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и т.д. Это театр детям понравился и в свободное время они с удовольствием в него играли. Дети, даже самые робкие, с большим удовольствием принимали участие в играх. Дети сами изъявляют желание играть в сказку. Они любят так же игры - драматизации по сказке. Распределяем между детьми роли, желающих всегда бывает много. Вначале инсценировали небольшие сказки «Курочка-ряба», «Репка», «Теремок». Потом разучили сказку «Колобок», «Лиса и заяц». Сейчас разучиваем сказку «Маша и медведь» Общение детей друг с другом стало лучше, стала развиваться речь детей.

Загадки также являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо «входят» в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, сопоставляет, угадывает, ищет ответ на бесконечное «почему». В это время фантазия детей направлена не на отвлеченные понятия, а на конкретные, повседневно видимые предметы и явления, в которых столько интересного и таинственного. В загадках - реальный мир, близкий и понятный детям, который помогает формировать разнообразные конкретные представления, развивает речь детей.

Дети способны на основе нескольких признаков, указанных в загадке, представить себе предмет, если он им знаком. Если же не знаком, задание отгадать загадку вызывает у детей интерес. Это дает возможность использовать

загадки для закрепления знаний на занятиях, о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями, а так же с целью привлечения внимания детей к предмету наблюдения, беседы.

Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков.

Дети называют характерную особенность предмета или животного, о котором загадывают: «Зимой и летом одним цветом», «Лапка мягонька, а коготок востер».

Учитывая конкретный и образный характер мышления детей, использовала загадки с признаками предмета( цвет, форма, размер, назначение, способ изготовления). Учила детей отгадывать загадки, начинала, как предлагает Е.И.Тихеева.

На стол выставляла игрушки или картинки козы, петуха, лошади и т.д. Для этих игрушек или картинок подбирала загадки: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытцами постукивает.»

«На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры»

«Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка.»

Дети быстро отгадали загадки, ведь предмет находился перед глазами. Такое отгадывание загадок не сложно для детей и полезно тем, что загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли, показывают такие стороны явлений, которые часто остаются не замеченными.

Загадки привлекают и радуют поэтическими образами, удивляют неожиданными сравнениями.

Выбор слова, меткие художественные средства делают загадки произведениями, которые доставляют эстетическое наслаждение. Этот жанр фольклора помогает научить детей чувствовать красоту окружающего мира, видеть прекрасное.

Предметность, конкретность загадок делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. С загадок начинала занятие. Дети отгадывали, что они будут рисовать, лепить. Например: «Стоит Антошка на одной ножке».

«Само с кулачок, красный бочок».

«Тронешь пальцем гладко, а откусишь сладко».

Загадками вносила «живинку» в занятие, они заставляли по-новому взглянуть на предметы .

Загадками часто заканчивали занятие по ознакомлению с овощами, по познавательному развитию и развитию речи.

«Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая».

«Сидит дед в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает».

Загадки, активизируют впечатление детей, заставляют думать, угадывать скрытый смысл , найти отгадку .

Наблюдая за животными предлагала загадки, которые помогают концентрировать внимание детей на определенном образе:

«Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А ниток - ни одной.

Затем показывала картинку и смысл детям становился ясным. Наблюдая за птицами зимой использовала следующие загадки:

«Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая».

«Кричит «Крак», червякам враг».

«Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, краски собирает».

Это помогало детям лучше рассмотреть птиц, сравнить их по величине, окраске, повадкам, различать по издаваемым звукам (ворона каркает, воробей чирикает, сорока стрекочет). Загадки воспитывают у детей способность понимать красоту природы. На прогулке предлагала внимательно посмотреть вокруг. Идет снег, пушистые снежинки садятся на пальто, шапки, рукавички. Вокруг бело. Мы словно в снежном царстве. Затем загадывала загадки: «Бел да не сахар, ног нет, да идет». «Бело покрывало всю землю укрыло». Потом детям задавала вопросы: «Почему снежинки называют звездочками, а снег - белым покрывалом»? Загадки помогают детям понять, как красочно, по-разному можно сказать о предмете.

Чтобы углубить и уточнить первоначальные знания детей об окружающем мире, проводила игры: «Кто и что это?», «Подумай», «Волшебный мешочек».

Доступная детям загадка - полезное упражнение для его ума, речи. Отгадывая загадки, дети учатся рассуждать.

Дети любят загадки типа «Подскажи словечко»:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я:

Бывают на сосне, на елке,

А называются ...»

«Летом в болоте вы ее найдете,

Зеленая квакушка. Это кто?»

Загадки обладают качествами как в развитии речи, так и в воспитательной работе с детьми.

 С детства детей знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и ее величайший педагог народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: научения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Сначала мы с детьми завели альбом, туда записывали известные им выражения народной мудрости, добавляя свои. В уголке «Для пап и мам» сделала книжку - раскладушку, в которой писала пословицы и поговорки, чтобы дети учили вместе с родителями дома. Пословицы и поговорки применяла на занятии и в свободное время. Детям объясняла смысл пословиц, учила понимать, в каких ситуациях можно применять ту или иную пословицу.

Используя пословицы и поговорки на занятиях и в повседневной жизни, активизировала речь ребенка.

Чтобы дети могли лучше запомнить пословицы и поговорки, показывала им сюжетные картинки, предметы и предлагала вспомнить пословицу, поговорку.

Воспитывая интерес и уважение к различным профессиям, осуществляла через знакомство с трудом взрослых.

Так, во время экскурсии на кухне дети знакомились с трудом повара. Они внимательно рассматривали оборудование, слушали объяснение, даже некоторые дети задавали вопросы: «как варится каша»? Затем в группе мы побеседовали о том, что ребята увидели и узнали нового.

Прочитала им пословицу:

«Не котел варит, а стряпуха».

Не печь кормит, а руки».

Детям объяснила почему, так говорится. Используя пословицы во время наблюдения за трудом взрослых, раскрывая их смысл, стремилась к тому, чтобы дети поняли самое важное: Любой труд почетен, трудолюбивых народ уважает и прославляет. Большое значение имеют пословицы и поговорки в воспитании трудолюбия у детей. При анализе детского труда всегда называю пословицу «Не говори, что делал, а говори, что сделал». Объясняю смысл, что работу можно выполнить по-разному - плохо и хорошо. Огромную роль в воспитании трудолюбия играют пословицы, которые заключают в себя порицания. Их так же использую во время анализа детского труда:

«Кто любит трудится , тому на месте не сидится».

«Птицу узнают в полете, а человека - в работе».

«Дружба в делах помощница».

«Не смеши языком, а торопись делом».

Изучая пословицы о труде, стремилась показать значение природы в жизни людей. К.Д.Ушинский говорит, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. В результате систематического ознакомления детей с пословицами у детей развивается интерес к народному творчеству, развивается речь детей.

В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений русского народного творчества. И хочется верить, что после такого большого знакомства с русским народным творчеством, мы больше его полюбим, станем намного добрее и намного чище. Произведения устного народного творчества всегда будут пользоваться любовью у детей.

Так, средствами искусства обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...