Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений.
материал по развитию речи на тему

Фомина Дарья Владимировна

Данный материал является творческим отчетом по самообразованию на тему: "Воспиатние звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений". Здесь представлены четыре этапа воспиатния ЗКР и для каждого из них описнаны используемые игры и упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_pedagoga_samsonovoy_d.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет педагога Самсоновой Д.В. по самообразованию.

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений».

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме  «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений».

Задачи:

  • написание перспективного плана по самообразованию;
  • изучение методической литературы по вопросу;
  • подбор дидактических игр и пособий;
  • изготовление и апробирование дидактических игр и пособий.

Актуальность:

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Систематическая  работа  над  развитием  звуковой  культуры  речи  поможет  ребенку  еще  до  поступления  в  школу  в  совершенстве  овладеть  фонетико-фонематической  стороной  речи.  Проблема  формирования  звуковой  стороны  речи  не  потеряла  своей  актуальности  и практической значимости в настоящее время. Тема еще актуальна тем, что дидактические игры  и  игровые  упражнения,  дадут  воспитателю  возможность  проводить  артикуляционную гимнастику, занятия более живо и интересно. Игра  – наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, так как является основным видом его дельности.

Этапы реализации:

I этап:

На I этапе я изучала методическую литературу по теме. Ответ на данный вопрос я нашла в работах:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

2. А.И.Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.

3. О.С.Ушакова. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников.

4. Л. Р. Болотина. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие.

5. Н. Г. Комратова. Учимся говорить правильно: учебно – метод. пособие по развитию речи детей 3 – 7 лет.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина.

7. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей.

8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.

9. Швайко Г.С. Игры, игровые упражнения для развития речи.

II этап:

Подбор и изготовление дидактических игр, направленных на:

  1. развитие фонематического слуха;
  2. артикуляционной моторики;
  3. дыхания;
  4. интонационной выразительности.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

1. Развитие фонематического слуха.

В развитии речи детей 4-5 лет большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, различение слов, близких по звуковому составу (слова-паронимы). Например: пособие «Волшебные часы», с помощью которого играли в игры «Найди пару», «Подбери рифму». Так же направлено на развитие навыков элементарного звукового анализа: отбирать картинки с заданным звуком, умение выделять первый и последний звук в слове, подбирать слово на заданный звук. Для решения этих задач использовали игры «Подарки», «Цепочка», «День рождения Ани».

2. Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только  тогда навык будет закрепляться. Не нужно перенапрягать ребенка, достаточно 2-3 упражнений в день, по 5-7 раз необходимо повторить каждое упражнение.  Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Вряд ли ребенок будет с желанием выполнять эти упражнения, если предложить ему позаниматься, а вот если пригласите поиграть или придумать сказку-тогда он  примет приглашение с удовольствием.  

При проведении артикуляционной гимнастики нашими задачами являются: 1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); 2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. 

Для проведения артикуляционной гимнастики, мы использовали такие игровые приемы как: путешествие по «Волшебной дорожке»; игра «Веселый кубик»; альбомы артикуляционных упражнений; сюжетные картинки для сочинения сказок о Язычке.

3. Работа над развитием речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Для выработки свободного, плавного, удлиненного выдоха мы использовали такие игровые упражнения, как: «Загони мяч в ворота», «Вертушки», «Сдуй бабочку»; «Сдуй снежинку», «Прожорливые фрукты», «Разноцветные перышки».

4. Работа над голосом

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека.

Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т.п.).

Задачами педагогов являются: 1) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту; 2) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо - громко).

III этап:

На третьем этапе я:

  • повысила свою педагогическую компетентность по этому вопросу;
  • обогатила развивающую среду группы;
  • мною были изготовлены дидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Использование дидактических игр и игровых упражнений способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

Дети научились определять и называть первый и последний звук в слове, произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

чисто-и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников

В данной статье описывается как с помощью чисто- и скороговорок можно формировать звуковую культуру речи...

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе и...

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Представленная картотека дидактических игр и чистоговорок будет интересна детям и полезна взрослым....

Речевые игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Речь - это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого...

Презентация "Воспитание звуковой культуры речи дошкольников".

Презентация " Воспитание звуковой речи дошкольников" была подготовлена для семинара - практикума с родителями по "Связанной речи"...

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Дидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников от 2 до 7 лет....

Педагогическое руководство процессом воспитания звуковой культуры речи дошкольников, средства и методические приемы

В данной статье описываются средства и приемы  воспитания звуковой культуры речи; условия, необходимые для того, чтобы процесс развития речи протекал правильно и своевременно. Также рассматр...