Педагогическое руководство процессом воспитания звуковой культуры речи дошкольников, средства и методические приемы
статья по развитию речи

Кобзева Олеся Николаевна

В данной статье описываются средства и приемы  воспитания звуковой культуры речи; условия, необходимые для того, чтобы процесс развития речи протекал правильно и своевременно. Также рассматривается поэтапная работа педагога в вормировании звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое руководство процессом воспитания звуковой культуры речи дошкольников, средства и методические приемы

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребёнок должен:

  • быть психически и соматически здоровым;
  • иметь нормальные умственные способности;
  • иметь нормальный слух и зрение;
  • обладать достаточной психической активностью.

Педагог должен научить детей осознанно пользоваться интонацией, для этого он использует специальные упражнения и игры на проговаривание скороговорок, чистоговорок, рифмовок.

Для развития речевого слуха детей используют как неречевые, так и речевые звуки.

Формирование правильного произношения звуков является важнейшей составной частью воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить детей четко произносить звуки в словах и фразах, необходимо, прежде всего, уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеют произносить их чисто. Эта работа очень важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков. При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков отрабатывается дикция (например, произнесение звука [а] при широко открытом рте). Кроме того, формируя правильное произношение звуков на знакомом и простом для детей материале, воспитатель имеет возможность акцентировать их внимание и на звуковом оформлении речи.

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе лучше всего использовать звукоподражания. Знакомя детей со звуком или звукосочетанием, необходимо там, где это возможно, связывать их с каким-нибудь образом (звук [у] - с гудком паровоза или гулом самолета, звук [и] - с криком лошадки и т.д.). В других случаях широко используются различные звукоподражания: тик-так - тикают часы, тук-тук-тук - стучит молоточек, га-га-га - кричит гусь. Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го с целью закрепления звука [г]).

При закреплении звуков в словах надо обращать внимание и на четкость, внятность произнесения всего слова в целом. Отрабатывая произношение слов, не всегда следует добиваться того, чтобы дети в данный момент точно по образцу воспроизводили их, особенно те слова, в которых есть звуки "позднего онтогенеза" (шипящие, согласные [л] и [р]).

Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают. Своевременное выявление таких дефектов, оказание помощи детям уже на раннем возрастном этапе имеют большое профилактическое значение. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется, прежде всего, за счет хорошо развитого слухового внимания и слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей внимательно прислушиваться к речи окружающих, используя упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом, различение на слух близких и далеких по звучанию звуков и звукосочетаний.

Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки или звукосочетания с различной громкостью. Воспитатель дает образец, а дети подражают, например, голосу какого-нибудь животного. Такие задания необходимы для воспитания интонационной выразительности речи.

Развивая голосовой аппарат малышей, воспитатель должен учитывать их индивидуальные особенности. Если, например, ребенок имеет тихий, слабый голос, следует поощрять даже самое незначительное повышение его громкости, постепенно доводя его до нормы.

Основные приемы работы педагога – дидактические игры и упражнения на развитие моторики органов артикуляционного аппарата, речевого слуха, речевого дыхания детей, на постановку интонации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

чисто-и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи дошкольников

В данной статье описывается как с помощью чисто- и скороговорок можно формировать звуковую культуру речи...

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений.

Данный материал является творческим отчетом по самообразованию на тему: "Воспиатние звуковой культуры речи дошкольников средствами дидактических игр и упражнений". Здесь представлены четыре этапа восп...

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе и...

Сценарий педагогического совета "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников"

Тематический педсовет "Условия формирования звуковой культуры речи дошкольников", в форме круглого стола, с элементами теоретического семинара и практикума...

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Представленная картотека дидактических игр и чистоговорок будет интересна детям и полезна взрослым....

Речевые игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Речь - это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого...

Презентация "Воспитание звуковой культуры речи дошкольников".

Презентация " Воспитание звуковой речи дошкольников" была подготовлена для семинара - практикума с родителями по "Связанной речи"...