Проект " Матрёшка"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Проект  исследовательской деятельности по изучению народного творчества на  тему: " Матрёшка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  исследовательской деятельности по изучению народного творчества на  тему: " Матрёшка"

выполнила:

воспитатель МДОУ" Надеждинский сад " Земляничка""

Кайбицкого муниципального района РТ

Жиренкова Елена Анатольевна

СЗД категория

Введение.

   С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций,

 экспериментирование, опытно-иследовательскую деятельность.

    Выбор темы проекта пришёл с возникновением проблемы о вытеснении народного творчества из повседневной жизни в век компьютеризации. Знаменитые матрёшки и свистульки не трогают больше зрительских глаз, хотя за границей пользуются большим спросом. Цель моего проекта:  познакомить дошкольников  с родословной русской матрешки, с росписью игрушки, прививать любовь к  Родине, своему  народу, уважать и прославлять русские традиции, развивать навыки росписи по дереву, творчески подходить к решению поставленной цели.

Задачи:1. Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке.2. Научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ.3. научить учащихся работать в группах и творчески.

Исследовательская работа.

Исследовательская работа мною будет проводится в течении месяца с 22 апреля по19 марта с разновозрастной группой в количестве 8 человек

Мною будут использованы методы работы

- Познакомиться с Матрёшкой: узнать, откуда она появилась, происхождение Матрёшки;  с помощью различных источников: энциклопедий, книг, экспериментов, наблюдений, опытов, рассказов взрослых…;

- Организовать мини-музей книг;

- Изготовить шаблоны росписи Гжель и Хохлома ;

- Оформить коллаж " Мы милашки- куклы неваляшки"

- Организовать выставку рисунков " Вот они такие- девицы простые"

- Выпустить фотоальбом " Рукотворное чудо"

- Донести до родителей важность и интерес нового вида деятельности. Провести разъяснительную работу, дать рекомендации, консультации по оказанию действенной помощи детям в реализации их проекта.

          Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Постоянным спутником исследовательского метода обучения  служат экскурсии. Они используются при проведении детьми собственных исследований. Экскурсия помогает изучать разные объекты в их реальном окружении, в действиях, дает большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Известно, что познание «начинается с удивления тому, что обыденно». Будет предложено посетить магазин игрушек, где дети   увидят  плакаты  и красивых расписных Матрёшек . Экскурсия в библиотеку помоглажет не только узнать об интересующей их проблеме, но и познакомится  с художественной литературой по данному вопросу. Посещение библиотеки очень важно  для наших воспитанников. Они не только здесь узнают о новых книгах, но и приучаются к их бережному отношению с малых лет.

Когда сбор информации ребенком завершен, обобщаем и систематизируем накопленный детьми материал. В это момент мы предлагаем детям задания рефлексивного характера. Эти задания учат детей осмысливать проделанную им работу, видеть ее составляющие, условия успеха. Юные исследователи отвечают на следующие вопросы:

- Как ты задумал выполнить работу? Как действовал? Почему?

- Расскажи все по порядку.

- Оцени свою работу. Что ты можешь сказать?

- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с этой работой?

- Что у тебя получилось лучше (хуже)  всего?

- Что было в твоей работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

- Какие знания и умение пригодились тебе, чтобы справиться?

- Что ты узнал нового, чему научился?

Эти вопросы помогают ребенку осмыслить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения и увидеть его пути.

Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского и проектного обучения, на мой взгляд, является защита детских исследовательских работ и творческих проектов. Без него исследование не может считаться завершенным.

Цель презентации проекта – публично представить свою работу. Такое представление достаточно сложно для дошкольника. Возникшее волнение может помешать изложить итоги своей работы, выслушать вопросы и отреагировать на суждения присутствующих. Способность представить свою работу публично важна как свидетельство уровня развития эмоционального интеллекта ребенка.

Примерные работы дошкольников

 «Это интересно» история возникновения матрёшки

• Роспись Гжель

• Роспись Хохлома,

На подготовительном этапе  с родителями воспитанников обсудили вопросы, связанные с проектной деятельностью, определили цели и задачи проекта, составили список необходимого оборудования, подготовили методическую и художественную литературу, дидактические игры по теме проекта.  Приобрели необходимый дидактический материал для практических занятий. Были предложены примерные планы совместной деятельности дома родителей с детьми. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации для родителей. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и проходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые мероприятия, вовлекались в выполнение творческих заданий.

Для популяризации проектной деятельности в детском саду был составлен план взаимодействия с сотрудниками детского сада. Здесь проводились следующие мероприятия: презентация детских проектов, выпуск газет по проектной деятельности.

Перспективное планирование

  Распределение работы по этапам проекта:

1этап – мотивационно - ориентировочный (подготовительный).

Мотивом для поисковой, творческой, учебно-познавательной деятельности дошкольника для нас, педагогов является учебная или воспитательная задача, а для ребенка это «проблемный вопрос», который он сам «придумал» и «озвучил». Здесь мы обращаем внимание на то, что проблема, лежащая в основе, должна быть «четкой», то есть ребенок должен иметь объективную возможность ее разрешить. И для нас это важно, так как определяя свою проблему, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.

2 этап – поисковый.

В результате вопросно – ответной беседы, организованной педагогом, составляем план работы по каждой теме исследования. В некоторых случаях этот план непосредственно связан с вопросами, на которые ребенку нужно ответить. Но за частую детям бывает необходимо определить какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения своей проблемы. Для них задаем вопросы: что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется? На этом этапе задание и разные виды работ стараемся распределить в соответствии с детскими интересами, их возможностями, приоритетами их развития. Здесь же детьми выдвигаются гипотезы (выдвижение множества гипотез - догадок это попытки предугадать ожидаемые результаты) и составляются планы - действий, которые мы стараемся сделать наглядными. Это нужно для того, чтобы сохранить в сознании детей задуманное, помнить проблему своей работы….

3 этап - практический.

Согласно плану - действий вместе с детьми выбираем разные формы работы.

Здесь стараемся научить детей с помощью определенных заданий планировать свою предстоящую работу, организовывать совместную работу в паре, в группе, т.е. работать в команде. А так же не отступать от намеченного плана.

Мы предлагаем детям следующие комбинации вопросов: с чего стоит начать работу; что тебе кажется важным: быстрота выполнения, аккуратность, интересно, красота; как ты будешь действовать, расскажи по порядку; что тебе пригодиться для твоей работы?

4 этап – рефлексивный.

На этом этапе учим детей осмысливать проделанную работу, видеть ее составляющие. Предлагаем детям вопросы и задания, формирующие навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:

- Как ты задумал выполнить работу?

- Расскажи по порядку, как ты действовал?

- Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

- Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с работой?

- Что у тебя получилось лучше всего (хуже)?

- Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

- Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться?

- Что ты узнал нового? Чему научился?

Обращение к рефлексивным заданиям происходит систематически. Таким образом, мы предлагаем ребенку осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе работы и увидеть его пути. Детям предоставляем возможность сконцентрироваться на ощущении радости от свершенных открытий, своих достижений, новых приобретений, ощущении собственной значимости. А, мы взрослые, стараемся создать для детей ситуацию «успешности» и мотивировать их для дальнейшей деятельности.

5 этап – заключительный.

Презентация проекта. Мы обсуждаем с детьми вопрос о том, как бы он хотел представить результат своей проектной деятельности. Как правило, наши дети делают краткие сообщения о своей работе с использованием наглядного материала: фотоальбом, плакаты, схемы, поделки…

Этапы работы над проектом

        

Этапы

проекта        

Деятельность педагога        

Деятельность детей

1 этап

1 Вызвать интерес у дошкольников к народному творчеству. Познакомить  с родословной русской матрешки, с росписью игрушки, прививать любовь к  Родине, своему  народу.

 2Беседа " У Матрёшки дед-японец"

 3.Игра " Одень Матрёшку"

4. Презентация " О чём говорят Матрёшки"

Собрать информацию о Матрёшке с помощью родителей из разных источников информации: энциклопедий, книг, экспериментов, наблюдений, опытов .

Вживание в игровую деятельность.

2 этап

1.Сделать выставку книг в группе.

2. Организовать экскурсию в магазин игрушек.

3. Поход в библиотеку.

Участие в организации выставки книг в группе.

Приготовить сообщение о росписи Гжель 1 группа; Хохлома 2 группа.

3 этап        

7. Практическая помощь (по необходимости).

 Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап        

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Наши юные исследователи преодолевают разные преграды на своем пути. Самое главное – они верят, что достигнут намеченной цели. Стремятся к ней, невзирая на трудности. Верят в себя, в то, что они – настоящие исследователи!

лые – педагоги, родители, стараемся подвести детей к их самостоятельным открытиям новых знаний о мире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Матрёшка"

Познакомить  с  историей  возникновения  матрешки Показать разнообразие в оформлении матрешки, в зависимости от места изготовления Формировать элементы патриотического и эсте...

Проект " Матрёшка-народная игрушка"

Цель этого проекта познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрёшки,воспитать интерес  к истории России....

ПРОЕКТ МАТРЁШКА МАТРЁНА

Познакомить детей с народной игрушкой - матрёшка....

Проект «Матрёшка-душа России»

Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочныйВозраст: 3-4 лет.Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанн...

Проект Матрёшки

Проект Матрёшки для детей и родителей средней группы...

Проект " Матрёшка- русский сувенир" реализация проекта

Фотоматериал  реализации проекта....