Проект Матрёшки
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Федотова Мария Алексеевна

Проект Матрёшки для детей и родителей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Матрёшки25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Веселые матрешки».

                                          Разработка воспитателя  М.А.Федотовой

Идея  проекта:

 пробудить  интерес к разнообразию  русских  традиций   и  промыслов  народных  игрушек  через  знакомство  детей   с  матрешкой.

Задачи:

Образовательные:

-расширить  круг  представлений  о  разнообразии  этой  игрушки.  Дать  некоторые  доступные  для  ребенка  исторические  сведения  о  ней

-расширить  кругозор  детей  в  области  применения  нетрадиционных  изобразительных  техник

Развивающие:

-развивать  мелкую  моторику,  творческое  мышление,  воображение,  фантазию  ребенка,  развивать  умение  доводить  начатое  дело  до  конца

-развивать  умение  детей  самостоятельно  выбирать   различные  нетрадиционные  техники  и  использовать  их  в  работе,  совершенствуя   навыки  и  приемы  работы   с  ними

Воспитывающие:

-воспитывать  любовь  и  уважение  к  народному  искусству

-создавать  радостную  творческую  атмосферу  на  занятии,  стараться  вызывать  у  детей  желание  самостоятельно   творить  с  помощью  нетрадиционных  изобразительных  техник

-воспитывать  аккуратность  в  работе,  уважение  к  труду  сидящего  рядом

Участники  проекта:  педагоги,  дети,  родители

Длительность  проекта:  проект  одной  недели

Выполнение  проекта.

Игровая  деятельность

Поставь по росту – развивать  умение  сравнивать  по  росту

Собери  матрешек  закрытыми  глазами (кто  больше соберет)

Сложи  на  скорость – развитие  ловкости,  развивать  чувство  соперничества

Какой  матрешки  не  стало – игра  на  внимание  и  зрительную  память

Найди   мое  место – учить  детей  называть  высокий – пониже – самый  низкий

Найди  одинаковых  матрешек – игра  на  внимание

Познавательная  деятельность

Интегрированное  занятие  «Матрешки» (приложение №2)

Познавательное  занятие «Как  появилась  матрешка» (приложение №1)

Рассматривание  открыток,  иллюстраций, с  изображением   матрешек

Рассматривание готовых  деревянных  матрешек,  элементов  росписи  на  фартуках  и  платочках

Речевое  развитие

Заучивание  стихов,  потешек  (В.Д. Берестов «Матрешкины  потешки»)

Загадывание  загадок

Заучивание  физминутки «Куда  идешь  матрешка»

Заучивание  пальчиковой  игры  «Матреша»  

Продуктивная  деятельность

Выставка  матрешек,  сделанных  родителями  с  детьми

Пластилиновая  матрешка – размазывание  пластилина  по  шаблону

Раскрашивание  матрешек -  развитие чувства  цвета

Узор  в  кругу – развивать  чувство  ритма,  симметрии

Цветы  для  матрешки – развивать  чувство  цветочной  композиции  для  сарафана  матрешке

Пальчиковое  рисование  узора   на  сарафане

Работа  с  родителями

Создание  своей  матрешки (матрешка  своими  руками)

Открытое  занятие  «Матрешки»

Консультация  для  родителей  «Матрешка  против  компьютера»

Приложение №1 

 Познавательное  занятие «  Как  появилась  матрешка»

Задачи:  

Образовательная:  расширить  круг  представлений  о разнообразии  этой  игрушки.  Дать  некоторые  доступные  для  ребенка  исторические  сведения  о  матрешке.

Развивающая:   обогащать словарный запас детей

Воспитательная: воспитывать любовь  и  уважение  к народному  искусству,  к  творчеству  других  людей.

Ход  занятия:

На  столе  разложены  разные матрешки.  Дети  рассматривают  их,  раскладывают,  играют.

В: - Ребята, посмотрите  какие  красивые  матрешки,  какие  они  все  разные.  Матрешкой  интересно  играть,  это  деревянная  кукла.  А  вы  хотите  узнать,   откуда  в  России  появилась  матрешка?  Как  и  из  чего её делают  и  раскрашивают?

Появилась  первая  матрешка  в  России  очень  давно,  более  100  лет  назад.  Однажды  из  Японии  привезли  игрушку – большеголового  деревянного  японца.  Раскроешь  её,  а  там  ещё   такая же, раскроешь  вторую,  а  там  третья.

Очень понравилась  такая  игрушка  мастерам.  Они  переодели  её  в  русский  сарафан  с передничком,  на  голову  повязали яркий  платок ,  нарисовали  ей  красивые  глазки  и  положили  на  щечки  красивый  румянец.  И  назвали  её красивым  русским  именем  Матрена.  А  ласковое  имя  Матрены – Матрешечка.  Так  и  появилась  эта  игрушка.  Первая  матрешка  состояла  из  восьми  фигурок и  изображала  девочку  Матрену  в  сарафане  и платочке  с  черным  петушком в  руках.  За  девочкой  шел  мальчик,  за  мальчиком  снова  девочка  и  т.д.,  а  последняя    изображала  завернутого  в  пеленку  младенца.

Матрешка  отображает  образ  русской женщины.  Она  одета  в  русский  костюм.  Русские  женщины  в  старину ходили  с  покрытыми  головами:  это  были  платки,  кокошники   или  вышитые  повязки.  Они  носили  очень  длинные  кофты – рубахи   под горло  и  с  длинными  рукавами. Поверх  рубахи  носили  длинные  сарафаны,  поэтому  у  матрешки  ног  не  видно.  Рубаха  и  сарафан  украшены  различными  узорами.

Рождение  матрешки  начинается  на  токарном  станке,  в  токарном  цехе  сухие  липовые  и  березовые  чурки   мастер   обтачивает  снаружи  и  внутри.  После  этого  она  подается  в  художественный  цех.  Здесь  белая  деревяшка   превращается  в  красавицу  матрешку.  Ее  раскрашивают  разноцветными  красками.

Сегодня  матрешку  знают  во  всем  мире.  Дарят  её  на  память  о  нашей  стране, она  стала  традиционным  русским  сувениром.

- Ребята,  теперь  вы  знаете,  как  появилась  матрешка  и   можете  дома   рассказать о  её  появлении.  Думаю  вашим  мамам  и папам  будет  интересно  узнать  об  этом.

Приложение №2

Интегрированное  занятие  «Матрёшки».

Задачи:

Образовательные:    

Закреплять  понятие  «один – много»;  

закреплять  умение  сравнивать  по  росту (высокий – пониже – низкий);  закреплять   навыки количественного  и  порядкового  счета в пределах  5; упражнять  в  счете  и  отсчете  предметов  на  слух;  

закреплять умение  самостоятельно  украшать  изображение  матрешки  элементами  узора  (точки,  мазки,  кружочки).

Развивающие:

Обогащать  словарный  запас  детей  с  помощью прилагательных;

Развивать  воображение,  чувство  цвета;

развивать  умение  петь  знакомую   песню,  выполнять  танцевальные   движения;  

Воспитательные:

Воспитывать  уважение  к  народному  творчеству.

Ход  занятия:

(В  зал  под  музыку  входят  дети.  Девочки  в  сарафанах,  мальчики   в  косоворотках.)

Дуйте  в  дудки,  бейте  в  ложки,  в гости  к   нам идут  матрешки.

(дети  садятся  на  стульчики)

Восп.: - Ребята,  отгадайте  загадку:

Ростом  разные  подружки,

Но  похожи  друг  на  дружку.

Все  они  сидят  в  друг  дружке,

И  всего  одна  игрушка.

Дети: – Матрешка.

Восп.: -  Дети,  рассмотрите  матрешек  и  скажите,  какие  они? 

 (дети  рассматривают  матрешек стоящих  на  столе)

Дети:  -  Матрешки  деревянные,  красивые,  расписные,  разного   роста  и  т.д.

Восп.: -Вы  уже  знаете  от  куда  появилась  матрешка.  Давайте  вспомним, что  мы  о  них  знаем   из  занятия,  которое  было  вчера.

(дети  коротко  рассказывают  о  появлении  матрешки).

Восп.: -  А  теперь  нам  свои  стихотворения   о  матрешке   расскажут  Сава  и  Даня.

Деревянные  подружки

Любят  прятаться  друг  в  дружке,

Носят  яркие  одежки,

Называются  матрешки.

Давай-ка с тобой

поиграем  немножко:

в  матрешке большой  есть  

поменьше  матрешка.

Давайте  все   встанем  в  хоровод  и  поиграем.

(Физминутка)

Куда  идешь  матрешка?

- За  ягодой   морошкой.

Наберу  морошки

Полные  лукошки.

Приходите  в  воскресенье,

Угощу  я  вас  вареньем!

Восп.: - Посмотрите-ка  на  полу  лежат  обручи,  а  в  них  цифры.  Вы  не  знаете,  что  бы  это  значило?  В  одной  матрешке  прячется  много  матрешек,  а   вам надо  собраться  в  обруч  по  столько  человек,  какая цифра  лежит  в  обруче.

(проводится  игра  «матрешки  в  обруч»)  -  2  раза

Восп.: - А  теперь  я  хочу,  чтобы  ко  мне  вышли  пять  матрешек.  Я  раздам  вам  цифры  от  1 до 5,  вы   будете  бегать  под  музыку,  но  как  только  музыка остановилась,  вы  должны  встать  по  порядку.

(дети  бегают  под  музыку,  потом  встают  по  порядку)

Восп.: - Ребята,  правильно  встали  наши   матрешки?  Сколько  их?

Дети: - Матрешек  пять.

Восп.: - Матрешка  соберись!  (дети встают  друг  за  друга)

Сколько  стало  матрешек?

Дети: - Одна.

( по  порядку  матрешки   встаньте) – 2 раза

Восп.: - Ребята  я  взяла  в  руки   бубен,  буду  ударять  в  него,  а  вы   должны  быть  очень  внимательны.   Сколько  раз  я  ударю   в  бубен  столько  матрешек  надо  поставить  на  стол.  Молодцы,   вы  были    очень  внимательны.

(счет  на  слух) – 3раза

Восп.: -   Ребята,  к  нам  в  гости  пришли  еще  три матрешки (показываю три  плоскостные  матрешки),  но  они  сами  не  могут  встать  по  росту,  каждая   из  них  хочет   быть  первой.  Может  поможем  им  встать  по  росту?   С  какой  матрешки  будем  начинать,  с  высокой  или  низкой?

(ребёнок,  выполняющий  задание  у  доски  сам   решает,  с  какой  матрешки  он  будет  начинать  расставлять).

Восп.: - Скажи  Вика,  как  ты  поставила  матрешек?

Вика: - Я  поставила  пока  высокую  матрешку,  потом  пониже,  а  потом  самую  низкую.

(поставь  по   росту) – 2 раза

Муз.руководитель  Девочки и мальчики , я приглашаю вас встать в кружок. Посмотрите , какие у меня есть музыкальные инструменты (показывает ложки и трещотки). Они изготовлены из того же материала , что и матрёшки , они деревянные. Сейчас наши девочки споют песню «Мы весёлые матрёшки» , а мальчики будут музыкантами и сыграют на инструментах мелодию на проигрыше между куплетами.

Дети с музыкальным руководителем исполняют песню «Матрёшки», а затем усаживаются на стульчики.

Муз.руководитель.  Ребята , а у меня тоже есть матрёшки. Но не простые , а музыкальные (выкладывает на мольберте 3 бумажные  матрёшки ) Эта матрёшка , самая большая , обладает низким , толстым голосом . Матрёшка пониже поёт средним голосом , а вот эта , маленькая , поёт тоненьким , высоким голоском . А петь они будут  знакомую вам песенку : «Ля-ля-ля» (Музыкальный руководитель пропевает все партии)  А теперь пожалуйста , помогите матрёшкам ,спойте с ними.

Но вот матрёшки расшалились , чуть с полочки не свалились, я возьму их в руки и буду по очереди выставлять на мольберт , а вы , дети , пропойте песенку той матрёшки , которую я буду ставить на мольберт.

Муз.руководитель по очереди выставляет матрёшек , дети пропевают  высоким , низким голосом и в среднем регистре.

Муз.рук. Спасибо , дети , матрёшкам понравилось , как вы спели , да и мне  – тоже.

 Восп.: - А  теперь   свои  стихи нам  расскажут  Вика  и  Соня.

Щечки  яркие,  платочек,

По  подолу  цветики,

Весело  кружатся  в  танце

Яркие  букетики.

Матрешечка  -  красавица

Всем  нам  очень  нравится.

У  нее  румяные  щечки,

У  нее  на  платье  цветочки.

Восп.: - Ребята,  а  вот  вы  нарядились,  в  матрешек  превратились,  да  в  каких  красивых.  А  на  столах  у  нас  лежат  матрешки,  одели  они  красивые  платочки,  улыбаются.  Но  сарафаны  у  них  не  нарядные,  не  цветастые,  белые,  давайте  нарисуем  им  яркие  сарафанчики.  Как  можно  украсить  им  сарафанчики?   Какими  красками  мы  будем  красить?  

Дети: - Надо  брать  яркие  краски,  красивые.  Мы  будем  рисовать  цветы,  узоры,  точки,  полоски.

Восп.: - Сядьте, пожалуйста,  за столы.  Возьмите  кисти,  краски и  принимайтесь  за  работу.

(дети  рисуют  узор  на  сарафане  матрешки)

Восп.: - Посмотрите,  какие  красивые  получились  матрешки.  Нет  ни  одной  одинаковой.  Вы  просто  мастера.  А  теперь  выходите  со  своими  матрешками  в  круг  , пройдёмся   с  ними в  хороводе.

(дети  водят  хоровод  с  матрешками  и  уходят  в  группу)

Приложение №3

Куда  идешь  матрешка?

- За  ягодой   морошкой.

Наберу  морошки

Полные  лукошки.

Приходите  в  воскресенье,

Угощу  я  вас  вареньем!

Литература.

  1. Дошкольное  воспитание №11  2012 год.
  2. Детский  сад  будущего – галерея  проектов  №1  2013 год.
  3. Детский  сад. Все  для  воспитателя  №4  2012год.
  4. Ребенок  в детском  саду  №1  2013год.
  5. Детский  сад  со  всех  сторон  №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Матрёшка"

Познакомить  с  историей  возникновения  матрешки Показать разнообразие в оформлении матрешки, в зависимости от места изготовления Формировать элементы патриотического и эсте...

Проект " Матрёшка-народная игрушка"

Цель этого проекта познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрёшки,воспитать интерес  к истории России....

ПРОЕКТ МАТРЁШКА МАТРЁНА

Познакомить детей с народной игрушкой - матрёшка....

Проект " Матрёшка"

Проект  исследовательской деятельности по изучению народного творчества на  тему: " Матрёшка"....

Проект «Матрёшка-душа России»

Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочныйВозраст: 3-4 лет.Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанн...

Проект " Матрёшка- русский сувенир" реализация проекта

Фотоматериал  реализации проекта....