конспект непосредственно-образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рыбникова Ольга Николаевна

Конспект по звуковой культуре речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Подготовительная  группа

Тема: « Учимся, играя. Звук и буква М»

Цель:  закрепление  навыков четкого произношения звука [м]выделение  его на слух, обучение  звуко-слоговому анализу; закрепление графического образа буквы М.

Задачи:

Воспитательные:

Формировать положительную установку на участие в занятии

Воспитывать интерес к занятию

Развивающие:

Развивать переключаемость движений пальцев рук при проведении пальчиковой гимнастики

Развивать фонематический слух и восприятие

Развивать диалогическую речь при ответах на вопросы

Образовательные:

Уточнить представления о правильной артикуляции звука [м]

Закрепить представление об акустических свойствах звука при составлении характеристики

Формировать кинестетические ощущения (или уточнение) органов артикуляции на данный звук

Создание среды для организации и проведения НОД:

Мелкие игрушки

Презентация для интерактивной доски

        Звуковые коробочки

        Прищепки

        Картинки со звуком [м]

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая (игры «Чудесный мешочек», «4-й лишний» и т.д.)

Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы)

Двигательная деятельность (физ. минутка)

Познавательно - исследовательская (работа с интерактивной доской)

Продуктивная (выкладывание из счетных палочек, работа со звуковыми коробочками, интерактивной доской)

        Музыкально-художественная  (Песенка-зарядка «У жирафов пятна…» (исп. Е.Железнова).

        Чтение художественной литературы…др. (загадки)

Планируемые результаты:

1.Умеет четко произносить звук [м]

2. Умеет выделять звук [м] из слова.

3. Определяет  позицию звука [м]

4. Знает графический образ буквы.

Критерии оценки деятельности детей на НОД

Активность

Самостоятельность

Взаимодействие со сверстниками и взрослым

Сопереживание

Эмоциональность

Проявление волевых усилий

Самооценка  и др.

Интеграция образовательных областей

Области

Виды детской

деятельности

Решаемые задачи

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная

Музыкальная

(слушание музыки)

Развивать интерес к художественному творчеству

Принимать  активное участие в деятельности

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

(работа с интерактивной доской)

Формировать умение детей решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

(беседа, игровые упражнения)

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.

Физическое развитие

Физ. минутка

 

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми  и сверстниками.

Развивать мелкую моторику рук.

Речевое развитие

Беседа, ответы на вопросы

Формировать умение отвечать полным ответом

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание мотива для деятельности детей (Игра «Чудесный мешочек»)

Определение цели, выводы.

 

2. Основная часть:

          Игровая ситуация «Наведем порядок» (работа с интерактивной   доской)

         Уточнение правильной артикуляции звука [м]

          Игровые упражнения «Подскажи словечко» , «Определи место звука  [м] в словах»

          Игровая ситуация «4-й лишний» (работа с интерактивной   доской)

          Физкультурная пауза  

Выкладывание  буквы М из счётных палочек

Чтение слогов, слов с буквой М

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД

5 мин

20 мин

5 мин.

30 мин.

Ход

образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                          

Воспитатель:  Сегодня утром под дверью нашей группы я нашла мешочек. Оказалось, что в нём лежат какие-то предметы. Ребята, вы хотите узнать, что за предметы находятся в этом мешочке? Сейчас мы узнаем. Достаньте каждый по одному предмету назовите его четко, красиво и правильно.
Игрушки в мешочке: камень, дом, самолет, пирамида, мыло, медаль, матрешка, домино, мочалка, магнит, миска, мышь, монета.

Дети называют.

Художественно-эстетическая

Речевое

2.Основная часть.

Показ, комментирование,  дискуссия.

Планирование.

Изготовление.

Обыгрывание Физкультурная пауза  

Демонстрация.

 

Игра «Наведём порядок»

Воспитатель: Ребята, наведите, пожалуйста, порядок! Разложите  свои предметы из чудесного мешочка по двум корзинкам: в синюю положите предметы, в названии которых звук [м] твёрдый, в зелёную корзинку – предметы, в названии которых звук [м] мягкий. Дети выполняют (использование ИКТ)

Воспитатель: Какой одинаковый звук вы слышите в названии всех этих предметов? (Звук [м]). Расскажите, звук [м] – какой он?

Дети: Согласный, т.к. есть преграда – это губы: когда мы произносим звук [м], наши губы сомкнуты и не размыкаются, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута, выдыхаемый воздух выходит через нос.

 Дети произносят звук [м] и определяют, что звук нельзя петь, тянуть, воздух встречает преграду. Звук произносится с голосом. Это звонкий согласный звук.

Звук [м] может быть твердым и мягким.

Игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: Порядок навели. А сейчас предлагаю поиграть и в стихотворении словечко подсказать.

1. Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зелёная в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь, и вновь
Эту всем полезную, вкусную ... 
(морковь)

2. Собирается в полёт
И моторами поёт.
Самый главный там – пилот,
А машина – ... 
(самолёт).

3. Называем книгу «том»,
Для жилья построим … 
(дом)

 Игровое упражнение «Определи место звука [м] в словах»

Модели (по количеству детей): дом, морковь, самолёт.

 Воспитатель: откройте индивидуальные пеналы, найти в них предметы – «отгадки» («дом», «морковь», «самолёт») и с помощью индивидуальных звуковых карточек и звуковых коробочек выложить звуки-кружочки в соответствии с местом звука [м] в названиях этих предметов (в начале, конце или середине слова).

Дети выполняют.

Воспитатель: Определите, сколько слогов в каждом из слов и прикрепите под каждой схемой столько прищепок, сколько слогов в этом слове. (К схеме слова «дом» – 1 прищепку, к «моркови» – 2 прищепки, к «самолёту – 3 прищепки)

Игровая ситуация «4-й лишний»

Воспитатель: посмотрите на доску и уберите лишний предмет. Объясните свой выбор.

Мяч, машинка, кукла, мишка

Маска, мороженое, дом, машина

Дети выполняют.

Физминутка (с использованием CD-проигрывателя)

Песенка-зарядка «У жирафов пятна…» (исп. Е.Железнова).

8. Вход буквы М

Буква М: «Здравствуйте!»

Дети: «Здравствуйте!»

Буква М: «Я слышала музыку, и мне захотелось посмотреть, куда это я попала. Ммм… как интересно!»

Воспитатель: «А вы кто, неизвестная гостья?»

Буква М: «Я – буква!»

Воспитатель: «Ребята, вы узнали, какая буква пришла сегодня к нам в гости?»

Дети: «Буква М».

Буква М: «Да, я буква М. Я такая модная, и такая милая… Я могу мычать, я могу молчать, я могу мечтать. А вы, ребята, что умеете вы?»

Воспитатель:

«Мы умеем улыбаться! Покажите, как.
Мы умеем удивляться! Покажите, как.
Мы умеем обижаться! Покажите, как.
Мы умеем хитро-хитро посмотреть!
Мы умеем улыбаться!
И мы можем рассмеяться!»

Буква М: «А что ещё вы умеете?»

Воспитатель: «А ещё наши ребята могут изобразить букву М и рассказать, на что она похожа (на мост, качели, верблюда, четыре морковки, две горы и т.д.)».

Дети изображают букву. (Логопед сопровождает действия детей четверостишиями)

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

Вот качели – буква М! 
Здесь качаться можно всем!

Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.

Посмотрите!

Две горы
Словно две родных сестры!

Воспитатель: «Ребята, напечатайте букву в воздухе, указательным пальчиком на столе, указательным пальчиком на спинках друг у друга, выложите букву М из счётных палочек».

Буква М: «А читать-то вы умеете?»

Воспитатель: «Да, мы учимся читать! Наши ребята, умеем составлять из букв слоги и слова, и хотим пригласить тебя с нами поиграть!»

Буква М: «Давайте поиграем. Я очень люблю дружить с другими буквами».

Логопед приглашает ребёнка, предлагает назвать букву на «ободке» и надеть её себе на голову. Затем даёт инструкции: «Буква А, встань слева от буквы М. Ребята, прочитайте, что получилось».

Дети читают: АМ.

Воспитатель: «Буква А, справа от буквы М».

Дети читают: МА.

Аналогично «играют» со слогами: УМ, МУ, ИМ, МИ, и словами: МАК, МАМА, МУКА, МАКИ,  ПУМА, УМКА, КУПИМ.

Познавательно-исследовательское

речевое

Физическое

Художественно-эстетическое

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Воспитатель: «Ребята, вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?»

Дети: Понравилось.

Воспитатель: «Буква М, а тебе понравилось с нами играть?»

Буква М: «Да. Дети, вы все молодцы! Вы уже многое знаете и умеете. И для вас у меня есть небольшой сюрприз: я заметила, что вы нашли мой мешочек. Так вот: мешочек-то мой не простой. Он волшебный! Он превращает слова в подарки! Вспомните и назовите слова со звуком [м], я поймаю их, а потом мы посмотрим, во что мой «волшебный» мешочек превратит эти слова».

Дети по очереди называют слова. В конце игры Буква М достаёт из мешочка угощение, желает детям успехов и, прощаясь, уходит.

Речевая

Физическая

Длительность НОД: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...