Конспект занятия по правовому воспитанию "Мои права"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по правому воспитанию "Мои права"для детей старшей и подготовительной группы.

Программное содержание. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать. Учить называть полным именем своих родителей. Познакомить с понятием «отчество». Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Воспитывать чувства самоуважения и уважение друг к другу, к окружающим людям.

Предварительная работа. Загадки.Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три поросёнка»"Красная Шапочка", беседы, рассматривание фотографий.

Оборудование. Иллюстрации к сказкам для раскрашивания,Панно «Ромашка с правами ребенка", документ «Свидетельство о рождении»,"Конституция" "Конвенция о правах ребенка" Изображение героев сказок "Золушка" "Чиппалино","Дюймовочка", "Доктор Айболит","Незнайка", "Белоснежка", "Буратино" "Карабас Барабас" "Жар-птица".Запись детских песен,музыкальное сопровождение к загадкам(треки№№)

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие - путешествие.Мы с вами побываем во многих сказках,и даже увидим "волшебство" Но,сначала давайте возьмемся за руки своего соседа  и скажем :

Собрались все дети в группе.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся. (садятся)

-Ребята,мы все живем на планете Земля.На Земле живет много людей.Они разные и похожи друг на друга.Ты всегда можешь отличить человека от животного,но и люди отличаются друг от друга,ведь вы всегда можете отличить своих родных и знакомых от других людей. Для того,чтобы жить в мире,дружбе,люди договорились,как нужно себя вести,что бы всем было хорошо.Придумали правила поведения,составили законы и записали в самый главный документ - конституцию,которым все должны подчиняться.

-В каком главном документе записаны законы,правила,обязаности? (Ответы детей)

-Правильно,это самый главный документ называется-Конституция.

-Давайте произнесем вместе "Конституция" показать детям документ.

-Есть еще специальныйдокумент,в котором говорится :о правах людей.Он называется "Деклорация прав человека" Давайте повторим вместе"Деклорация"

-У каждого из нас своя жизнь.О сохранении жизни заботятся государство,родители,воспитатели,врачи,полиция и многие другие люди.-Посмотрите, у меня в руках книга,не простая,а очень важная.Этоа книга называется "Конвенция оправах ребенка".В ней написаны права детей.Это главный  международный документ детей,которые подписали (согласились,одобрили)люди всей планеты.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правому воспитанию "Мои права"для детей старшей и подготовительной группы.

Программное содержание. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать. Учить называть полным именем своих родителей. Познакомить с понятием «отчество». Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Воспитывать чувства самоуважения и уважение друг к другу, к окружающим людям.

Предварительная работа. Загадки. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три поросёнка» «Красная Шапочка», беседы, рассматривание фотографий.

Оборудование. Иллюстрации к сказкам для раскрашивания, Панно «Ромашка с правами ребенка", документ «Свидетельство о рождении», "Конституция" "Конвенция о правах ребенка" Изображение героев сказок "Золушка" "Чиппалино" ,"Дюймовочка", "Доктор Айболит", "Незнайка", "Белоснежка", "Буратино" "Карабас Барабас" "Жар-птица". Запись детских песен, музыкальное сопровождение к загадкам(треки№№)

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие - путешествие. Мы с вами побываем во многих сказках, и даже увидим "волшебство" Но, сначала давайте возьмемся за руки своего соседа  и скажем :

Собрались все дети в группе.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся. (садятся)

-Ребята,мы все живем на планете Земля.На Земле живет много людей.Они разные и похожи друг на друга.Ты всегда можешь отличить человека от животного,но и люди отличаются друг от друга,ведь вы всегда можете отличить своих родных и знакомых от других людей. Для того,чтобы жить в мире,дружбе,люди договорились,как нужно себя вести,что бы всем было хорошо.Придумали правила поведения,составили законы и записали в самый главный документ - конституцию,которым все должны подчиняться.

-В каком главном документе записаны законы,правила,обязаности? (Ответы детей)

-Правильно,это самый главный документ называется-Конституция.

Давайте произнесем вместе: «Конституция» показать детям документ.

-Есть еще специальный документ, в котором говорится о правах людей , он называется «Декларация прав человека». Давайте произнесем вместе «Декларация»

- У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи,полиция и многие другие люди.

-Посмотрите,у меня в руках книга, не простая ,а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка» в ней написаны права детей. Это главный международный документ детей, который подписали (согласились, одобрили) люди всей нашей планеты.

Теперь мы знаем, о главном документе детей это «Конвенция прав ребенка», в которой говорится о правах и обязаностях детей.

Вопросы детям.

-Что такое Конвенция, Конституция, Декларация???Это ЗАКОН.

-Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами детей, и в этом, конечно же мне поможете вы.Мы узнаем некоторые,самые главные права ребенка.

 Звучит фонограмма №1 «Волшебный цветок»                                                                                                                        

- Я принесла для вас цветок счастья, на лепестках которого были записаны ваши права. Но лепестки разлетелись по группе. Это злой волшебник не хотел, чтобы вы узнали свои права. Но мы не сдадимся, найдем лепестки!

Чтобы найти первый лепесток, надо отгадать загадку они и будут нашими подсказками, где могут быть спрятаны лепестки нашего цветочка.                                                         Звучит фонограмма  №2 «Рождение  малыша»                                                                                                                                    1.Родилась у мамы дочка,                                                                                                                                 Из прекрасного цветочка.                                                                                               Хороша малютка просто,                                                                                                                            С дюйм была малышка ростом                                                                                                     Если сказку вы читали                                                                                                                Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)  Дети находят лепесток около иллюстрации «здание роддом»

-Ну вот мы нашли первый лепесток. Его хранила Дюймовочка.

Ребенок приносит первый лепесток, на нем написано «ПРАВО НА ЖИЗНЬ» с номером статьи. Прикрепляет к сердцевине цветка.

-Как только ребенок появляется на свет,у  него появляется право на жизнь независимо от цвета кожи,национальности.Как вы думаете,что означает это право? (ответы детей) –Это означает,что никто не может лишить человека жизни, право дышать, пить, есть, улыбаться.  

Отправляемся искать второй лепесток.Поищем?

2.Уверенный в себе, хоть Неумейка.                                                                                                     И от природы он большой зазнайка,                                                                                                  А ну-ка, угадать его сумей-ка,    Известен всем под ИМЕНЕМ…. НЕЗНАЙКА. Ребенок приносит второй лепесток, найденный у Незнайки. На нем написано «ПРАВО НА ИМЯ» № статьи Звучит фонограмма №3 «Олеся»  

-Дети,посмотрите друг на друга, и скажите, чем вы похожи? (ответы детей)- несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.                                                                                                     –Правильно,это ИМЯ. –Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же это такое  -ИМЯ? Имена – это слова,но особые. Они означают очень многое.                                 -Дети,как вы думаете,зачем  человеку ИМЯ?  (высказывания детей)                                                 – Правильно, имя – это отличительное  название, обозначение человека, которое  дается ему при рождении.С помощью имени вы можете назвать человека, обратиться к нему,отличить его от других. Без имени нам   было бы трудно общаться друг с другом и понимать,о ком идет речь в разговоре о других людях.Вот почему люди ценят свои имена.Человек проносит имя через всю свою жизнь.После рождения ребенок получает свой первый документ – Сидетельство о рождении. (показать) в нем написаны имя,фамилия ребенка-это еще одно право-право на имя и фамилию.И вы становитесь гражданами,той страны,в которой родились ,                                                                                                        -Кто мне скажет,как называется государство,в котором вы родились и живете?Укаждого из вас есть имя – у кого-то привычное, у кого0то редкое,но все имена прекрасны потому что его с любовью нам дали наши родные.С первых дней жизни человек слышит своё имя.Сначала, в уменьшительной (ласкательной) форме,потом в полной ,и с отчеством.                                                                                                                                         -  Итак,у каждого человека есть ИМЯ.Есть оно и у сказочных персонажей,а у животных есть кличка.Я сейчас буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить,почему их так зовут. И мне в этом помогут дети старшей группы.

Игра «Почему их так зовут»

НЕЗНАЙКА   (потому что ничего не знает)                                                                    БЕЛОСНЕЖКА (она белая,как снег)                                                                                                    СНЕГУРОЧКА  (она сделана из снега)                                                                                                 СИНЕГЛАЗКА (Это девочка с синими глазами)                                                                                            КУРОЧКА РЯБА (она пестрая,рябая)                                                                           ДЮЙМОВОЧКА (очень маленькая не больше человеческого пальчика)                          НЕСМЕЯНА (не смеется) ……                                                                                                           -Молодцы! Закройте глазки…Вспомните,как вас ласково называют дома? (ответы детей)

А сейчас будут участвовать дети подг.гр.                                                                                   ИГРА «ЭХО»  вывешиваем круг «СОЛНЫШКО» без лучиков. Лучики с именами раздать детям.                                                                                                                                           –Вы будете представлять свое имя ,а я как эхо буду их повторять.Вы будете брать свой лучик с именем,называть его или имя как бы вы хотели что бы вас называли и прекрепить их с помощью клея на круг,на солнышко.                                                                        –Вот,какие красивые у вас имена! Посмотрите ,как засверкали ваши имена в  лучиках солнышка!Солнышко согреет нашу группу теплом и все станут добрее друг к другу.Встаньте ребята,протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя  теплыми солнечными лучиками.Я надеюсь,что доброе имя,которое вы носите,поможет вам стать сильными,храбрыми,красивыми,умными.И пусть по чаще,звучат  имена друг друга в нашей группе.

Поищем третий лепесток. Подсказка….                                                                                         3.Она была подружкой гномов.                                                                                                  И вам конечно же знакома….БЕЛОСНЕЖКА  Ребенок  находит рядом с иллюстрацией Белоснежки,приносит лепесток с надписью и № статьи «ПРАВО НА СЕМЬЮ»                    Звучит фонограмма №4 «Моя семья» В Декларации прав человека написано,что каждый человек имеет право на семью.Семья – родной дом,самое дорогое,что есть у каждого человека,это люди,которые живут вместе.

Ребенок имеет право жить в семье, со своими родителями,право на заботу и любовь.Как вы чувствуете любовь родителей? (дети отвечают,как заботятся о них родители)                                                                                                                                            Вот послушайте  загадку.                                                                                                

4.Он  в Италии родился,                                                                                                                                  Он своей семье гордился.                                                                                                          Он не просто мальчик – ЛУК                                                                                                                               Он надежный верный друг…ЧИППОЛИНО

 Даже из сказки про Чипполино вы знаете про его дружную семью.                                                     -Ваши родители очень вас любят,заботятся о вас.Но у каждого человека помимо права, есть  еще и ОБЯЗАННОСТИ перед родителями.В хорошей,дружной семье все помогают друг другу.Вы тоже должны помогать своим родителям.У меня есть сердечко ДОБРЫХ ДЕЛ,передавайте его друг другу и называйте,как вы помогаете или помогали своим близким.(Слушаемся,не огорчаем плохим поведением,заправляем свою кровать,накрываем на стол и так далее)

     -Сегодня по дороге в сад я нашла волшебную птицу, и она такая красивая.Но когда к ней подошла,она не смогла улететь.Я ее взялаи принеслакнам  в сад.Только потом поняла,почему же она не может летать,она потеряла свои перья.Раньше народ считал,что счастье в дом приносит Жар-птица или птица счастья.Перья мы нашли,она их недалеко  потеряла,но они оказались не простыми.На этих волшебных перьях были загадки.И что бы волшебная птица вновь смогла всем приносить счастье,мы должны ей помочь.Поможем?Отгадаем?Сделаем доброе дело. При правильном ответе звучит фонограмма …

Колыбель кто вам качает,                                                                                                              Кто вам песни напевает?                                                                                                                 Кто вам сказки говорит,и игрушки дарит? (МАМА) фонограмма№5

Он машину ловко водит,                                                                                                                     В стену гвоздик заколотит,                                                                                                              Маме дома помогает,                                                                                                                         И с детишками играет (ПАПА) фонограмма №6

Кто ребята,отвечайте,                                                                                                                    Вяжет нам носки и кофты,брюки,юбки,свитера…                                                                            Ну конечно БАБУШКА моя        (БАБУШКА) фонограмма №7

Носит медали он на груди,                                                                                                                      Всем он на помощь стремится прийти,                                                                                          Бабушка кличет его молодцом,                                                                                                       Стар он годами, а молод умом. (ДЕДУШКА) фонограмма №8

В конце всех загадок звучит фонограмма №9 «Щебет, пение  птиц»                                                      -Молодцы ребята!Знаете всех членов семьи. И чем больше в вашей семье детей,родственников, тем богаче ваша семья. А теперь возьмем перья Жар-птицы в руки и скажем:                                                                                                                                                      Кто возьмет перо то в руки,                                                                                                                Тот услышит от него,                                                                                                                              Что дороже мамы с папой,                                                                                                              Нет на свете ничего,                                                                                                                              Нет дороже чем бабуля,или тетушка моя,                                                                                  Потому что эти люди для тебя одна семья!!!!

Поищем еще лепесток. Слушайте внимательно.

5.Мы знаем девушку эту,                                                                                                                Она в старой сказке воспета.                                                                                    Работала,скромно жила,                                                                                                                   Не видела ясного солнышка.                                                                                                     Вокруг только грязь и зола..                                                                                                                   А звали красавицу….ЗОЛУШКА                                                                                               Ребенок находит лепесток возле Золушки,на котором написано с №статьи ПРАВО НА ОДТЫХ                                                                                                                                                     –Дети имеют право на отдых, игры и развлечения. Как вы отдыхаете? (ответы детей)

-Давайте ребята отдохнем немного…                                                                              (Упражнения на координацию речи с движениями.)                                                                   Руки вверх и покачаем,                                                                                                               Словно деревце в саду.                                                                                                        Иль как бабочки порхаем,                                                                                                             Ловим мошек на ходу.

-Вот мы и отдохнули.Ребята,кто мне скажет,для чего людям надо отдыхать,делать зарядку,правильно питаться?Правильно что бы быть здоровыми.А кто следит за нашим здоровьем и развитием.Правильно – Врачи.

Давайте поищем еще лепестки.Вот загадка-подсказка.

6.Лечит маленьких детей.                                                                                                              Лечит птичек и зверей.                                                                                                         Сквозь очки свои глядит.                                                                                                 Добрый доктор…АЙБОЛИТ

Теперь мы знаем, что у нас есть ПРАВО НА МЕДИЦИНСКИЙ УХОД                                   Звучит фонограмма №10 «песенка врачей»

Какое право мы еще имеем…мы узнаем, если отгадаем загадку.

Мальчик с Азбукой под – мышкой. Деревянный шалунишка. Победил он Карабаса, Не подвел друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину…Ну,конечно….БУРАТИНО                  Звучит фонограмма  №11 из фильма «Буратино»

-Вы уже догадались,о каком праве мы говорим? ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.                 Звучит фонограмма №12 «Учат в школе»

Что бы вы были здоровыми, крепкими, умными, воспитанными  мы должны с вами учиться.И тогда никакие волшебники ,не смогут забрать у нас то, на что мы имеем право.- О каких правах мы сегодня узнали? (Право на имя, жизнь, семью ,лечение, отдых, образование).Все права детей охраняются государством и взрослыми.В сказках часто эти права нарушаются ,и нарушителя строго наказывают.И очень часто нарушает закон и права детей ЗНАМЕНИТЫЙ …

Человек немолодой ,                                                                                                                      Вооот с такуущей бородой                                                                                                      Обижает Буратино,Артемона и Мальвину  Карабас Барабас

Дидактическая игра «Какие права нарушены»

 Раздать листы с героями из сказок.Вы  их раскрасите красиво,угадаете из каких сказок герои на ваших лестах.Подумайте,у кого какие права нарушены.Дети по иллюстрациям к сказке,отгадывают сказку и какое право героев нарушено.                                            «Золушка» –право на отдых, «Маша и медведь» –право героини  жить в семье. «Гуси-лебеди»-право на жизнь и жить в семье. «Волк и семеро козлят»- право на жизнь.

  Теперь мы знаем кто же похитил наши лепестки с нашего цветка счастья,он не хотел,что бы вы знали свои права и умели ими пользоваться.Он не имел право наэксплуатацию детского труда,унижать,обижать,лишать нас свободы,наносить вред детям и не считаться с вашим мнением.Я надеюсь что онстанет добрее ко всем,если будет видеть вас таких умных,воспитанных и знающих все законы нашего государства.

     ЗНАТЬ ДОЛЖНЫ И ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ, О ПРАВАХ,ЧТО  ЗАЩИЩАЮТ ВСЕХ НА СВЕТЕ!

И в заключение.Вечером,когда вы пойдете домой каждый из вас получите свои вот такие цветочки – счастья.Дома вместе со своими родителями подумайте и напишите на каждом листочке хорошие дела,которые вы вместе с ними могли бы сделать для своих друзей и близких.                                                                                             -Ребята ,вы родились и живете в государстве,которое не только заботится о вас,но и стремится к тому,что бы вы росли счастливыми,защищенными от всяких бед и чтобы никто не посягал на нашу жизнь,ведь самое главное право,которое у вас есть – ПРАВО НА ЖИЗНЬ.                                                                                                                                       А теперь мы покажем Карабасу-какие мы дружные и веселые.          

                                   Танец  «БУГИ- ВУГИ !ОК!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию. Право на любовь

Конспект занятия в старшей группе «Право на любовь» Программное содержание: познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях д...

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"

Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни...

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребёнка жить и воспитываться в семье ".

Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о своих близки...

Конспект занятия по правовому воспитатнию «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

Познакомить воспитанников с понятием семья; закрепить представление о родственных связях, о благополучной дружной семье; формировать заботливое, уважительное отношение к близким, родным людям....

Конспект занятия по правовому воспитанию «Право на жильё и неприкосновенность жилища»

«Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект занятия по правовому воспитанию «Право есть и у меня»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель:  расширить и обогатить знания детей об их правах и обязанностях . Задачи: Образовательные:дать детям общее представление об их правах, учить рассуждать, де...

Конспект занятия по правовому воспитанию «Права ребенка»

Конспект занятия по правовому воспитанию «Права ребенка»...