Главные вкладки

    Занятие по познавательному развитию «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Коростелева Татьяна Ивановна

    Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П. Бажова 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_po_skazam_p.docx24.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим, Ашинского района, Челябинской области

    Конспект НОД в старшей группе

    «Путешествие по сказам П.П. Бажова»

    К проекту «Наш дом – Южный Урал»

    Тематический блок «Искусство родного края»

    НОД №2

    Подготовила: Коростелева Т. И

    Первая категория

    2015г.

    Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П. Бажова

    Задачи:

    образовательные:

    • Закреплять знания детей о творчестве Уральского сказочника П.П. Бажова;
    • Систематизировать знания о волшебных героях сказов;
    • Формировать представление о многообразии сказов Бажова П.П.;
    • Развивать умение отвечать на вопросы примерять раннее полученные знания при чтении художественной литературы;
    • Дать знания об уральских самоцветах и их разнообразии;

    развивающие:

    • Развивать речевую активность, активизировать словарь, мелкую моторику, память, коммуникативные способности

    воспитательные:

    • Воспитывать любовь к родному краю, художественной литературе

    Словарь: сказ, малахит, лазурит, яшма гематит, гранит, аметист.

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое развитие.

    Оборудование: Слайды из презентаций, шкатулка с самоцветами, музыкальный ряд русские народная мелодии, сказочная героиня- Стеша, фишки доски, пластилин, салфетки, подарки в виде конфет «самоцветов»

     Предварительная работа:

    • Чтение сказов П.П. Бажова
    • Рассказывание и обыгрывание отрывков
    • Рассматривание иллюстраций, коллекций камней
    • Просмотр видео «Драгоценные камни Урала», презентаций «Дом-музей П.П. Бажова», «Бажовских сказов дивные места».
    • Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Огкевушка-поскакушка»
    • Дидактические игры: «Собери сказку по частям», «Найди отличия»

    Ход НОД

    Звучит русская народная музыка

    В группу входит Стеша (взрослый в русском народном костюме)

    Здравствуйте, дети. Я Стеша. Приехала к вам из г. Екатеринбурга. В моем городе очень много красивых и больших зданий. Но есть среди них особое. Это здание в котором жил замечательный Уральский сказочник П.П. Бажов. Сейчас этот дом, дом- музей. Здесь хранятся личные вещи писателя: книги, мебель, фото. (показ слайдов)

    Когда Павлуша был маленький он очень любил слушать сказки своей бабушки, истории заводского сторожа о сказочном змее Полозе, его дочерях, о хозяйке Медной горы, о Девке- Азовке, которые охраняли горные богатства. Став взрослым, и получив образование, он работал учителем, учил детей. Затем- журналистом, много путешествовал по уральским городам. Писал сказы. День и ночь работал сказочник. И на белых листах распускались неувядаемые каменные цветы, оживали добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерицы и веселые козлики. Создал П.П. Бажов 56 сказов. Это сказы о детях, о взрослых о их жизни. Сказочник Бажов в своих сказках или как он их называл «сказах» воспевает красоту родного края, добрых и сильных духом уральских людей.

    Слово «сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать»

    В его сказах всегда присутствует реальность и волшебство.

    Я Стеша- добрая сказочница

    Люблю смеяться, петь. Шутить

    Люблю дарить подарки детям.

    И всех могу я в сказку пригласить

    Вы все глазки закрывайте,

    «Книгу сказов» в гости ожидайте…

    1,2,3, «Книга сказов к нам приди»

    (звучит волшебная музыка, открывается дверь в книгу сказов)

    • Первая страница «Книги сказов»

    Путешествие в картинную галерею

    Игра «Узнай сказ»? (дети рассматривают картины, коротко рассказывают изображенный сюжет)

    Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжет.

    Люблю я очень книги.

     А вы? Хочу я знать!

    Попробуйте волшебные загадки отгадать.

    • Вторя страница «Книги сказов»

    «Загадки из Малахитовой шкатулки»

    • Какого цвета было копытце у олененка в сказке?
    • Кто заухал, и захохотал, и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (филин)
    • Какого цвета была змейка в сказке? (голубая)
    • Продолжите название сказа П.П. Бажова «Каменный…» (цветок)
    • Как называется материал из которого сделана шкатулка? (малахит)
    • Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (перья)
    •  Как звали кошку у Даренки? (Муренка)

    (дети за правильные ответы получают фишки, у кого больше, могут взять с выставки новую книгу и почитать с родителями дома).    

    • Релаксация«Спящий котёнок».

      Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

    • Третья страница «Книги сказов»

    «Узнай героя сказа»?

    • Кто сидит у окошка в избушке,

    А маленький козлик стоит на опушке

    Ударит копытцем- каменья летят,

    И россыпи их под луною блестят.

    С козликом рядом кошка Муренка

    И смотрит на них из окошка…(Даренка)

    • Мальчик- сирота в сказке «Синюшкин колодец»

       

    • Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)
    • Она все песенку поет: «Правильно говоришь, правильно» (Муренка)
    • Как прозвали девчонку, которая танцевала на угольках и показывала место, где нужно искать золотые самородки? (Огневушка - Поскакушка)
    • Назовите имя главной героини сказа «Малахитовая шкатулка» (Танюшка)

    (По мере узнавания героя сказа   на экране появляется отгадка)

    В сказах П.П. Бажова все дети и Даренка, и Илюша, и Танюша очень любили играть, давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

    • Четвертая страница «Книги сказов»

    Игра «Потеряшка»

      (Потерялись вещи из сказов. Нужно им найти хозяина)

    • Пуговица- «Малахитовая шкатулка» (Подарок Танюше от малахитницы)
    • 3перышка- «Синюшкин колодец» (Память о бабке Лукерье)  
    • Узелок- «Серебряное копытце» (Дарьюшкин узелок с вещами)
    • Бусинки- Слезы Хозяйки медной горы
    • Четвертая страница «Книги сказов»

    «В стране самоцветов»

    Скажите, ребята, а что появлялось на том месте, где козел  

    бил копытцем? (ответы детей)

    На столе шкатулка, в ней самоцветы. Дети рассматривают камни через лупу. Находят отличие, сходства камней, отмечают цвет, форму, уточняют названия.

    Игра «Найди по описанию»

    • Этот камень бывает синим, бирюзовым, голубым. Найти его можно высоко в горах (лазурит)
    • Минерал этот похож на травушку – муравушку. И охраняет его сама хозяйка Медной горы (Малахит)
    • Что за каменная роза зацвела в горах? (гематит)
    • Тот, кто любит этот камень,

    Дружбе верен сердцем чист.

    Этот камень…(аметист)

    • Красный, крепкий и могучий

    Твердый, прочный не сыпучий.

    Известен людям он давно

    Узнаем мы его легко (гранит)

    На закат похож тот камень,

    Эти камни в ожерельях

    Силу солнышка таят (агат)

    Ребята, а вы знаете что уральские самоцветы очень ценятся?

    Пятая страница «Книги сказов»

    Путешествие «В мастерской Данилы мастера»

    А теперь хочу посмотреть какие вы умельцы. И приглашаю вас в мастерскую. Я хочу предложить смастерить что- то из пластилина

    Но сначала узнайте из какого сказа эти строки? «Ну парень видит- делать нечего. Подошел он к ней, а она рукой маячит. Обойди-де руду- то с другой стороны. Они обошел и видит-ящерок тут не числено. Одни, например, зеленые. другие голубые…» (ответы детей) 

    Правильно это сказ «Медной горы Хозяйка», Давайте займем места и вылепим таких разных ящерок.

    Пальчиковая гимнастика

    Этот пальчик- дедушка

    Этот пальчик-бабушка

    Этот пальчик- папенька

    Этот пальчик-маменька

    Этот пальчик- наш малыш (Пальчики в кулачке. Постепенно их разгибать)

    Звучит музыка. Дети выполняют работу.

    По душе мне ваши ящерки, молодцы! Я хочу вас поблагодарить за совместное путешествие по страницам «Книги сказов». Ребята, а вы знаете как П.П. Бажов назвал свою «Книгу сказов»? (Малахитовая шкатулка)

    А за то, что вы так хорошо знаете творчество П.П. Бажова я дарю вам подарок (конфеты в виде камешков самоцветов), и говорю вам до свидание.

    Воспитатель: Ребята, о каком сказочнике мы с вами сегодня говорили?

    Что он написал?

    Какие сказы вы запомнили?

    Чем они вам понравились?

    Есть у вас желание еще больше узнать о П.П. Бажове?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

    Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

    Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа)

    Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию"Путешествие в страну Знаний" был использован на родительском собрании как метод активного слушания с целью дать возможность у...

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур"

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур" для детей среднего дошкольного возраста...

    Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказку"

    Развитие познавательной активности детей, словесного творчества, воспитание самостоятельности , инициативы средствами устного народного творчества...

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы (3-4 года). Основная цель занятия - закрепление знаний о диких животных, развитие мелкой моторики...

    Конспект комплексного непосредственно-образовательного занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну Витаминландию"

    Конспект оздоровительного занятия по теме: « Путешествие в страну  Витминландию»Задачи:1.      Закрепить представление о здоровом образе жизни (занятие физкультурой и спо...

    Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие во времени"

    Воспитанники знакомятся с историей возникновения родного города Новокузнецка. Конкретизируют и закрепляют имеющиеся представления и знания о современном городе....