Методическое пособие "Жили у бабуси"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Корнева Юлия Фуатовна

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей младших групп и  включает в себя занятия по развитию речи детей от 2-4лет с фольклорным содержанием (потешки, прибаутки, колыбельные и тд.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №24 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Методическое пособие.

Корнева Ю.Ф.

«ЖИЛИ У БАБУСИ»

Занятия по развитию речи с младшими дошкольниками с использованием малых форм фольклора.

г. Троицк 2011г.

Корнева Ю.Ф. «Жили у бабуси». Занятия по развитию речи с младшими

        дошкольниками и использованием малых форм фольклора/

        Корнева Ю.Ф. – Троицк 2011

В данном пособии описывается то, какую роль играет фольклор в качестве материала для развития речи дошкольников.

На ряду с этим для воспитателей младших групп предлагаются занятия по развитию речи с использованием малых форм фольклора. Тематика занятий представлена в соответствии с программой М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Корнева Ю.Ф.

муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детского сада №24

комбинированного вида» 2011


Оглавление.

Предисловие

  1. Занятия по развитию речи в  I младшей группе
  2. Занятия по развитию речи  во II младшей группе

Список литературы


Предисловие.

        Слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

        В раннем возрасте обучение фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственности, самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков.

        Практиками давно было замечено: знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффектным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, указание, контроль деятельности, создание ситуации успеха и т.д.). Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

        Огромную роль играет фольклор в качестве материала для развития речи дошкольников. Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучает образовывать однокоренные слова (например: котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запомнить слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным.

        Таким образом использование фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает детям овладеть родной речью, сделать ее яркой, образной, чтобы она отражала языковое богатство своего народа.


Занятия по развитию речи в I младшей группе.

Игра – занятие

«Зайчик в гостях у ребят»

        Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее. Повторять за воспитателем стихотворные слова и фразы, повторять танцевальные движения. Развивать воображение. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

        Ход: В гости к детям приходит зайчик. Воспитатель рассказывает стихотворение:

«Жил – был зайчик длинные ушки,

Отморозил зайчик уши на макушке,

Отморозил ушки, отморозил хвостик,

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и сухо, волка нет

И дают морковку на обед.»

(дети рассматривают зайчика)

  • Какие у зайчика ушки?
  • Какой хвостик?
  • Что любит кушать зайчик?

(дети угощают зайчика морковкой)

Воспитатель предлагает зайчику поплясать вместе с детьми. Дети надевают маски зайчика.

        Воспитатель читает потешку:

«Заинька походи, серенький походи.

Вот так походи, вот сяк походи.

Заинька повернись, серенький повернись.

Заинька попляши, серенький попляши.

Вот так попляши, вот сяк попляши.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так топни ножкой, вот сяк топни ножкой.

Заинька поклонись, серенький поклонись.

Вот так поклонись, вот сяк поклонись.

(дети повторяют за воспитателем под музыку танцевальные движения и проговаривают слова)

  • А кого боится зайчик? (лисичку)

Прибегает лисичка, дети прячут зайчика.

Игра повторяется 2-3 раза.

Лисичка уходит, а зайчик остается жить у ребят в группе.


Чтение детям потешки

«Водичка, водичка…»

        Цель: Вызвать у детей радость от слушания потешки, желание послушать ее еще и помочь воспитателю читать потешку.

        Ход: На столе воспитателя спит в кровати кукла. «Это Катя, - говорт воспитатель. – Кате пора вставать, - Вставай Катенька, вставай!» (дети помогают будит куклу).

        Воспитатель поднимает куклу с кровати. «Дети, давайте попросим водичку помочь нам умыть и развеселить Катюшу», - предлагает педагог.

«Водичка, помоги нам!» (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель ставит на стол игрушечный умывальник.

«С-с-с-с-с – полилась вода», - говорит педагог. Он умывает куклу, и не торопясь читает потешку:

«Водичка, водичка,

Умой Кате личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

        Далее воспитатель показывает детям куклу и просит посмотреть, как у нее заблестели глазки, спрашивает: «Что сделали глазки?(хоровые и индивидуальные ответы). И щечки розовеют. Что делают? (ответы детей).

        Стал смеяться роток. Правда, стал смеяться роток? (хоровые и индивидуальные ответы). И кусаться …?(зубок).

        Воспитатель читает потешку еще раз. Повторяет ее, предлагает детям помочь ему читать.

Примечание: воспитатель должен чаще напоминать детям эту потешку при умывании, особенно после дневного сна.


Чтение детям потешки

«Вот и люди спят».

        Цель: Помочь детям понять содержание потешки, запомнить название животных, которые встречаются в тексте, а так же где кто из них спит. Формировать способность к обобщению. Вызвать у детей желание послушать это стихотворение еще раз, подговаривать отдельные слова.

        Ход: Воспитатель показывает на фланелеграфе следующие сюжеты: птицы на веточке, лисы на горочке, зайцы и уточки на травушке-муравушке, малыши в люлечке. Читает потешку:

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам,

Спят – поспят,

Всему миру велят.»

        Затем педагог спрашивает, кто нарисован на картинке. Подсказывает слова из потешки. Просит детей показать и назвать горочку, травушку-муравушку, люлечку (индивидуальные занятия).

        Воспитатель дважды читает потешку с опорой на наглядность.

        Далее воспитатель проводит игру «День, ночь». По сигналу «день» дети двигаются по ковру изображая птичек, зайчиков, лисичек, по сигналу «ночь» дети приседают и закрывают глаза. Игра проводится 2 раза. В младшей подгруппе занятия на этом заканчиваются.

        Для детей старшей подгруппы потешка читается еще раз. Затем воспитатель последовательно, одну за другой убирает картинки, спрашивая кто нарисован на картинке, которую он убрал (хоровые и индивидуальные ответы).

        «Проснулись звери и птицы, - продолжает воспитатель, - полетели, побежали, поплыли. Угадайте, кто поплыл?» Воспитатель раздает детям картинки с изображениями зверей и птиц. «Уточки, гуси» - говорят дети и отдают воспитателю соответствующие картинки, которые он ставит на мольберт. Кто полетел? (птицы летают), Кто побежал? (звери бегают).

        В конце занятия проводится игра:

«Полетели, побежали». Дети по сигналу изображают птичек или зверей. Игра проводится 2 раза.


Чтение детям потешки

«Пошел котик на торжок».

        Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, подговаривать слова (пирожок, булочку, укушу, снесу). Способствовать развитию воображения детей. Формировать способность к обобщению. Учить понимать юмор.

        Ход: Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию Ю. Васнецова, выполненную к этой потешке. Воспитатель показывает иллюстрацию и медленно читает потешку. Повторяет ее.

«Котик решил, - говорит далее педагог, - купить булочку нашей Настеньке. И пошел котик на торжок, купил…» - читает потешку, заменяя имя:

….Либо Настеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Настеньке снесу.

На, Настенька, ешь булочку».

        Дети воспринимают воображаемую ситуацию, ребенок берет булочку и ест ее.

        «А теперь котик пойдет покупать булочку Коле, - продолжает воспитатель. – Помогайте мне: «Пошел котик……(читает потешку, дети подговаривают слова). Далее котик приносит булочку еще 2-3 детям.

        Далее воспитатель, используя фланелеграф, показывает детям веселого котенка:

«Смотрите какой забавный котенок!

Он очень любит шутить!»

«Сейчас я, - говорит котенок, - забодаю Олю.И Сережу тоже забодаю.» (детям показывают новую картинку, на которой нарисован котенок с рожками). Дети смеются. Воспитатель интересуется, что их рассмешило. Обобщает ответы: «И впрямь забавный котенок. Решил, что он козлик.»

        «Сейчас я вас опять рассмешу, - говорит котенок, - потому что буду грызть сладкую морковку…..» (на фланелеграфе прикрепляется соответствующая картинка). Дети смеются и объясняют, что котята не грызут морковь.

        «А еще, - говорит котенок, - я сейчас полечу как птичка…. (на фланелеграфе картинка, на которой изображен котенок с крылышками).

        В заключении котенок интересуется:

«Правда дети я вас рассмешил? И очень надеюсь, что вы не забудите угостить меня….(молочком, колбаской). Дети «кормят» котенка, вспоминают как он их смешил.


Чтение детям потешки

«Чики, чики, кички……»

        Цель: Вызвать у детей радость от чтения взрослым потешки и желание послушать ее еще раз. Поощрять попытки детей подговаривать слова потешки. Совершенствовать способность к обобщению (группировка предметов по их общему признаку).

        Ход: Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу березовые веточки, затем фигурки двух птичек, и не торопясь читает потешку:

«Чики, чика, кички,

Березовые лички!                                       (показ)

Летели две птички,

Собой невелички.                                       (показ)

Как они летели,                                          (передвигает птиц)

Все люди глядели.

Как они садились,                                      (сажает птиц на ветку)

Все люди дивились!»

        Затем педагог дважды повторяет потешку, не прибегая к показу. Далее он предлагает двум детям быть птичками – невиличками. На слова «как они летели» дети – птички летят, а на слова «как они садились» дети садятся на стульчики.

        Воспитатель вызывает новую пару. Всем остальным детям он предлагает помочь ему при чтении потешки. Медленно с паузами читает: «Чики, чики……» (пауза) – «Кичики», - добавляют дети. – «Березовые…..» (пауза) – «Лычки». И т.д.

        На роли птичек назначаются еще двое детей. Далее воспитатель повторяет потешку, передвигая фигурки на фланелеграфе. Дети активно помогают ему, подговаривая слова.

        Воспитатель предлагает детям перейти за столы, на которых разложены картинки и взять каждому по одной.

        «Посмотрите на картинку и скажите, что на ней нарисовано», - предлагает педагог (ответы детей). «А сейчас назовите того, кто умеет, может летать (муха, жук, бабочка, птичка, комар и т.д.). А кто не летает? (зайчик, лисичка, еж и т.д.)». В заключении воспитатель уточняет и обобщает ответы.


Чтение детям потешки

«Как у нашего кота».

        Цель: Помочь детям понять содержание потешки. Вызвать желание послушать потешку еще раз. Способствовать активному подговариванию слов потешки при чтении ее воспитателем. Развивать наблюдательность. Активизировать в речи наблюдательность: густая, пушистая (шерсть), перья – перышки.

        Ход: Воспитатель рассматривает с детьми игрушку – кота. Обращает внимание детей на его шкуру: шерсть мягкая, пушистая, «шубка очень хороша!» (хоровые и индивидуальные высказывания). Дети вместе с педагогом рассматривают усы «удивительной красы», отмечают, что глазки смелые. Воспитатель спрашивает: «Как вы думайте, какие у кота зубки?» - «Белые», - отвечают дети. Педагог читает потешку:

«Как у нашего кота,

Шубка очень хороша.

Как у котика усы,

Удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.»

        Игрушечный котик предлагает детям полюбоваться на его шкуру, усы, глазки. Просит прочесть про него стихотворение. Воспитатель предлагает детям помочь ему. Воспитатель читает потешку еще 2-3 раза, дети подговаривают слова потешки. Для детей младшей подгруппы заканчиваются.

        Дети старшей подгруппы переходят за столы и берут по картинке (предметные). Дети рассматривают их и называют кто нарисован на них. «Угадайте (покажите картинку, назовите), - предлагает воспитатель, - у кого густая пушистая шерсть? А кто – у него тоже густая, пушистая шерсть, - будет вместе со мной проверять, не ошиблись ли вы.» Дети перечисляют: густая и пушистая шерсть у лисы, у белочки, у зайчика, у собачки. Если малыш ошибается, то кот протестует «Фрр – фрр, неправильно, неправильно.»

        «А теперь, - продолжает занятие воспитатель, - скажите у кого на теле перья?» (у вороны, у попугая, у маленькой птички – синички.)

        Заканчивая занятия, педагог перечисляет животных, тело которых покрыто густой, пушистой шерстью, называет птиц, указав, что у всех птиц на теле перья, перышки.


Чтение детям потешки

«Ладушки, ладушки…»

        Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку, подговаривать слова. Способствовать развитию воображению детей. Упражнять в подборе существительных к глаголу. Продолжать развивать умение ориентироваться в окружающем.

        Ход: Воспитатель не торопясь читает потешку, выделяя голосом имена детей и количество оладушков: «Даше (пауза) два, Паше (пауза) два» и т.д.

        Педагог читает потешку еще раз. Пробует оладушек взятый с тарелки (игровая ситуация). Подтверждает: «Хороши оладушки, у нашей бабушки!» Угощает оладушками детей. Спрашивает, хороши ли оладушки. Читает потешку еще раз, называя имена присутствующих на занятиях. После чтения потешки воспитатель «раздает» этим детям оладушки. Дети дуют на них (горячие!) и «съедают».

        Педагог читает потешку еще 3-4 раза, называя имена других детей. Затем воспитатель спрашивает, что пекла бабушка (оладушки), что еще можно печь (пирожки, булочки, ватружки, хлеб, калачи, сушки). Младшим детям педагог показывает чаще, побуждает их повторять за собой использованное им в речи существительное.

        Старшим он предлагает припомнить, что пекут к чаю повора, что можно жарить (картошку, котлеты, рыбу).



Чтение детям потешки

«Ай качи, качи, качи….»

        Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать ее, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова и фразы. Отрабатывать (1-2 секунды) выход. Способствовать развитию воображения.

        Ход: Воспитатель, показывая детям поднос с калачами и баранками, спрашивает их название. Напоминает, что калачи большие, а баранки чуть поменьше, что их пекут. Предлагает послушать про калачи и баранки стихотворение.

        Чтение педагог сопровождает показом картинок на фланелеграфе. На первой картинке изображена печь, в которой стоит противень с баранками и калачами. На следующей нарисованы баранки и калачи.

        «Налетели тут грачи, подхватили калачи», - читает воспитатель и одновременно прикрепляет фигурки птиц, а затем снимает их вместе с изображением калачей. На фланелеграфе остаются только баранки.

        Воспитатель «раздает» баранки детям (воображаемая ситуация). Напоминает, что они горячие, «с пылу, с жару, из печи». Предлагает подуть на них. Следит, чтобы выход был длительным, упражнение повторяется 1-2 раза. Педагог читает потешку еще раз, и если дети слушают с вниманием, повторяет потешку еще раз.

        В заключении воспитатель раздает детям настоящие баранки или сушки, которые они с удовольствием едят.



Чтение детям потешки

«Кисонька – мурысонька…»

Повторение потешки «Как у нашего кота….».

        Цель: Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки, побуждать подговаривать слова. Помочь понять содержание новой потешки. Учить правильно произносить такие слова, как мурысонька, мельница, прянички, сохраняя в них слоговую структуру. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи, вырабатывая восклицательную интонацию (Не ешь одна!)

        Ход: Воспитатель показывает детям игрушечного кота. Объясняет, что кот просит ребят прочесть потешку, в которой говорится про его шкуру, «усы удивительной красы», «глазки смелые». Читает потешку. «Пусть девочки прочтут потешку про меня, - просит детей котик. – А теперь пусть прочтут мальчики».

        Далее воспитатель сообщает детям, что у кота есть подружка, а зовут ее Мурысонька, и предлагает послушать про нее потешку, которая называется «Кисонька – Мурысонька». Воспитатель просит несколько детей повторить название. Чтение он сопровождает показом картинок на фланелеграфе (последовательно демонстрирует кисоньку, ветряную мельницу, прянички).

        Когда дети узнают, что кисонька одна ела прянички, они грозят ей пальцем, приговаривают: «не ешь одна, не ешь одна!» (хоровое и несколько индивидуальных высказываний).

        Воспитатель повторяет потешку еще 1-2 раза:

« - Кисонька – мурысонька!

- Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурысонька!

- Что ты там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурысонька, а что ты из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька – мурысонька, а с кем ты прянички съела?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна!»


Купание куклы Кати с использованием фольклорных произведений.

        Цель: Учить детей в процессе действий использовать фольклорные произведения и использовать их в дальнейшем в самостоятельной деятельности во время игр с куклами. Помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода.

        Ход: Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом два ведра и кружка.

        «Сегодня, - сообщает он детям, - будем купать Катю. В ванночке будем купать. А в какой воде? (теплой).» Приглашает детей определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашечку, сажает в ванну. Предлагает кому-нибудь из детей принести мыло. Ребенок приносит мыльницу. Дети повторяют слова: мыльница, мыло.

        Воспитатель просит ребенка принести губку. Спрашивает, зачем нужна губка. Моет куклу и приговаривает:

«Мойся, мойся, отмывайся,

Грязь смывайся, грязь смывайся!» (повторяет 2-3 раза).

        Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода. (спрашивает название качества у 2-3 детей). А в синем – холодная. Я смешиваю горячую воду с холодной. И будет вода …..? (теплая). Этой теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла.» Моет куклу и приговаривает:

«Водичка, водичка,

Умой Кате личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

        Эти строчки повторяют дети. Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Помогает подержать куклу, которую вытирает воспитатель. Далее кукле надевают ночную рубашку и укладывают в кровать.

        «Вода в ванночке грязная и мыльная, - говорит педагог (дети повторяют названия качеств) – ее надо вылить.»

        Воспитатель убирает также мыло (прячет в мыльницу) приговаривая: «Вот домик – теремок, в нем мыло живет», вешает сушить полотенце, отжимает губку. Затем он предлагает спеть Кате колыбельную:

«Баю – баю, баиньки,

В огороде заиньки!

Зайки травоньку едят,

Кате спатеньке велят!»

        Дети повторяют колыбельную вместе с воспитателем 2-3 раза.


Комплексное занятие

«Колокольчики звенят».

        Цель: Учить детей выразительно читать потешки, стихи по подражанию, сопровождая их игровыми действиями, учить менять высоту и силу голоса, закреплять звукоподражательные слова во фразовой речи. Развивать голосовой аппарат, формировать правильное речевое дыхание. Воспитывать интерес к фольклорным произведениям.

        Ход: Дети сидят полукругом на стульчиках перед ширмой.

- Посмотрите в окно:

«Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы похлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.»(за ширмой раздается звон колокольчиков).

- Что это звенит?(колокольчики). Интересно, кто это пришел к нам?

- Это я, Петрушка – веселая игрушка! (говорит, не показываясь).

- Где же ты, Петрушка? Давайте его позовем! Скажем вместе: «Петрушка, иди к нам!» (дети хором зовут Петрушку). А теперь, Маша, позови Петрушку громко, звонко! Сейчас Лера позовет Петрушку по тише – ласково (каждое задание выполняют 2-3 ребенка).

- А вот и я, Петрушка – веселая игрушка!

- Здравствуй, Петрушка! Ребята тебя знают! Послушай, они расскажут стихотворение про тебя.

«Эй, Петрушка, ах, Петрушка!

Ты веселый, забавный, смешной.

Никакая на свете игрушка.

Никогда не сравнится с тобой!(Петрушка радуется, звенит в колокольчик).

- Петрушка, какие у тебя колокольчики! Дай нам пожалуйста их рассмотреть повнимательнее.

- Послушайте, как они громко звенят. Колокольчики сделаны из металла, они металлические. Одинаковые или разные? (разные). Один какой? (большой). Другой? (маленький).

Петрушка: А теперь послушайте, как по разному они звенят. Маленький звенит так: «Динь-динь-динь» (высокий звук). Большой колокольчик звенит так: «Дон-дон-дон» (низкий звук). Хотите поиграть? (да). Тогда я буду звенеть, а вы внимательно слушайте. Если звенит маленький колокольчик, вы скажите тоненьким голоском: «динь-динь-динь», а если большой – толстым: «дон-дон-дон». (дети выполняют задание 2-3 раза). Теперь вместе очень громко скажем: «Динь-динь-динь», подряд колокольчики звенят! А теперь скажем тоже самое, только тихо – тихо. Теперь произнесем эту формовку медленно. А кто сможет это сделать быстро – быстро? (дети выполняют задание).

- А что это за картинка у вас? (показывает на иллюстрацию к потешке «Кошкин дом»).

- Дети, покажите и расскажите Петрушке, что это такое!

        Инсценировка потешки: Воспитатель надевает на одного ребенка маску кошки, а на другого курочки, у курочки ведро.

        На крышу теремка прикрепляется нарисованный огонь. Дети хором читают потешку и вместе с персонажами выполняют соответствующие действия.

«Дин-дон, динь-дон,

Загорелся кошкин дом,

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

Раз-раз, раз-раз и огонь погас.»

Петрушка: Молодцы! А у меня кое-что есть! Послушайте! (играет на дудочке).

- Петрушка, посмотри, как наши дети умеют показывать дудочку губами. (дети выполняют артикуляционное упражнение «Дудочка»)

- Какие у вас хорошие дудочки получаются, и у Саши, и у Маши… А играть на дудочке можете?

- Конечно! Мы на дудочке играем, всех детишек забавляем (у-у-у-ду-ду-ду).

- Молодцы! Вы все умеете: и звенеть как колокольчики, и на дудочке играть, как настоящие музыканты.

- Да, Петрушка, а мы ведь и такую игру знаем – «Музыканты». Выходите, дети, давайте научим Петрушку в нее играть

Физминутка «Музыканты». (слова сопровождаются движениями)

«Я на дудочку играю,

Миша на гармошке,

Даня, на гитаре,

Кристина, на ложках и т.д..

- Спасибо дети, развеселили меня! За это я вам книжку подарю (воспитатель вместе с детьми рассматривает книжку с потешками).

- Смотрите, здесь тоже дудочка нарисована.

Ой, ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Потерял пастух дуду (грустная интонация).

А мы дудочку нашли (весело),

И играть на ней пошли.

Воспитатель повторно читает потешку, а дети повторяют за воспитателем слова с грустной и веселой интонацией (Петрушка из-за ширмы выдувает мыльные пузыри)

Воспитатель обращает внимание детей на пузыри.

Что это такое? (ответы детей).

Петрушка: Ребята, а вы умеете выдувать мыльные пузыри? Хотите научиться? Тогда я вам их дарю! Вы так здорово играйте: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду!» Скоро к вам опять приду! До свидания! (уходит). Упражнение «Мыльные пузыри».(дети по очереди выдувают мыльные пузыри, остальные их ловят).

- Молодцы! Мы еще поучимся делать пузыри в следующий раз, а когда Петрушка опять к нам придет, покажем ему, что мы умеем.


Занятия по развитию речи

«Забавные пальчики».

        Цель: Учить детей внимательно слушать потешки и стихи и понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, умение повторять слова и звукосочетания, побуждать подражать взрослому, производить действия в соответствии с текстом, вызывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово. Расширять опыт познавательного общения со взрослым.

        Ход: Под спокойную музыку дети входят в зал.

- Дети, давайте поздороваемся друг с другом. Посмотрите и солнышко уже проснулось!

«Нарисуем большой круг (рукой показываем круг),

Много лучиков вокруг (рисуем в воздухе лучики),

Это солнышко сияет (улыбаемся).

Все собою озаряет!

Прекрасное солнышко! Молодцы! Давайте звонко, звонко похлопаем в ладоши и улыбнемся. Солнышко проснулось, и детки проснулись, сладко потянулись.

- Давайте покажем какими большими мы выросли (дети подтягиваются на носочки). А теперь покажем какие маленькие мы были (дети приседают).

Стук в дверь.

- Слышите? Кто-то к нам спешит! (входит кукла)

- Кто ты? Как тебя зовут?

- Здравствуйте малыши! Я кукла Катя.

«Кукла красавица,

Всем ребяткам нравится,

Кукла синеглазая,

С длинными ресницами,

Алыми губами.

Полюбуйтесь сами! (дети называют и показывают части тела куклы, используя слова стихотворения, дают ей характеристику: синеглазая, губки алые, длинные ресницы, куколка – красавица.)

Молодцы! Вы знаете! Надо бы угостить куклу Катю. А чем ее угостить?(ответы детей). Давайте испечем бараночки! А Катя посмотрит какие мы с вами умелые, какие пальчики у нас ловкие!(на манке указательным пальцем рисуют круги-бараночки).

Ах, качи – качи – качи,

Все баранки – калачи,

Все баранки – калачи,

С пылу, с жару, из печи!

Вот какие баранки красивые получились! Круглые, большие и маленькие. Поставим их в печку. А пока они пекутся, повторим потешку (совместное чтение потешки).

Бараночки наши еще не готовы. Поиграем пока с куклой Катей.

«Кукла Катя к нам пришла,

Встала с солнышком она,

Будем с Катей мы играть,

Будем ручки развивать.»

Где же наши ручки?

Где ладошки? Покажите!

Вот они! (показывают ладошки).

А где пальчики девочки и мальчики? (растопыривают пальчики).

Покажите, как они умеют весело плясать? (двигают пальчиками).

Спрятались пальчики вот так! (сжимают кулачки)

- Ой, что – то мне куколка хочет сказать.

Я очень люблю загадки!

Давайте загадаем Кате загадку с помощью пальчиков! Угадай, Катя, кто это? (дети показывают пальчиками птичку).

Кукла: Сорока!

«Сорока – белобока

Где была? Далеко! (самомассаж ладоней указательными пальцами).

Кашу варила, дето кормила!

Этому дала! (по очереди загибают пальчики).

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Ты воды не носил! (грозят указательным пальцем).

Дров не рубил!

Кашу не варил!

Нет тебе ничего! (разводят ручки в стороны).»

А это кто смотрит в окошечко? (скворчата)

«Из скворечника торчат (делают крышу).

Клювы маленьких скворчат (соединяют все пальцы с большим пальцем).

Клювик раз, клювик два (поочередно показывают правой и левой рукой).

Лапки, лапки, голова (надавливают ладошками на стол, пальцы в замок – голова).

А кто это по лужам шлепает красными лапками? (гуси).

«Гуси, гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Так летите же домой!

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Серый волк под горой,

Не пускает нас домой! Ой!

Кто это? Угадай!» (дети машут кистями рук – «крылышками»).

«Маленькая птичка

Прилетела к нам,

Маленькой птичке

Зернышки я дам! (пальцы в щепотке – «сыплют зернышки»)

Маленькая птичка, зернышки клюет (указательным пальцем одной руки стучат по ладони другой руки).

Чик-чирик! Чик-чирик!»

- Молодцы! Хорошо умеете пальчиками загадки загадывать! А теперь споем куколку песенку и поиграем с ладошками!

«Ладушки – ладушки,

Где были? – У бабушки!

Испекла нам бабушка,

Сладкие оладушки,

Маслом поливала,

Деткам давала,

Мише, Диме, Вике, Дане, -

Всем дала!»

Добрая бабушка! А еще она капустку рубила, а потом солила. Поможем ей?

«Мы капустку рубим, рубим (ребрами ладоней выполняют движения вверх – вниз).

Мы капустку солим – солим (складывают пальцы в щепотку и «солят»).

Мы капустку мнем, мнем (сжимают и разжимают пальцы рук).

А потом еще жуем! (имитируют процесс жевания)

Вкусная капустка получилась!»

Ручки наши хорошо играют! А ножки умеют играть? Сейчас проверим! Закройте глаза. Катя спрячется, а мы ее будем искать!

«Потерялась наша Катя!

Где теперь ее искать нам?

Катя, Катенька, ау!

Я тебя сейчас найду! (дети идут по залу, ищут Катю, проходят по дорожке препятствий: «Змейка», «Ручеек», «Узкая тропинка», «Мостик»)».

Нашли Катю! Теперь она будет вас искать, а вы прячтесь – закрывайте глаза ладошками!

Катя: «Потерялись наши детки!

        Где их теперь искать нам?

        Дети, деточки, ау!

        Вот сейчас я вас найду! (дети открывают лица)».

Ах, вот вы где! Нашла! Сейчас я вас догоню! (дети разбегаются врассыпную).

Как вы быстро бегаете! Молодцы! А чем же так вкусно пахнет? (дети выполняют дыхательную гимнастику: вдох носом, выдох через рот). Это же наши бараночки испеклись! Угощайтесь ребятишки сами, да про гостью не забудьте! Под спокойную музыку дети уходят в группу.

 

 

 

 

Занятия с детьми во II младшей группы.

Заучивание потешки

«Петушок, петушок…»

        Цель: Учить детей читать потешку наизусть. Вырабатывать правильный темп речи, силу голоса, говорить спокойно. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

        Ход: Дети сидят полукругом на стульях. У воспитателя на столе петушок – игрушка.

- Дети, посмотрите, кто это? Как он кричит?

        Читает потешку:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?»

        Читая потешку воспитатель показывает на гребешок, бородку, гладит.

- Какой красивый петушок. Голосисто поешь. Как поет петушок? – Ку-ка-ре-ку!

        Иди, Оленька, покажи, где у петушка гребешок, головушка, бородушка. (ребенок показывает, а воспитатель читает строчки). Вызывает еще 2-3 ребенка.

- Дима, спроси петушка: «Что ты рано встаешь?» (ребенок повторяет за воспитателем строчки, вызывает еще 2-3 ребенка. Поощряет детей, одобряет).

        Воспитатель читает потешку еще раз вместе с ребенком, который быстро запоминнает.

- Петушок очень доволен, как вы о нем рассказывали, молодцы!

- Послушайте рассказ К.Д. Ушинского про петушка и его семью. (читает рассказ).

- Дети, какая семья у петушка? Петушок – папа, курочка – мама, а цыплятки – детки. Как курочка зовет цыпляток к себе? – Ко-ко-ко. А как пищат, отзываются цыплятки? – Пи-пи-пи.

        Давайте поиграем. Петушок будет Коля, а курочка – я, а вы цыплятки. Вы бегаете, клюете зернышки, когда позовет вас петушок. А когда я вас позову, бегите ко мне. Игра повторяется 2-3 раза. Молодцы!

        Петушок, мы споем тебе песенку (дети поют русскую народную прибаутку «Петушок» в обр. М. Красева).


Дидактическая игра – занятие.

«На птичьем дворе».

        Цель: Закрепить знания детей о домашних птицах, учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Развивать внимание, выдержку, умение подождать своей очереди в ответах. Воспитывать интерес к домашним птицам.

        Ход: Дети сидят на стульях. Перед ними на столе воспитателя игрушки – птицы.

- Дети, посмотрите и назовите кто это? Дети называют птиц: петух, курочка, гусь, утка, индюк. Воспитатель продолжает: «Я загадаю про них загадки, а кто угадает, подойдет, покажет и назовет отгадку.»

«Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок, кто же это?» (петушок)

«Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает.» (курочка)

«Длинная шея, красивые лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки.» (гусь)

- Молодцы! А сейчас поиграем. Я буду говорить про птиц, а вы отвечайте, как они кричат.

Наши уточки с утра – кря, кря, кря – дети продолжают!

Наши гуси у пруда – га-га-га, га-га-га!

А индюк среди двора – бал-бал-бал, балды-балда!

Наши гуленьки вверху – грру-грру-грру, грру-грру-грру!

Наши курочки в окно – ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А Петя петушок,

Ранним рано по утру.

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Молодцы!

        Поиграем в игру «Кто в домике живет?» (воспитатель раскладывает обручи на полу 6 штук – это домики). Говорит в каком домике кто живет. На вопрос: «Кто в домике живет?» - дети отвечает звукоподражанием. – Хорошо поиграли!

        Поиграем в другую игру «У кого кто?» (дети сидят на стульчиках). Воспитатель показывает картинки с птицами: курица, утка, гусь, индюк. Дети называют птиц и их детенышей в единственном и множественном числе (хором и индивидуально).

        Индюк – индюшонок – индюшата. Всех домашних птиц кормит хозяйка зернышками. Давайте мы налепим много зернышек для птичек. (раздает пластилин, тарелочки на каждый стол, дети лепят зернышки.)


Рассматривание хлебных изделий.

«Каравай».

        Цель: Познакомить детей с хлебобулочными изделиями, учить различать и называть существенные признаки и качества изделий. Учить детей понимать заданный вопрос и отвечать на него. Ввести в словарь детей слова: каравай, буханка, булка, пышный, золотистая, ржаной и слова, обозначающие другие качества предметов.  Обратить внимание детей на то, что хлеб сделан руками не одного человека, а многих людей и его надо беречь, не бросать а доедать.

        Ход: - Дети, мы все любим игру «Каравай». Давайте споем. Вставайте в хоровод. Кому будем печь каравай? – Олечке, у нее недавно был день рождения. Дети играют 1 раз. (входит повар, она несет поднос, закрытый полотенцем).

- Дети, я вам сегодня испекла настоящий каравай и много булочек. Вы садитесь, посмотрите все, а я пойду вам чай приготовлю (уходит).

- Дети, вот так испекла нам каравай Вера Ивановна!

«Вот он каравай душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он мягкий, золотистый.

Ярким солнцем залитой!»

        Давайте его попробуем (отламывает кусок, а от него маленькие кусочки каждому ребенку).

- Понюхайте как пахнет каравай? – Вкусно пахнет хлебом свежим, душистым (дети за воспитателем повторяют новые слова хором)

- Попробуйте, вкусный? – Вкусный, ароматный.

- Иди, Ира, пожми ручкой каравай, он мягкий? – Мягкий, пышный. – Какой он формы? – Круглый, белый, а корочка золотистая (слова повторяют).

- Каравай пекут из белой муки.

- Как вы думайте, что лучше есть с таким хлебом? – Что-нибудь сладкое и пить чай или молоко. Правильно. Раньше такой хлеб пекли к праздникам. А сейчас можно купить в магазине, когда захочешь его поесть. В магазине его сразу можно узнать. Каравай круглый, белый с золотистый корочкой. Пышный, мягкий, ароматный – так и хочется его съесть.

- А у меня еще что-то съесть. (открывает салфетку). Что это? – Хлеб. Он черный, его пекут из ржаной муки, поэтому он темный.

- Какой он по форме, похож на каравай? – Нет, он как кирпич.

- Давайте его попробуем (рассматривание идет также, все новые качества называет воспитатель, дети повторяют хором и индивидуально).

Рассказ воспитателя.

        Это буханка ржаного хлеба, темного цвета. Хлеб вкусный, ароматный, чуть с кислинкой. Его хорошо есть с борщом, с картошечкой, с рыбкой, с мясом. Каждый кусочек хлеба надо доедать, ведь чтобы хлеб был у нас каждый день, много людей трудится, чтобы он был вкусным, сытным. Не даром говорят: «Хлеб – всему голова», т.е. самая главная еда на столе. Вот мы и узнали про каравай, какой он тоже хлеб, только белый.

        Давайте поиграем снова в игру «Каравай», но по-другому. Вставайте в хоровод:

«К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай каравай,

Кого хочешь выбирай!»

Молодцы!

- Дети, скоро Вера Ивановна принесет нам чай, а пока мы ее ждем, расскажем потешки (дети рассказывают потешки).

«Кот на печку пошел, горшок каши нашел.

На печи калачи, как огонь горячи.

Пряники пекутся, коту в лапки не даются!»

«Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

 Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть? Или Бореньке отнесть?

Я и сам укушу, да и Бореньке отнесу.»

        Входит повар а самоваром, - «Вот и чай готов.» Дети угощаются булочками с чаем и благодарят повара.


Заучивание потешки

«Как у нашего кота».

        Цель: Учить детей читать наизусть потешку. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к народному фольклору.

        Ход: Дети сидят полукругом на стульчиках.

- Детки, кто к нам просится? (кошка)

- Как она просится? – Мяу, мяу. (воспитатель вносит в группу игрушку-кота).

        Иди к нам котик. Дети, посмотрите, какой котик к нам пришел.

«Как у нашего кота,

Шубка очень хороша.

Как у котика усы,

Удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые!»

        Читает и показывает, поглаживает – хороший котик. Иди, Наташа, погладь котика. Ребенок выходит, гладит кота, а воспитатель приговаривает 2 первые строчки. Вызывает еще 2-3 ребенка. Затем вызывает ребенка, чтобы он показал, чтобы он показал усы и глазки у игрушки – кота, а сама опять проговаривает. Вызывает ребенка, который хорошо запоминает стихи. Читает начало строчки, а ребенок заканчивает фразу. Вызывает 2-3 ребенка для совместного чтения потешки. Всех детей поощряет, хвалит.

- Дети, котик хочет с вами поиграть. Вы будите изображать мышек, а он будет вас ловить. Дети играют в игру, «Кот и мышки». (2-3 раза). Замечательно играли. Сядьте удобно, слушайте внимательно. Я прочитаю вам рассказ Е. Чарушина «Кошка».

- Я вам прочитала про кошку и котенка. Кошка – мама. А котенок кто? А если их много? – котята. А  кто в семье кошки? – папа. Кот – папа, кошка – мама, котята их дети – это семья. Как и у вас у них тоже в семье – мама, папа, детки.

        Давайте споем песенку про кошечку (дети подпевают воспитательнице)

Песня «Серенькая кошечка». Слова Н. Найденовой, музыка В. Витлина.


Заучивание потешки

«Кисонька – мурысонька».

        Цель: Учить детей читать наизусть потешку, учить детей отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

        Ход: Дети сидят полукругом на стульчиках. За дверью раздается крик кошки – мяу!

- Кто к нам идет? (кошка)

- Как она кричит? (мяу)

- Пойду, открою дверь. (вносит игрушку – кошку)

«Кисонька – мурысонька, где ты была?

- На мельнице.

- Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурысонька, что из муки  пекла?

- Прянички.

- С кем пряники ела?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна!»

        Воспитатель грозит кошке пальцем.

- Я вас буду называть, а вы у кошки будете спрашивать, где она была и что делала. Хорошо? Иди, Наташенька, спроси, где была кисонька? (ребенок спрашивает, воспитатель тихо подсказывает и отвечает за кошечку).

- Вова, спроси, что она делала на мельнице? И т.д. до конца.

На словах «не ешь одна», дети грозят пальчиком. Затем роли меняются. Ребенок берет кошку и говорит за нее, а воспитатель спрашивает. – Молодцы!

        Читает потешку всю целиком одна.

- Ребятки, а кисонька хочет с вами поиграть в игру «Кошки, мышки», игра повторяется 2-3 раза. Молодцы! Садитесь, успокойтесь. Вспомним потешку про кота. Кто хочет рассказать? (дети рассказывают).

«Как у нашего кота, шубка очень хороша» (спрашивает 3-4 ребенка)

- Дети, а кто у кошки ребенок? – Котенок.

- А если их много? – Котята. – Да у кошки котята, их много. Я спою, а вы послушайте песенку про нашу кошечку. Воспитатель поет песенку «Серенькая кошечка». На последних строчках дети «засыпают», как котята. Воспитатель уносит игрушку – кошку.


Чтение потешки

«Как по снегу, по метели».

        Цель: Познакомить детей с новой потешкой, учить понимать ее содержание, вызвать к ней интерес. Учить детей запоминать потешки, повторяя за воспитателем. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

        Ход: Дети сидят на стульчиках полукругом. Игрушки на столах, закрыты салфеткой.

«Уж ты, зимушка – зима, ты с морозами пришла,

Ветер воет, вьюга вьет, вдоль по улице метет.»

- Дети, посмотрите! Домик, здесь живет кукла Катя. Но что-то ее совсем не видно. Давайте все вместе позовем куклу Катю (дети хором зовут, а потом индивидуально). Из домика выглядывает Катя, здоровается.

- Что же ты, Катюша, к нам не выходила?

- Некогда мне, я жду гостей.

- Кто же к тебе придет Катенька?

- Ко мне в гости приедут: дедушка, бабушка, тетушка.

- Дети, кто приедет в гости к Кате? (дети перечисляют)

- Я пойду готовить угощение для них. (Катя уходит)

- Мы тоже подождем Катиных гостей. (звенит колокольчик, въезжает лошадка и саночки, на первых дедушка, на вторых – бабушка, на третьих – тетушка).

Воспитатель двигает лошадку и санки и читает:

«Белым снегом замело, все дороги на село,

Все дороги, все пути, не проехать, не пройти».

- Вот и гости! (продолжает читать).

«Как по снегу, по метели трое саночек летели,

И шумят, и гремят, колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка,

В других санках – бабушка,

В третьих санках – тетушка.»

- Дети, нам надо Катю известить, что гости приехали. Как же мы ей скажем?

- Где и как летели санки? Как по снегу, по метели…(дети заканчивают фразу).

- Кто же приехал к Кате? В первых санках….(далее говорят дети). Затем можно спросить то же самое и у 2-3 детей индивидуально.

- Дети, кто привез гостей? – Лошадка.

- Хотите покататься на лошадках? (дети встают в пары: один ребенок – лошадка, а другой – пассажир, дети бегают в парах, используя звукоподражание сначала по кругу в одну сторону, затем в другую).

Выходит Катя. Дети ей говорят: «Приехали, приехали! В первых санках – дедушка и т.д.»

«Наша Катя выбегала, дорогих гостей встречала,

Ворота им отворяла, в нову горенку вела».

Гости здороваются с Катей, с детьми. Воспитатель открывает вторую салфетку на другом столе. Там стол и стулья за столом чайная посуда. Гостей усаживают за стол.

- Дети, пока гости угощаются и пьют чай, ведь они устали с дороги, мы еще раз расскажем, кто приехал к Кате. Я начну, а вы мне помогайте (воспитатель читает потешку от начала до конца, а дети договаривают строчки).

        Можно спросить одного ребенка начало потешки, другого – продолжение, а третьего – конец. Вызвать тех детей, кто хорошо запоминает стихи. Воспитатель подсказывает и одобряет, положительно оценивает успехи детей.

Воспитатель предлагает детям вместе с гостями поплясать под русскую  народную мелодию. Дети прощаются с гостями, лошадка увозит саночки.


Заучивание потешки

«Ты мороз, мороз, мороз…»

        Цель: Учить детей заучивать потешки, повторять уже знакомые. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать внимание, память, отчетливо произносить слова, фразы. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

        Ход:

-Дети отгадайте загадку.

        «Снег на полях,

        Лед на реках,

        Вьюга гуляет,

        Когда это бывает?» (зимой)

Сейчас зима, мороз на улице, а мы все равно выходим гулять. Что мы делаем на улице? – Играем, катаемся на санках и с горки и т.д. Нам весело, и мы не боимся мороза.

«Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки – самокаточки,

Да с горы – то – ух!

В снег пушистый – бух!»

Вот как кататься будем на саночках – самокаточках!

- На каких саночках будем кататься? – Самокаточках (дети повторяют слово хором и индивидуально).

- Сами катятся с горки, вот и называются самокаточки.

- Когда скатываемся, что говорим? – Ух! (дети хором говорят).

- А когда падаем? – Бух! (дети говорят хором).

- Больно будет? – Нет, потому что снег пушистый, мягкий.

- Погрозим морозу. Как ты, Леночка, погрозишь? (пальчиком со словами первого четверостишия, вместе с воспитателем, и спрашивают еще 2-3 ребенка).

- Что мы с собой возьмем на улицу?(дети индивидуально 3-4 ребенка повторяют следующе 2 строчки).

- Как будем кататься? (дети индивидуально 3-4 ребенка повторяют 3 последних строчки).

- Молодцы! Послушайте, я всю потешку рассказу, а потом вы будете рассказывать. (после вызывает 2-3 ребенка и тех кто быстро запоминает, прочитать потешку, помогает, подсказывает, оценивает). Воспитатель читает ее еще раз.

- Теперь мы покатаемся на саночках.

Дети встают парами – один ребенок санки, а другой пассажир. Можно под музыку покататься. Двигаются по кругу, останавливаются по сигналу и меняются местами. Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель читает знакомую потешку «Как по снегу, по метели…» - вспомним? Кто расскажет? Вызывает 3-4 ребенка. Оценивает только положительно, без замечаний.

Воспитатель предлагает спеть песенку «Зима» (сл. Н. Френкель, муз. В. Карасевой).

«Вот зима, кругом бело,

Много снега намело,

Утром Ваня санки взял,

По дорожке побежал.

А в саду у нас гора,

Все катаются с утра.

Крикнул Ваня: «Берегись»!

Покатился с горки вниз.»

Можно пройти в музыкальный зал и спеть ее с музыкальным руководителем.


Развлечение

«Сорока – белобока».

Цель: Повторить выученные потешки и короткие стихи, закрепить и обобщить пройденный материал. Учить спокойно говорить, с естественной интонацией в умеренном темпе. Развивать эстетическое восприятие, память. Вызвать интерес к русскому фольклору, получить удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

Ход: Дети входят в зал, их встречает сорока – белобока, на лавочке сидит бабушка Арина и сорочонок.

- Сорока – белобока печку топила, кашу варила. На порог скакала, гостей сазывала.

Сорока: «Здравствуйте детушки, детушки – малолетушки,

               Давно мы вас с бабушкой ждали, поджидали.»

Бабушка: «Здравствуйте мои ребятушки. Какие вы нарядные да красивые. Да и мы с сорокой – белобокой для вас принарядились. Будьте моими гостями, рассаживайтесь поудобней. Меня зовут бабушка Арина. Мы будем петь, да плясать, стихи рассказывать, да потешки! Хотите знать знать, кто здесь со мной проживает? А вот сперва загадку отгадайте.

«Сам мохнатенький, да усатенький,

Зеленые глаза, всем мышам гроза». (кот)

Вот мой кот Васька на окошечке лежит, да на солнышке греется. А знаете как он мурлычет? – Мур, мур, мур. А как есть просит? – Мяу, мяу, мяу. (берет кота на колени и гладит). Кто ему стишок расскажет?

«Как у нашего кота, шубка очень хороша,

Как у котика усы, удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые».

«Выйдет котя в огород,

Всполошится весь народ

 И петух, и курица с деревенской улицы.

Станут котю угощать.

Станут котю в гости звать».

«Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть,

Или Бореньке снесть,

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу».

Бабушка: А чем мы кота Ваську угостим? (молоком)

Вот я молока налью, кота Ваську напою.

Пей ты мой котик, беленький животик. (наливает молоко).

Пока котик лакомится, мы споем песенку «Кот Васька», русская народная песенка. На моем дворе еще кто–то живет, угадайте и дружно отвечайте.

Бабушка: Наши курочки в окно –

Дети: Ко-ко-ко.

Бабушка: Наши уточки с утра –

Дети: Га-га-га.

Бабушка: А как Петя – петушок, ранним утром нам поет?

Дети: Ку-ка-ре-ку.

Бабушка: Какие вы молодцы! А песенку про петушка споете? Петушок услышит и к нам придет (песня «Петушок» русская народная прибаутка в обработке М. Красева.)

Петя – петушок всегда очень рано поет свою песенку и будет солнышко красное. Давайте петушку поможем, позовем солнышко красное (дети читают потешки про солнышко, оно выглядывает).

Бабушка:

        «Солнышко красивое взошло,

        Утро ясное пришло.

        А прежде чем за дело взяться,

        Что нужно сделать? – умываться!»

Верно, верно ребятушки, каждое утро нужно умываться (ребенок читает потешку «Водичка, водичка»). Водичку любят все, не только ребятушки, но и зайчики, другие зверюшки. Вон на крылечке зайка сидит. Спросите его, любит ли он умываться? 2-3 ребенка спрашивают, а зайка отвечает, что он очень любит умываться.

Ребенок читает потешку про зайчика:

«Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.»

Давайте поиграем с зайкой. Хоровод «Заинька» (сл. Н. Френкеля, муз. В. Карасевой).

Бабушка: Ох, возьму-ка я балалаечку, поиграю вам, а вы попляшите (под запись русской народной мелодии «Ах, вы сени, мои сени.», дети пляшут.)

Бабушка: Ох, и наплясалась я с вами! Пришло время угощать гостей дорогих.

Поет: «Вы давно блинков не ели,

        Вы блиночков захотели?

        Ой блины, блины, блины,

        Вы блиночки мои.»

        Вынимает из печи блины – Угощайтесь, забирайте.

Дети: Спасибо, бабушка Арина!

Сорока: «Ой, сынок – то у меня дремлет, дремлет, засыпает.

             Баю, баю, бай, ты собаченька не лай,

             Петушок, не кричи, ты сыночка не буди.

             Мой сыночек будет спать,

             Да большой вырастать.

            Он поспит подольше,

             Вырастет побольше.»

Не будем сорочонку мешать спать. Тихонько уходим. До свиданья мои детушки. Приходите ко мне еще в гости.


Развлечение

«Жили у бабуси».

        Цель: Учит детей выразительно рассказывать потешки. Развивать умение инсценировать знакомое произведение. Продолжать учить детей действовать сообща. Воспитывать умение сопереживать героям. Вызвать удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

        Ход: Дети под музыку заходят в зал и подходят к ширме.

- Ребятки, какие вы сегодня нарядные! Даже солнышко вам улыбается. Беритесь за ручки.

«Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки,

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку,

Я такой хорошенький!»

Какие мы хорошенькие, пригоженькие!

- Ой, кто это? (на ширме появляется бабка)

- Здравствуйте ребятки!

- Здравствуйте бабушка!

- Бабушка, а почему ты такая грустная, что случилось?

- Ой, пропали мои гуси! Помогите мне ребятки найти гусей.

- Ребятки, поможем бабушке? (да).

- Вот вам, ребятки, волшебный платочек, с ним будет легче искать моих гусей.

- Спасибо, бабушка! Но а нам пора в путь!

«Ты платочек нас веди и дорогу укажи» (дети под музыку идут по залу, останавливаются возле домика).

- Куда мы попали? К кому платочек нас привел? (присаживайтесь ребятки).

- Ребятки, отгадайте загадку:

        «Очень громко он поет,

        Бойко зернышки клюет,

        На головке гребешок,

        Мой любимый (петушок).

Правильно, петушок!

        А мы знаем про петушка потешки. Настя, расскажи потешку про петушка. Молодец Настя!

        И Лева расскажет про петушка. Молодец Лева!

        Молодцы, ребятки, петушку понравились потешки. И петушок приглашает нас поиграть с перышками.

        Ребятки, становитесь все в кружок (дыхательная гимнастика).

Молодцы! Как хорошо мы поиграли. А платочек дальше нас ведет.

«Ты платочек нас веди.

И дорожку покажи» (дети под музыку идут по залу и подходят к печке).

Дети присаживаются полукругом.

- Ребятки, посмотрите, куда привел нас платочек?

- Что это?(печка). А кто на печи сидит?(кот).

Васька кот спит, а мышки вышли погулять и завели хоровод.

        «Мыши водят хоровод,

        Не печурке дремлет кот,

        Тише мыши не шумите,

        Кота Ваську не будите.

        Как проснется Васька – кот,

        Разобьет весь хоровод.» (игра проводится 2 раза).

Молодцы, ребятки, какими забавными, шустрыми мышками вы были. У нашего кота Васьки есть подружка, а зовут ее Кисонька – мурысонька, давайте послушаем, где она была?

Руслан будет хозяином, а Ангелина будет кисонькой (разыгрывается сценка по ролям).

Ай да кисонька! Ай да проказница! А давайте ребятки, испечем прянички. Проходите к столу, чтобы не испачкаться мы оденем фартуки, а чтобы волосики нам не мешали, колпачки наденем, ручки мы в группе мыли, н они у нас немножко испачкались, поэтому мы их протрем влажными салфетками. Чтобы прянички нам испечь нужно тесто замесить: налью теплого молока, разобью яйцо, насыплю сахару, немного соли, насыплю муки и буду замешивать тесто.

Тесто подошло, будем печь прянички: раскатаем колобочки и придавим их ладошкой. Вот какие прянички у нас получились, а теперь мы их поставим в печь. Руки вытираем салфетками и снимайте фартуки и колпачки. Хорошо ребятки потрудились! А платочек нас зовет в путь дорожку.

«Ты платочек нас веди,

И дорожку укажи.»(дети под музыку идут за воспитателем).

        Посмотрите ребятки, а платочек – то нас привел к нашим друзьям – платочкам, и приглашают на танец. Становитесь скорее в круг:

«Танец с платочками!»

Как замечательно мы потанцевали, отдохнули, а теперь нам опять в путь:

«Ты платочек нас веди,

И дорогу укажи!»(дети под музыку идут по залу и подходят к ширме).

- Ребятки, посмотрите лужа у канавки, а вот и гуси (гусь появляется и прячется).

«Выходите гуси»(2-3 ребенка повторяют просьбу).

- А вы не будете обижать нас?

- Да вы что! Мы про вас песенку спели.(дети поют песенку «Жили у бабуси два веселых гуся»).

На ширме появляется бабушка.

- Спасибо, вам ребятки, что нашли моих гусей.

- До свиданья ребятки!

- До свиданья бабушка!

Ой, ребятки как вкусно пахнет.

Это наши прянички испеклись.

Ай да прянички медовые!

Ну а нам пора в группу возвращаться и пряники возьмем, будем чай пить. (дети под музыку возвращаются в группу).

Список литературы.

  1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.. Программа обучения и воспитания в детском саду.
  2. Гербова В.В.. Занятия по развитию речи в I младшей группе.
  3. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В.. Играем с малышами. Просвещение 2005.
  4. Затулина Г.Я.. Конспекты комплексных занятий по развитию речи во II младшей группе.
  5. Колосова И.В.. Развитие речи детей раннего возраста. Методическое пособие. Челябинск 2008.
  6. Мировона Н.. Использование произведений художественной литературы в развитии речи младших дошкольников. Дошкольное воспитание №11 – 2005, стр. 108.
  7. Шулика Е.. Развиваем выразительность речи. Дошкольное воспитание №8 – 2006, стр.13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жили у бабуси..." (конспект открытого занятия по рисованию во второй младшей группе)

Одним из приемов на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Во время рисования пальцами рук, всей...

Развлечение для детей с 1 года до 3 лет на прогулочной площадке «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Развлечение для детей с 1 года до 3 лет на прогулочной площадке«Жили у бабуси два весёлых гуся»...

«Праздник молока» Итоговое развлечение по проекту «Жили у бабуси»

«Праздник молока»Итоговое развлечение по проекту «Жили у бабуси»  Тип деятельности: Детско – родительское развлечение.Приоритетная образовательная область: познание.Интегрируемые о...

НОД во 2-й младшей группе по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике:"Жили у бабуси два весёлых гуся..."

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования (рисование пальчиками, ладонью)....

методическое пособие Жили у бабуси

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей младших групп. Это пособие включает в себя конспекты с использованием малых форм фольклора. Предложенные занятия способствуют речевому развит...

методическое пособие Жили у бабуси

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей младших групп. Это пособие включает в себя конспекты с использованием малых форм фольклора. Предложенные занятия способствуют речевому развит...