Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Петрова Татьяна Федоровна

Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriyad_5.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты  занятий  по развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия №1 в старшей группе.

 Тема: «Домашние животные»

 Цель:

I.Образовательные:

 1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

 2. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.

 3. Развивать умение употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;

 4. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;

 5. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;

 II. Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;

 2. Совершенствовать мыслительные процессы;

 III. Воспитательные:

 Воспитывать любовь к домашним животным;

 Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

 Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, игрушки диких и домашних животных. Картинки с продуктами питания животных.

 Ход:

Воспитатель: А сейчас у нас начался новый день. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим дружбу, радостное настроение, пожелаем друг другу всего самого хорошего. И давайте всегда говорить добрые слова, которые никого не обидят, и всегда у вас будет хорошее настроение.

 А теперь, девочки, тихонько сядьте, пожалуйста, на свои места. А мальчики ещё тише, чем девочки, сядут на свои места. И улыбнутся друг другу.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в мир животных (звучит музыка).

 Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

1) Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме - ме – ме, дайте вкусной мне». (Коза.)

 2) С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

 3) Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней щетинка. (Свинья.)

 4) По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран.)

 5) Я большой и я красивый, я бегу – и вьется грива, длинный шелковый хвостик и копытами – Цок, цок. (Конь.)

 Воспитатель: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Коза, собака, свинья, баран, конь)

- Как можно назвать, одним словом этих животных? (Домашние животные.)

 - Почему их так называют? (Потому, что за ними ухаживает и кормит их человек.)

 -Как называется жилище домашних животных? (Скотный двор.)

 -Чем отличается питание домашнего животного в теплое и холодное время года? (Летом – на лугу, зимой кормит человек.)

-Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Шерсть, мясо, кожу, молоко.)

 Воспитатель: А назовите детенышей домашних животных. Игра «Помоги маме найти своих детенышей»

На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Дети делятся на две группы. Дети первой группы берут карточки с изображением взрослых домашних животных – мам, а второй группы – их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают.

 Корова – теленок – телята.

 Собака – щенок – щенята.

 Кошка – котенок – котята.

 Овца – ягненок – ягнята.

 Лошадь – жеребенок – жеребята.

 Свинья – поросенок – поросята.

Крольчиха – крольчонок – крольчата.

 Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Дополни предложение».

 -Много коров называется стадом. А много овец… (отарой.)

-Много овец – отара, а много лошадей… (табун.)

 -Корова живет в коровнике, а свинья в… (свинарнике.)

-Свинья живет в свинарнике, а лошадь… (В коровнике.)

-Лошадь живет в конюшне, а сторожевая собака… (в будке.)

 -Собака живет в будке, а овцы и козы… (в овчарне, хлеву.)

- Я буду показывать вам картинки, а вы говорите, это стадо, табун или отара.

 Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем и тоже превратимся в домашнего животного котенка – шалуна.  Котенок мамочку зовет

: Дети соединяют одноименные пальцы обеих рук.

 - Мяу-мяу, мяу-мяу.

 Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы.

- Мало-мало, мало-мало. Покормит мама молочком: Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

 - Мур-мур-мур, Мур-мур-мур.

Свернется маленьким клубком: Потирают кулачок о кулачок.

 - Ур-ур-ур, ур-ур-ур.

 Потом с клубочком поиграет. Сжимают и разжимают пальцы рук.

 Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает. Делают круговые движения указательными пальцами

 Ап-ап-ап, ап-ап-ап. друг друга.

 Воспитатель: А сейчас, ребята, давай покажем, как мы умеем ласково называть животных.

 Упр. «Назови ласково».

 Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)

Собака-собачка,

 Лошадь-лошадка,

 Коза-козочка,

 Овца-овечка.

 Дидактическая игра «Кто, чем питается».

 На столе разложены картинки с изображением продуктов питания. Детям дается задание найти животное и выбрать только те картинки, на которых изображены продукты питания пригодные для данного животного, назвать их.

 Итог:

 Ребята, о ком мы сегодня говорили?

 • Что вы узнали о домашних животных?

Конспект занятия №2 по развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Цель:

закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные”;

расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений;

продолжать учить разгадывать загадки;

развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;

закреплять умение составлять рассказ – описание, развивать связную речь;

воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Ход занятия

Педагог: Ребята,  мы сегодня опять будем говорить о домашних животных.

Задание “Угадай-ка!”

Педагог: Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Надо не просто ответить, а найти отгадку на картинке.

1. У меня есть пятачок,

 Вместо хвостика – крючок,

 В луже я лежать люблю

 И похрюкивать: “Хрю, хрю!”

(свинья)

2. Я маленькая, белая

 Пушистая, несмелая,

 Шерсть даю своей хозяйке

 На шарфы и на фуфайки

(овца)

3. Хоть и бархатные лапки,

 Но зовут меня “царапкой”,

 Мышек ловко я ловлю,

 Молоко из блюдца пью.

(кошка)

4. Бородатый и рогатый

 Заберётся в огород

 Съест капусту и укроп.

 (козёл)

5. Я хозяину служу,

 Дом хозяйский сторожу.

 Я рычу и громко лаю,

 И чужих я прогоняю.

(собака)

6. И сметану и кефир,

 Молоко и вкусный сыр,

 Чтобы были мы здоровы,

 Даст нам пёстрая…

(корова)

7. Кто я, догадайтесь сами.

 Я везу зимою сани,

 Что легко скользят по снегу,

 Летом я везу телегу.

(лошадь)

8. Комочек пуха – длинное ухо

 Прыгает ловко, любит морковку.

(кролик)

- Как вы догадались кто это?

- Как можно назвать этих животных, одним словом?

Задание “Кто, где живёт?” (игра с “волшебной палочкой”)

- Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.

Где живёт лошадь? - в конюшне

Собака - в конуре

Кролик - в клетке, в крольчатникеСвинья – в свинарнике

Кошка – в доме

Корова – в хлеву, в коровнике

Коза – в хлеву

Овца – в овчарне.

Задание “ Назови народные приметы”

Кошка моется – гостей зазывает.

Конь храпит – к вьюге.

Кошка мордочку прячет – к морозу.

Собака ест траву – к дождю.

Конь ложится, катается – к теплу.

Кошка спит крепко – к теплу.

Кошка лежит брюшком кверху – к жаре.

Свинья чешется – к ветру.

Физминутка “Лошадка” (под музыку)

Цок, цок, цок, цок,

 Я лошадка – серый бок

 Я копытцем постучу,

 Если хочешь – прокачу

 Посмотри, как я красива,

 Хороши и хвост и грива.

 Цок, цок, цок, цок,

 Я лошадка – серый бок.

Задание “Узнай по описанию”

Ребёнок выбирает картинку с животным, не показывая её другим детям и не называя, описывает животное. Остальные по описанию должны узнать это животное.

Задание “Объясни словечко”

(дети по очереди читают надписи на табличках и объясняют значение каждого слова)

Табун – много лошадей,

Стадо – много коров,

Отара – много овец,

Свора – много собак.

Задание “Успокой котёнка” - котенок плачет, дети успокаивают его ласковыми словами (маленький, пушистенький, ласковый, усатенький, хорошенький и т. д.)

Пальчиковое упражнение “Котёнок” (с прищепкой)

Кусается сильно котёнок – глупыш,

 Он думает это не палец, а мышь (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

 А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

- Поиграли мы с котёнком, он и успокоился, ему стало весело. Я хочу сказать вам, что вы все “МОЛОДЦЫ”. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались.

Занятие №3

Программное содержание:

1.Закрепить знания детей  о домашних животных. Дать представление о понятии " обобщающее слово", закрепить знания детьми названий детенышей животных. Познакомить детей с понятием "сложные слова".

.Развивать внимание, умение отвечать на вопросы полным предложением.

3.Воспитывать отзывчивость, бережное отношение и заботу к домашним животным.

 Оборудование и материал:

картины из серии " Домашние животные"( Корова с теленком, лошадь с жеребенком, крольчиха с крольчатами, овца с ягнятами, свинья с поросятами, коза с козлятами и т.д.);

картотека пальчиковых игр;

картотека речевых

 Предварительная  работа:

 рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, дидактическая игра "Чей домик", словесная игра "Мамы и детки", рисование животных и раскрашивание по контуру.

Ход:

  Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картины, расставленные перед ними и ответить на вопрос:

 - Как одним словом можно назвать всех, кто изображен на этих картинах? Какое общее для них слово, обобщающее слово можно для них подобрать? ( Животные).

   - Верно, это животные.

 А какое еще обобщающее слово к ним подходит? Какие это животные? ( Домашние).  - А почему мы называем этих животных домашними? ( Потому что они живут в доме у человека или в специальном жилище, построенном для них человеком, и человек о них заботиться).

 - Назовите, как называются жилища этих животных?( в зависимости от картин - свинарник, конюшня, ферма, загон и т.д.) - А зачем человеку нужно заботиться об этих животных? ( Затем, что эти животные приносят пользу человеку).   - Какую пользу приносит корова, лошадь, овца, кролик, свинья, кошка, собака и т.д.? ( дети отвечают).

 Воспитатель предлагает поиграть в  словесную игру " Мамы и детки".

- Ребята, а вы знаете, как называются эти животные и их детеныши? ( Знаем).

  У лошади один жеребенок, но много жеребят.

   У коровы один теленок, но много телят.

  У свиньи один поросенок, но много поросят.

  У кошки один котенок, но много котят.

 У собаки один щенок, но много щенят.

  У овцы один ягненок, но много ягнят.

 У крольчихи один крольчонок, но много крольчат.

 У курицы один цыпленок, но много цыплят.

  У верблюдицы один верблюжонок, но много верблюжат.

 У утки один утенок, но много утят.

 У индюшки один индюшонок, но много индюшат

 - Молодцы, вместе мы разобрались кто, чей детеныш.

 - А теперь пора отдохнуть.

( проводится пальчиковая игра " У дороги яблонька стоит")

У дороги яблонька стоит,

(поднимают руки над головой, широко расставляют пальцы, скрещивают руки, изображая дерево).

На ветке яблочко висит,

 ( скрещивают руки, берут в замок).

Сильно ветку я потряс.

( скрещенные в замке руки покачивают вперед-назад).

Вот и яблочко у нас.

( опускают скрещенные в замке руки, выворачивают их прямо перед собой, получается как бы яблочко из скрещенных рук).

В сладко яблочко вопьюсь-

(раскрывают ладони, погружают в них лицо).

Ой, какой приятный вкус!

( поглаживают руками по животу).

Воспитатель предлагает детям поиграть еще в одну словесную игру " Составь слово".

- А сейчас, ребята, мы попробуем поиграть в другую игру, мы будем учиться образовывать одно большое слово из двух маленьких коротких слов.

  Если у теленка длинные ноги, то как мы его назовем? ( Длинноногий).

  Какие слова спрятались в этом слове? ( Длинные и ноги).

Если у теленка большие глаза? ( Большеглазый).

  Если длинный хвост? ( Длиннохвостый).

Если у кролика длинные уши? ( Длинноухий)

  Вот когда в одном большом, длинном слове спрятались два коротких слова, такие слова  мы называем сложными словами.

 - А какие еще сложные слова вы сами можете назвать? Если затрудняетесь, спросите у родителей и расскажите всем нам  в следующий раз.

 

Занятие №4  по развитию речи в старшей группе. Тема: "Домашние животные"

Цель: учить детей составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин; развивать способность самостоятельно придумывать события последующее событию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, вы их внимательно послушайте и постарайтесь найти отгадки на картинках, которые разложены по группе в разных местах.

1. С бородою, а не старик,

 С рогами, а не бык,

 Лыко дерёт,

 А лаптей не плетёт.  (Коза)

2. Голодная мычит,

 Сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт.  (Корова)

3. Спереди пятачок,

Сзади – крючок,

 Посередине спинка,

 А на ней щетинка.  (Поросёнок)

4. В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.  (Собака)

5. Мордочка усатая,

 Шубка полосатая,

 Чисто умывается,

А с водой не знается.  (Кошка)

Воспитатель: Ребята, про кого были все загадки? А почему этих животных называют домашними животными? А кого из вас есть дома животные? А как вы с ними играете?

Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин (младший воспитатель).

Печкин:

Я почтальон весёлый,

 Я всегда спешу,

Открытки, телеграммы,

 Посылки разношу.

Отдаёт письмо.

Воспитатель: Спасибо, Печкин. Проходи. Будешь гостем на нашем занятии, послушаешь ребят, а если захочешь, то и поиграешь с нами.

Печкин проходит садится, а воспитатель открывает письмо.

Воспитатель: Ребята, это письмо пришло к нам из деревни Простоквашино от Шарика. Он прислал нам картинки, но забыл вложить в конверт письмо. Что же он хотел нам рассказать? Давайте с вами попробуем разобраться. (Выставляются две картинки, остальные остаются в конверте «не замеченные» воспитателем)

Воспитатель: задаёт вопросы

 – Кого вы видите на первой картинке?

 – Может, мы назовём их? (Петя и Маша)

 – Куда и зачем они отправились?

 – Рядом с чем остановились Петя и Маша и почему?

 – Что испугало их?

Воспитатель: Ребята, а придумайте, что с ними могло случится дальше.

Выслушивает 2-3 рассказа детей.

Воспитатель: (удивлённо) Ребята, оказывается, в конверте ещё есть картинки. Давайте их посмотрим и узнаем, какая же история с ними произошла на самом деле.

Воспитатель вынимает из конверта остальные картинки и выставляет их в правильной последовательности. Затем проговаривает всю историю по предложенным картинкам. (Это – образец)

 (Если в группе есть ребёнок, хорошо владеющий навыками рассказывания, то можно ему предложить рассказать по картинкам этот рассказ за воспитателя)

Воспитатель: Ребята, а кого ещё может напугать котёнок? (Мышей, птиц …)

 А теперь зовите Печкина поиграть с нами в игру «Кот и воробышки»

Дети и Печкин играют.

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать этот рассказ ?

Дети придумывают название рассказу.

Воспитатель: Ребята, а давайте запишем свой рассказ и отправим Шарику. А чтобы вы быстрее его запомнили и рассказали его ещё и своим знакомым составим пиктограммы.

На каждые 3 картинки по 2 ребёнка – один рассказывает, а другой рисует пиктограмму .Затем по пиктограммам двое детей по очереди рассказывают историю про Петю и Машу. (Цепное рассказывание)  Воспитатель записывает на листок  рассказанную детьми историю. Затем читает её детям и кладёт листок в конверт и отдаёт Печкину.  

Воспитатель: Печкину пора возвращаться домой в Простоквашино. Давайте дружно скажем ему До свидания и пожелаем счастливого пути и передать Шарику и коту Матроскину, что мы ждём от них ещё интересных историй.

Рассказ «Страшный зверь» (образец)

Петя и Маша отправились в лес за грибами. Вдруг внизу большого дуба, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Петя и Маша очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу детям шёл дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе с детьми он подошёл к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вылез маленький котёнок. Петя и Маша рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".

Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО "Речевое развитие") в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

В конспекте открытого занятия имеются различные материалы (мнемодорожка, презентация, схема), которые помогут воспитаннику лучше познакомиться с творчеством автора Е. Чарушина и бы...

Методическая разработка к занятию по речевому развитию в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Арктики и Антарктики»

Данная методическая разработка раскрывает особенности проведения интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной группы на тему «Животные Арктики и Антарктики» основанные на...