Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В занятиях много дидактических игр, загадок, упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriyad_5.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия №1 в старшей группе.
Тема: «Домашние животные»
Цель:
I.Образовательные:
1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.
2. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.
3. Развивать умение употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;
4. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
5. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
II. Развивающие:
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
2. Совершенствовать мыслительные процессы;
III. Воспитательные:
Воспитывать любовь к домашним животным;
Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, игрушки диких и домашних животных. Картинки с продуктами питания животных.
Ход:
Воспитатель: А сейчас у нас начался новый день. Давайте улыбнёмся друг другу и подарим дружбу, радостное настроение, пожелаем друг другу всего самого хорошего. И давайте всегда говорить добрые слова, которые никого не обидят, и всегда у вас будет хорошее настроение.
А теперь, девочки, тихонько сядьте, пожалуйста, на свои места. А мальчики ещё тише, чем девочки, сядут на свои места. И улыбнутся друг другу.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в мир животных (звучит музыка).
Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.
1) Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме - ме – ме, дайте вкусной мне». (Коза.)
2) С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)
3) Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней щетинка. (Свинья.)
4) По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран.)
5) Я большой и я красивый, я бегу – и вьется грива, длинный шелковый хвостик и копытами – Цок, цок. (Конь.)
Воспитатель: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Коза, собака, свинья, баран, конь)
- Как можно назвать, одним словом этих животных? (Домашние животные.)
- Почему их так называют? (Потому, что за ними ухаживает и кормит их человек.)
-Как называется жилище домашних животных? (Скотный двор.)
-Чем отличается питание домашнего животного в теплое и холодное время года? (Летом – на лугу, зимой кормит человек.)
-Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Шерсть, мясо, кожу, молоко.)
Воспитатель: А назовите детенышей домашних животных. Игра «Помоги маме найти своих детенышей»
На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Дети делятся на две группы. Дети первой группы берут карточки с изображением взрослых домашних животных – мам, а второй группы – их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают.
Корова – теленок – телята.
Собака – щенок – щенята.
Кошка – котенок – котята.
Овца – ягненок – ягнята.
Лошадь – жеребенок – жеребята.
Свинья – поросенок – поросята.
Крольчиха – крольчонок – крольчата.
Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Дополни предложение».
-Много коров называется стадом. А много овец… (отарой.)
-Много овец – отара, а много лошадей… (табун.)
-Корова живет в коровнике, а свинья в… (свинарнике.)
-Свинья живет в свинарнике, а лошадь… (В коровнике.)
-Лошадь живет в конюшне, а сторожевая собака… (в будке.)
-Собака живет в будке, а овцы и козы… (в овчарне, хлеву.)
- Я буду показывать вам картинки, а вы говорите, это стадо, табун или отара.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем и тоже превратимся в домашнего животного котенка – шалуна. Котенок мамочку зовет
: Дети соединяют одноименные пальцы обеих рук.
- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы.
- Мало-мало, мало-мало. Покормит мама молочком: Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
- Мур-мур-мур, Мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком: Потирают кулачок о кулачок.
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет. Сжимают и разжимают пальцы рук.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает. Делают круговые движения указательными пальцами
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. друг друга.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давай покажем, как мы умеем ласково называть животных.
Упр. «Назови ласково».
Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)
Собака-собачка,
Лошадь-лошадка,
Коза-козочка,
Овца-овечка.
Дидактическая игра «Кто, чем питается».
На столе разложены картинки с изображением продуктов питания. Детям дается задание найти животное и выбрать только те картинки, на которых изображены продукты питания пригодные для данного животного, назвать их.
Итог:
Ребята, о ком мы сегодня говорили?
• Что вы узнали о домашних животных?
Конспект занятия №2 по развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Цель:
закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные”;
расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений;
продолжать учить разгадывать загадки;
развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
закреплять умение составлять рассказ – описание, развивать связную речь;
воспитывать бережное доброе отношение к животным.
Ход занятия
Педагог: Ребята, мы сегодня опять будем говорить о домашних животных.
Задание “Угадай-ка!”
Педагог: Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и думаете, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Надо не просто ответить, а найти отгадку на картинке.
1. У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: “Хрю, хрю!”
(свинья)
2. Я маленькая, белая
Пушистая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки
(овца)
3. Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня “царапкой”,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(кошка)
4. Бородатый и рогатый
Заберётся в огород
Съест капусту и укроп.
(козёл)
5. Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
(собака)
6. И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая…
(корова)
7. Кто я, догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
(лошадь)
8. Комочек пуха – длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
(кролик)
- Как вы догадались кто это?
- Как можно назвать этих животных, одним словом?
Задание “Кто, где живёт?” (игра с “волшебной палочкой”)
- Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.
Где живёт лошадь? - в конюшне
Собака - в конуре
Кролик - в клетке, в крольчатникеСвинья – в свинарнике
Кошка – в доме
Корова – в хлеву, в коровнике
Коза – в хлеву
Овца – в овчарне.
Задание “ Назови народные приметы”
Кошка моется – гостей зазывает.
Конь храпит – к вьюге.
Кошка мордочку прячет – к морозу.
Собака ест траву – к дождю.
Конь ложится, катается – к теплу.
Кошка спит крепко – к теплу.
Кошка лежит брюшком кверху – к жаре.
Свинья чешется – к ветру.
Физминутка “Лошадка” (под музыку)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок.
Задание “Узнай по описанию”
Ребёнок выбирает картинку с животным, не показывая её другим детям и не называя, описывает животное. Остальные по описанию должны узнать это животное.
Задание “Объясни словечко”
(дети по очереди читают надписи на табличках и объясняют значение каждого слова)
Табун – много лошадей,
Стадо – много коров,
Отара – много овец,
Свора – много собак.
Задание “Успокой котёнка” - котенок плачет, дети успокаивают его ласковыми словами (маленький, пушистенький, ласковый, усатенький, хорошенький и т. д.)
Пальчиковое упражнение “Котёнок” (с прищепкой)
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”
- Поиграли мы с котёнком, он и успокоился, ему стало весело. Я хочу сказать вам, что вы все “МОЛОДЦЫ”. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались.
Занятие №3
Программное содержание:
1.Закрепить знания детей о домашних животных. Дать представление о понятии " обобщающее слово", закрепить знания детьми названий детенышей животных. Познакомить детей с понятием "сложные слова".
.Развивать внимание, умение отвечать на вопросы полным предложением.
3.Воспитывать отзывчивость, бережное отношение и заботу к домашним животным.
Оборудование и материал:
картины из серии " Домашние животные"( Корова с теленком, лошадь с жеребенком, крольчиха с крольчатами, овца с ягнятами, свинья с поросятами, коза с козлятами и т.д.);
картотека пальчиковых игр;
картотека речевых
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, дидактическая игра "Чей домик", словесная игра "Мамы и детки", рисование животных и раскрашивание по контуру.
Ход:
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картины, расставленные перед ними и ответить на вопрос:
- Как одним словом можно назвать всех, кто изображен на этих картинах? Какое общее для них слово, обобщающее слово можно для них подобрать? ( Животные).
- Верно, это животные.
А какое еще обобщающее слово к ним подходит? Какие это животные? ( Домашние). - А почему мы называем этих животных домашними? ( Потому что они живут в доме у человека или в специальном жилище, построенном для них человеком, и человек о них заботиться).
- Назовите, как называются жилища этих животных?( в зависимости от картин - свинарник, конюшня, ферма, загон и т.д.) - А зачем человеку нужно заботиться об этих животных? ( Затем, что эти животные приносят пользу человеку). - Какую пользу приносит корова, лошадь, овца, кролик, свинья, кошка, собака и т.д.? ( дети отвечают).
Воспитатель предлагает поиграть в словесную игру " Мамы и детки".
- Ребята, а вы знаете, как называются эти животные и их детеныши? ( Знаем).
У лошади один жеребенок, но много жеребят.
У коровы один теленок, но много телят.
У свиньи один поросенок, но много поросят.
У кошки один котенок, но много котят.
У собаки один щенок, но много щенят.
У овцы один ягненок, но много ягнят.
У крольчихи один крольчонок, но много крольчат.
У курицы один цыпленок, но много цыплят.
У верблюдицы один верблюжонок, но много верблюжат.
У утки один утенок, но много утят.
У индюшки один индюшонок, но много индюшат
- Молодцы, вместе мы разобрались кто, чей детеныш.
- А теперь пора отдохнуть.
( проводится пальчиковая игра " У дороги яблонька стоит")
У дороги яблонька стоит,
(поднимают руки над головой, широко расставляют пальцы, скрещивают руки, изображая дерево).
На ветке яблочко висит,
( скрещивают руки, берут в замок).
Сильно ветку я потряс.
( скрещенные в замке руки покачивают вперед-назад).
Вот и яблочко у нас.
( опускают скрещенные в замке руки, выворачивают их прямо перед собой, получается как бы яблочко из скрещенных рук).
В сладко яблочко вопьюсь-
(раскрывают ладони, погружают в них лицо).
Ой, какой приятный вкус!
( поглаживают руками по животу).
Воспитатель предлагает детям поиграть еще в одну словесную игру " Составь слово".
- А сейчас, ребята, мы попробуем поиграть в другую игру, мы будем учиться образовывать одно большое слово из двух маленьких коротких слов.
Если у теленка длинные ноги, то как мы его назовем? ( Длинноногий).
Какие слова спрятались в этом слове? ( Длинные и ноги).
Если у теленка большие глаза? ( Большеглазый).
Если длинный хвост? ( Длиннохвостый).
Если у кролика длинные уши? ( Длинноухий)
Вот когда в одном большом, длинном слове спрятались два коротких слова, такие слова мы называем сложными словами.
- А какие еще сложные слова вы сами можете назвать? Если затрудняетесь, спросите у родителей и расскажите всем нам в следующий раз.
Занятие №4 по развитию речи в старшей группе. Тема: "Домашние животные"
Цель: учить детей составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин; развивать способность самостоятельно придумывать события последующее событию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, вы их внимательно послушайте и постарайтесь найти отгадки на картинках, которые разложены по группе в разных местах.
1. С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)
2. Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам молоко даёт. (Корова)
3. Спереди пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка. (Поросёнок)
4. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
5. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Чисто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Воспитатель: Ребята, про кого были все загадки? А почему этих животных называют домашними животными? А кого из вас есть дома животные? А как вы с ними играете?
Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин (младший воспитатель).
Печкин:
Я почтальон весёлый,
Я всегда спешу,
Открытки, телеграммы,
Посылки разношу.
Отдаёт письмо.
Воспитатель: Спасибо, Печкин. Проходи. Будешь гостем на нашем занятии, послушаешь ребят, а если захочешь, то и поиграешь с нами.
Печкин проходит садится, а воспитатель открывает письмо.
Воспитатель: Ребята, это письмо пришло к нам из деревни Простоквашино от Шарика. Он прислал нам картинки, но забыл вложить в конверт письмо. Что же он хотел нам рассказать? Давайте с вами попробуем разобраться. (Выставляются две картинки, остальные остаются в конверте «не замеченные» воспитателем)
Воспитатель: задаёт вопросы
– Кого вы видите на первой картинке?
– Может, мы назовём их? (Петя и Маша)
– Куда и зачем они отправились?
– Рядом с чем остановились Петя и Маша и почему?
– Что испугало их?
Воспитатель: Ребята, а придумайте, что с ними могло случится дальше.
Выслушивает 2-3 рассказа детей.
Воспитатель: (удивлённо) Ребята, оказывается, в конверте ещё есть картинки. Давайте их посмотрим и узнаем, какая же история с ними произошла на самом деле.
Воспитатель вынимает из конверта остальные картинки и выставляет их в правильной последовательности. Затем проговаривает всю историю по предложенным картинкам. (Это – образец)
(Если в группе есть ребёнок, хорошо владеющий навыками рассказывания, то можно ему предложить рассказать по картинкам этот рассказ за воспитателя)
Воспитатель: Ребята, а кого ещё может напугать котёнок? (Мышей, птиц …)
А теперь зовите Печкина поиграть с нами в игру «Кот и воробышки»
Дети и Печкин играют.
Воспитатель: Ребята, а как можно назвать этот рассказ ?
Дети придумывают название рассказу.
Воспитатель: Ребята, а давайте запишем свой рассказ и отправим Шарику. А чтобы вы быстрее его запомнили и рассказали его ещё и своим знакомым составим пиктограммы.
На каждые 3 картинки по 2 ребёнка – один рассказывает, а другой рисует пиктограмму .Затем по пиктограммам двое детей по очереди рассказывают историю про Петю и Машу. (Цепное рассказывание) Воспитатель записывает на листок рассказанную детьми историю. Затем читает её детям и кладёт листок в конверт и отдаёт Печкину.
Воспитатель: Печкину пора возвращаться домой в Простоквашино. Давайте дружно скажем ему До свидания и пожелаем счастливого пути и передать Шарику и коту Матроскину, что мы ждём от них ещё интересных историй.
Рассказ «Страшный зверь» (образец)
Петя и Маша отправились в лес за грибами. Вдруг внизу большого дуба, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Петя и Маша очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу детям шёл дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе с детьми он подошёл к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вылез маленький котёнок. Петя и Маша рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада на тему "Путь хлеба к нашему столу"
совершенствование знаний детей о значимости хлеба...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...
Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".
Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений....
Серия занятий по речевому развитию в старшей группе детского сада по обучению детей рассказыванию по теме "Домашние животные".
Занятия по обучению рассказыванию в старшей группе детского сада. Занятия содержат много дидактических игр,загадок, упражнений....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе детского сада «В гости к Хозяину леса»...
Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО "Речевое развитие") в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
В конспекте открытого занятия имеются различные материалы (мнемодорожка, презентация, схема), которые помогут воспитаннику лучше познакомиться с творчеством автора Е. Чарушина и бы...
Методическая разработка к занятию по речевому развитию в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Арктики и Антарктики»
Данная методическая разработка раскрывает особенности проведения интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной группы на тему «Животные Арктики и Антарктики» основанные на...