Автоматизация звука [л] в слогах с использованием игровых приемов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект индивидуального логопедического занятия

в старшей группе

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах

с использованием игровых приемов

 

Цели:

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].

2. Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   

3. Учить определять наличие и место звука [л] в словах.

4. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, речевое дыхание, ритм, силу голоса.

5.Продолжать формировать навыки звукового анализа.

6.Закрепить  словарь по теме «Весна».

7.Формировать пространственно-временные понятия.

8. Формировать положительную установку на занятие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида № 25 «Теремок»

г. Вольска Саратовской области»

Конспект индивидуального логопедического занятия

в старшей группе «Заюшка»

Учитель-логопед высшей квалификационной  категории

Баранова Т. Н.

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах

с использованием игровых приемов

 

Цели:

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].

  1. Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.    

3. Учить определять наличие и место звука [л] в словах.

4. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление,                  

воображение, мелкую моторику, речевое дыхание, ритм, силу голоса.

5.Продолжать формировать навыки звукового анализа.

6.Закрепить  словарь по теме «Весна».

7.Формировать пространственно-временные понятия.

8.        Формировать положительную установку на занятие.

Оборудование: зеркало, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, карточки, предметные картинки, счетные палочки, мелкие игрушки, картинка «Веселый поезд», магнитофон, аудиозапись, кукла, магнитная доска, магниты, поднос с водой, бумажные парусники.

                                               

Ход занятия

I.  Организационный момент.

Логопед читает стихи, располагая на магнитной доске картинки: травка, солнышко, ласточка.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

А.Плещеев

- О каком времени года говорится в стихотворении?

  • Назови приметы весны.
  • В какие игры дети любят играть весной?

  1. Развитие речевого дыхания, мелкой моторики.

-Упражнение «Лодочка» (формирование длительной  направленной

воздушной струи).

-Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Птички» (развитие мелкой моторики).

-        Птицы отличные певцы, а мы знаем звуки, которые можно петь.
Упражнение «
Ноты» 

            Звуки гласные важны

            И напевны и нежны,

            Летят как птицы в синеву:

            -А.О, Ы, У-у-у!

III.  Постановка цели.

  • Ласточка прилетела к нам не случайно, она принесла нам звук [л].
  • В слове ласточка первый звук [л].
  • Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [л].

.

  1. Артикуляционная гимнастика.

        Ребёнок и логопед садятся перед зеркалом. Проводится артикуляционная гимнастика с использованием картинок.

  1. «Заборчик» - улыбнуться, показать зубки.
  2. «Лопатка» - широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  3. «Иголочка» - острым напряженным языком коснуться верхней губы, верхних зубов, альвеол.
  4.  « Орешек» - кончиком языка с силой упираться то в левую , то в правую щёку.
  5. «Часики» - улыбнуться, открыть рот, узкий кончик языка переводить из стороны в стороны в уголки рта.
  6.  «Змейка» - просовывать между зубов напряженный острый язык.
  7.  7. «Индюк» - широким языком шлепать по верхней губе бл-бл., сначала медленно, затем быстро.

8.  «Маляр» - кончиком языка водить по нёбу.

9.  «Лошадка» - приоткрыть рот, поцокать  языком.

10. «Паровоз» - высовывать острый напряженный язык, произнося «у-у-у»

11.  «Поймай мышку» - улыбнуться, приоткрыть рот, произнести «а-а-а», прикусить широкий кончик языка.

12.  «Пароход» - открыть рот, улыбнуться, с напряжением произнести

«ы-ы-ы», стучать по альвеолам кончиком языка.

  1. Артикуляционная и акустическая характеристика звука [л]

-  рот открыт, губы улыбаются, узкий кончик языка упирается в бугорочки (альвеолы) за верхними зубами.

Голос звучит (проверяется тактильно)

- Л- согласный. Воздух встречает преграду – зубы.

- Л- звонкий звук. Голос звучит.

 

  Узкий кончик языка

   Вверх в зубы упирается.

   По бокам от языка

   Воздух пробирается.

  - Л- согласный, непевучий,

   Плавный, ласковый и звучный.

- Согласный звук Л  обозначается синим кружочком.

  1. Развитие фонематического слуха

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [л]»

- а, у, л, м. ла. ба, лак, мак, лук.

Упражнение «Найди звук, поставь кнопочку»

( Картинки - белка, лось, дятел. Ребёнок определяет позицию звука л и ставит синий магнит в нужное « окошечко»)

  1.  Автоматизация звука [л] в играх и упражнениях.
  1. Упражнение «Кнопочки» - ребенок произносит коротко звук [л], нажимая пальчиком на «кнопочки» столько раз, сколько нарисовано  предметов.
  2. Игра «Самолет» - ребенок передвигает игрушку к игровому полю, длительно произнося [л], затем «взлетает» и «летает» по комнате (вверх - [л] тихо, вниз - громко).
  3. Упражнение «Цветочная поляна» - ребенок передвигает бабочку от цветка к цветку на игровом поле, произнося слоги.
  4. Игра «Строим железную дорогу» - ребенок выкладывает «дорогу» из счетных палочек, сопровождая многократным проговариванием прямых слогов.
  5. Игра «Веселый поезд» - воспроизведение ритмического рисунка: ла-ла;ла-ла;

ла-ла-ла;  ла, ла –ла;ла-ла, ла.

  1. Игра «Песенка друзей» - пропевание мелодии «Песенка друзей», заменяя слова слогами ла, ло, лу, лы в соответствии с звуковыми  символами.

  1. Подарок друзей. Звуковой анализ и чтение по символам.

-        Какая красивая кукла! Как её зовут? Давай прочитаем - (ребенок читает Лола
по звуковым символам)

  1.  Итог занятия.
  • Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
  • Что делает наш язычок, когда мы произносим [л]?
  • Какой этот звук?
  • Как хорошо уметь правильно произносить звук [л], можно петь разные веселые песенки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...

Проект «Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для при...

Игровые приемы автоматизации звуков в словах, слогах, предложениях.

Игровые приемы автоматизации звуков в словах, слогах, предложениях....

КОНСПЕКТ индивидуально-подгруппового логопедического занятия Тема: «Спасение волшебного цветка. Автоматизация звука «з» в словах». (с использованием игровых технологий).

В основе конспекта лежит комплексно-игровой метод. Коррекционные задачи по устранению нарушений звукопроизношения органично сочетается с расширением у детей словаря,способствуют совершенствованию псих...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...