Проект "В гостях у сказки"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

 Ирина Владимировна Колосовская

Паспорт пректа "В гостях у сказки" (средняя группа для детей с ОНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_na_temu.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

 

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

 

(для среднего дошкольного возраста)

 

 

Актуальность темы.

 

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

 

Гипотеза

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Цель проекта:

Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни

Задачи проекта:

Дети:

- продолжать знакомить со сказками;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- формировать навыки сотрудничества;

-  воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

  - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Участники проекта.

 Дети средней группы, воспитатели, логопед, родители.

 

Тип проекта:

- Творческий

 - Среднесрочный (срок реализации – с 01.04 по 17.05)

- Групповой.

Виды детской деятельности:

   Познавательная, продуктивная, творческая, исследовательская деятельность в рамках темы проекта.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое, учебно-методическое: материал для художественной и  творческой деятельности,  музыкальный зал; технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);  наглядно-методические пособия; методическая литература,  образцы изготовления атрибутов и декораций  для инсценировок

Информационный ресурс:  использование ИКТ;  изучение методической литературы; участие в конкурсах, викторинах и выставках различного уровня.

Методы:

 - беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.

 

 

Планируемый результат:

- развитие интереса к русской литературе;

-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;          

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

Продукт проектной деятельности:

- Уголок «В гостях у сказки»;

- Картотека мнемотаблиц «Русские сказки»;

- Фонотека «Русские сказки»

- Картотека презентаций по русским сказкам;

- Атрибуты, декорации к сказкам-инсценировкам;

- Рисунки, поделки, аппликации по сказкам;

- Дипломы участников и победителей конкурсов;

-Папки-передвижки для родителей;

- Книжки-самоделки.

Презентация пректа :

- Инсценировка сказки «Репка»

Содержание проекта строится на принципах:

        Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

       Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

       Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

        Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

       Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

        Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

       Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

        Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

       Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

        Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

          Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

         Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

                  I.      Этап -  Подготовительный (разработка проекта).

 (с 01.04.2015 г. По 10.04.15г.)

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала;

- создание фонотеки со сказками, сказок-презентаций;

  - составление перспективного плана работы.

                     II. Этап – Исследовательский.

( с 10.04.15г. по 13.05.15г.)

  - работа по плану с детьми, родителями, педагогами;

   - выполнение проекта.

                        III.            Этап – Заключительный

               ( с 13.05.15г. по 17.05.15)

  - презентация проекта;

 - театрализация сказки «Репка»;

 -  подведение итогов;

  - обобщение результатов работы.

Перспективный план.

социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи».  

Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста»,  «Заюшкина избушка».

познавательное развитие

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Кубики и пазлы по разным сказкам.

Загадки по сказкам, игры «Доскажи словечко», «Угадай сказку»

речевое развитие

Чтение, обсуждение и пересказ сказок.

Работа с мнемотаблицами.

Инсценировки сказок. Рассказывание сказок с использованием различных видов театров.

Сочинение сказок детьми.

художественно-эстетическое развитие

Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»; Аппликация – «Колобок», «Репка»; Лепка – «Заюшкина избушка».

Изготовление плоскостного театра на ковролин «Теремок».

Ремонт книг в книжном уголке.

Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Репка»

Разучивание песен и танцев к мини-пьесе «Репка».

 

работа с родителями

Консультации «Сказки, которые мы читаем детям»; «Воспитание сказкой»; «Роль сказки в развитии речи детей»; «Сказка в жизни ребенка»; «Какие русские народные сказки читать детям?»; «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка»

 Папки – передвижки «Как читать сказки детям?» «Сказка помогает говорить»

Помощь в изготовлении костюмов для спектакля « Репка ». 

Участие в конкурсах рисунков и поделок «В гостях у сказки»  

Изготовление с детьми книжек-самоделок.                

Пути реализации проекта:

- Пополнение содержания книжного уголка русскими сказками .

-  Оформление уголка «В гостях у сказки».

 - Организация выставки рисунков, поделок по мотивам сказок.

-  Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

-  Чтение русских сказок;

-  Рисование детьми героев сказок. 

-  Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных              героях.

-   Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

-   Самостоятельное составление сказок.

-   Рассказывание сказок собственного сочинения.

-   Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

-   Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

-   Загадки о сказках, героях сказок.

-    Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

-    Театрализация сказки: «Репка»

     Содержание работы с родителями:

-    Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

-   Консультации, папки передвижки по теме проекта.

-    Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

-    Чтение сказок с детьми.

-    Придумывание сказок с детьми.

-    Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

-    Участие в конкурсе поделок «В гостях у сказки»

Заключение

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Литература

   Губанова М.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей 2 – 5 лет. Москва. «ВАКО». 2007.

   Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. Творческий центр. Москва, 2009.

   Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

   Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...