Конспект НОД . Тема: "Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Загорюк Ирина Геннадьевна

Консект  фронтального логопедического занятия по обучению граммоте в подготовительной группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zan._bukva_sh.doc120.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: «Звук и буква Ш».

Цель. Закрепить навык произношения звука  в словах, фразах. Познакомить с буквой Ш.      

   Задачи:

  • познакомить с буквой Ш ;
  • закрепить навык произношения звука Ш в словах, фразах;
  • развивать навык звукового анализа и синтеза;
  • развивать графические навыки;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать речевую активность, внимание, воображение, мышление;
  • развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении задания;

Оборудование: карточки для характеристики звука, картинки со звуком Ш, линейки для звукового анализа, дидактическая кукла (обезьяна),буква Ш, тетради, ручки, счетные палочки, зеркала, снежинка, сундучок, синий и красный кружок.

Ход занятия.

Посмотрите на гостей, поздоровайтесь с ними. А теперь покажем как мы умеем заниматься.

1. Орг. Момент.

Логопед. Какое сейчас время года? Чего выпало много зимой? Давайте покажем, как много его выпало.

На ладошках снег, снег - стряхиваем с ладоней

И на шапке снег, снег - стряхиваем  по тексту

И на шубке снег, снег

На штанишках снег, снег

На сапожках снег, снег

Он холодный и пушистый - загибаем пальцы

Он блестящий, серебристый

И конечно очень чистый - разжать пальцы, показать ладони и подуть

  1. Ребята, где лежал снег? Какой звук слышится во всех этих словах? Сегодня на занятии мы поиграем с этим звуком и познакомимся с буквой Ш. Ой, кажется у нас еще гостья! Отгадайте кто?

Там где с деревьев свисают лианы

Разные в джунглях живут        (обезьяны)

Правильно это обезьяна. Ее зовут Маша! Она хочет научиться правильно произносить этот звук. Пригласим ее на наше занятие и научим. Согласны? (дети садятся)

  1. 1.Маша, чтобы правильно произнести звук (Ш), надо потренировать язычок.

Посмотри, как это делают ребята. Возьмите зеркала, выполняем упражнения:

а)        «Улыбочка» - «Трубочка» - 2раза

б)        «Чашечка» - держим (счет до5)

в)        «Змея» - шипим громко, тихо, еще тише.

2. Закрыли рот, положили зеркала. Расскажем Маше, чтобы правильно произнести звук (Ш) что должны делать:

а ) губы - вытягиваем вперед,

б ) язык, какой он и где - широкий за верхними зубами, в) воздух какой - теплый Этот звук можно спеть? Значит он какой? – согласный.  А какими могут быть согласные звуки? - твердые и мягкие

А у звука (Ш) есть один секрет. Он всегда только твердый и никогда не бывает мягким! А еще он какой (рука на горле)? - глухой.

(один ребенок у доски убирает лишние карточки для характеристики звука)

Загибаем пальцы и повторяем: согласный, всегда твердый и глухой.

3.. «Поймайте звук - хлопните в ладоши»

а)        ш, к, т, ш, п

б)        ша, та, ши, ны,шо

в)        шуба, кукушка, дом, машина, цветок, Машенька.

4. Что-то Маша загрустила, заскучала. Давайте встанем и немного отдохнем.

Упражнение «Снеговик»

   Раз рука, два рука, лепим мы снеговика

  Три - четыре, три-четыре нарисуем рот по шире

  Пять найдем морковь для носа, угольки найдем для глаз

  Шесть наденем шапку косо, пусть смеется он у нас

  Семь и восемь, семь и восемь мы присесть его попросим

5. Игра «Подскажи словечко».

Ребята послушайте, что говорит Маша, что-то я ничего не понимаю. Может у вас получиться.

  • Таня носит тляпку. (шляпку)
  • Вылезла из норки мытка. (мышка)
  • Молоко лакает кофка. (кошка)

6. Игра «Собери из звуков слово».

Ребята давайте поучим нашу гостью ловить звуки и собирать их в слова. Приготовились: д-у-ш - душ {где спрятался звук ш в этом слове), М-а-ш-а, ш-у-б-а.

7.Звуковой анализ слова.

Возьмите звуковые линеечки и выложите это слово (шуба). Готовы. Поменяйтесь линеечками, проверьте работу друг у друга. Сколько звуков в этом слове? Назовите гласные звуки, согласные.

  1. Физ. минутка.  А теперь пришла пора поиграть нам детвора!

                                    Мы разминку начинаем, руки шире раздвигаем,

                                    А потом их тянем вверх, отдохнет спина у всех!

                                   Начинаем приседанья - раз,2,3,4,5-ть

А теперь три раза нужно как лягушка, проскакать {Присесть и подпрыгнуть) Мы разминку завершаем, руки шире раздвигаем

А потом их тянем вверх, отдохнет спина у всех!

 А теперь поднимите руки вверх вдох носом, выдох - ртом -2 раза

  1. 1. Знакомство с буквой (выставляется большая и маленькая).

-  На что похожа буква? {ответы детей). 

Маша сено ворошила

 Вилы в сене позабыла! (картинка)

-  Сколько элементов в этой букве? (считаем вместе)

  1. Прописывание  буквы в воздухе.
  2. Выкладывание буквы (из палочек)

Пойдем Маша посмотрим у кого получилась красивая буква .

  1. Печатанье. Откройте тетради, найдите букву Ш. Посмотрите внимательно на букву напечатайте точно такую же. Вспомним правило. Сколько клеток нужно отступить вправо от первой буквы, чтобы напечатать следующую букву?

Пальчиковая гимнастика.

Мы писали, мы писали наши пальчики устали

А теперь мы ручки взяли и в ладошках покатали!

  1. Чтение с доски. А теперь поучим, гостью читать.

аш -ша        Маша

ош - шо        каша

уш -шу        шуба

Гимнастика        для глаз. «Снежинка»

Пока мы читали наши глазки устали. Дадим им отдохнуть.

Мы снежинки увидали, со снежинками играли.

Снежинки влево полетели, глазки влево посмотрели,

Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.

Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.

Глазки закрываем, тихонько отдыхаем.

1,2,3,4, а теперь мы их открыли.

VI. Итог.  

- С каким звуком мы сегодня играли? Что нового узнали? Давайте подведем итог. Кто считает, что он с заданиями справился - покажет обезьянке красный кружок, а если считаете, что справились не совсем - поднимите синий. Ребята, Маша, наконец- то научилась правильно произносить звук (Ш) и очень этому рада! Она благодарна вам за помощь. Ей понравилось как вы красиво, правильно выполняли гимнастику для язычка, как много интересного рассказали ее про этот звук, как ловко ловили звуки и собирали из них слова, как быстро и правильно выложили слово из звуков, да еще и проверили работы друг друга, как красиво печатали и выкладывали букву из палочек. Особенно Маше понравилось, как вы читали. Она тоже хочет этому научиться и хотела бы прийти к вам еще на другие занятия. Пригласим ?!  Наше занятие подошло к концу, попрощаемся с Машей, с гостями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Тема: « Звуки [ п], [пь ].Буква П.»

Конспект НОД. Тема: « Звуки  [ п], [пь ].Буква П.»...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект на тему :"Звуки Ш-Ж. Буквы Ш,Ж."

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на умение дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки Ж-Ш. Предлагаемые упражнения помогут закрепить   пре...

Конспект НОД Тема: Звуки С, С. Буква С.

Конспект НОД Тема:  Звуки  С, С.  Буква  С....

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...