Конспект НОД Тема: Звуки С, С. Буква С.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки С, С. Буква С.
Цели занятия:
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах типа сом, гусь, сани, сито,
учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина),
учить звукослоговому анализу слов типа СГС, СГСГ,
учить составлять схему предложения и определять порядок слов в нём,
познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением,
формировать навык чтения прямых слогов и слов типа сок, сын, сани, собака.
Коррекционные:
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь,
исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом
« по - подражанию»
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
- Организационный момент.
- Гимнастика « ума».
Ребята, сейчас вы будете отгадывать слова. Сядет тот, кто отгадает слово.
- высокое хвойное дерево (сосна)
- ночная птица ( сова)
- птица с жёлтой грудкой ( синица)
- усатая рыба ( сом)
-что мы видим когда спим ( сон)
- предмет мебели для сидения ( стул)
- С какого звука начинаются отгаданные слова?
- Работа с профилем звука С.
- Посмотрите внимательно на профиль звука С.
- Губы открыты или сомкнуты ?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)
- Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Возьмите зеркала, слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно ( вот так ), увидел солнышко и улыбнулся ( вот так). Захотелось ему погреться на солнышке , он открыл дверь( вот так) и вышел на крылечко, немного постоял там ( вот так упр. « Лопаточка»).
И тут язычок вспомнил , что он не почистил зубы . Быстро вернулся домой и стал чистить зубы ( вот так).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост. Кошка рассердилась ( вот так упр. « Киска сердится»).
Язычок погладил кошку , улыбнулся ( вот так) и они вместе пошли гулять.
- Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.
- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель , заведите кончик языка за нижние зубы , спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём С--------------
Произнесём СЬ-------------
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
Характеристика звука.
Звук С согласный, при произношении воздуху проходить свободно мешают язык и зубы, твёрдый.
- Поставьте ладошку на горло и определите молчит оно или дрожит , когда мы произносим звук С.
Звук С глухой.
( тоже со звуком СЬ, но он мягкий)
- Упр. на развитие фонематического слуха.
- Сейчас мы с вами будем разведчиками и постараемся точно разузнать , есть ли в словах звуки С, СЬ, где они находятся (начало, конец, середина слова), твёрдые они или мягкие?
( работа с карточками)
Глобус
Каска
Гусь
Сито
7.Физкультминутка.
( звучит фонограмма голосов птиц)
Встаньте! Что вы слышите? Где мы с вами очутились?
( далее дети выполняют имитацию полёта птиц)
- Но вот подул ветер вот такой
С--------------------
и к нам прилетел скворец.
( логопед прикрепляет картинку с изображением скворца)
- А потом ветер подул так
СЬ------------------------------
и к нам прилетела синица.
(логопед прикрепляет картинку с изображением синицы).
9. Игра « Лесные почтальоны».
- Ребята, лесные почтальоны принесли два конверта , а я их перепутала и не знаю, какой из них принёс скворец, а какой – синица? Помогите мне, пожалуйста.
- Какой первый звук в слове «скворец»? Дайте ему характеристику. Кто принёс синий конверт? Почему?
( тот же вид работы со словом «синица»)
- Получите карточки с картинками и положите их в нужный конверт.
Гусь, собака, сом, сито, сок, сено.
- Разделите эти слова на слоги.
10. « Звуковые» домики.
- Возьмите карточки с картинками и самостоятельно раскрасьте комнаты нужным цветом для каждого звука.
Сом, рысь, аист.
11. Знакомство с буквой С.
- Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С , СЬ .Это буква С( называем как звук).
Рассмотрите букву С. На что она похожа?
12. Пальчиковая гимнастика.
« Пальчики здороваются»
« Маска»
« Комарик и оса».
13. Письмо буквы С в воздухе.
Выкладывание буквы С из пуговиц.
Работа в прописях.
14. Упражнения в формировании навыка чтения.
( Дети встают полукругом. Логопед называет вначале два звука и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать получившийся слог. Затем логопед называет три звука, а ребёнок, получивший мяч, называет слово).
Сын, сом, сок, сук, сыр, суп, сам, оса.
15. Составление схемы предложения.
( Дети из палочек и пуговиц выкладывают схемы предложений)
Наступила весна. Весной светит яркое солнце.
16. Итог занятия.
- Давайте поблагодарим наших лесных почтальонов за то, что принесли нам такие интересные задания и под пение птиц проводим их в лес.
- Чем мы занимались на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.
Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...
