Конспект НОД Тема: Звук [С] и буква С (В гостях у сказки)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

НОД (фронтальное) Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность (логопедическая коррекция)

Старшая группа (фронтальное)

Тема: Звук [С] и буква С

(В гостях у сказки)

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная:

  • Автоматизировать звук [С];
  • Познакомить с буквой С.

2.Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику;
  • Развивать речевое дыхание;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза слогов.
  • Развивать навык слогослияния;
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «В гостях у сказки»;
  • Развивать психические процессы.

3.Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа:

Художественное творчество: изготовление снеговика из полосок бумаги, изготовление макета ёлки из вырезанных детских ладоней.

Оборудование:

Доска, таблица «Гласные и согласные звуки»;  Коробочка «Символы звуков», индивидуальные зеркала, дидактическое пособие «Звуковые часы», карточка для определения позиции звука в слове – «звуковая птичка» (снегирь); предметные картинки героев сказок со звуком  [С], книга сказок, снеговик для игры «Сигнальщики», макет ёлки, бумажные следы, карточки с буквой С для художественного творчества, материал для развития мелкой моторики, снежинка из бумаги на верёвочке.

Словарная работа:

Снегурочка, снег, снеговик, снежинка, снегирь

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:

(Дети сидят на стульчиках. Под музыку появляется Снегурочка)

Снегурочка:

Я Снегурочка из сказки,
       К вам спешила для чудес.

А из какой сказки я?

Ответы детей:

Из сказки Снегурочка и лиса

  1. Психогимнастика: «Холодный ветерок»

Снегурочка:

Ребята, на улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Поработали, отогрелись, расслабились.

(Дети выполняют имитационное движение) 

  1. Дыхательное упражнение:

(Дети стоят на ковре)

Снегурочка:

Ребята, ветер дул и принес нам посмотрите что!

Дети:

Снежинки!

Снегурочка:

Ребята,  а давайте в нашем сказочном лесу посмотрим как летают снежинки.

Возьмите снежинки, вдохните воздух носом и подуйте на них.

Ветер дует сильный, слабый.

(Дети выполняют задание с разным напором воздуха)

  1. Основная часть.
  1. Снегурочка:

Дети, давайте на свои места полетим как снежинки, легко и плавно.

(Дети садятся на места)

Снегурочка:

Сейчас я покажу какую интересную книгу  вам принесла. Вы, отгадайте про какого сказочного персонажа я буду говорить.

 (Дети отгадывают фразу из сказки, определяют первый звук в слове  и размещают на доске картинку)

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит

Снегурочка: 

Ребята, что горит в зубах у крокодила.

Дети: Ответы детей.

Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко

Снегурочка: 

Кто прыгнул над огнем?

Храбрый снежный почтовик,

В тёмный лес пойдёшь

И письмо снесёшь

Снегурочка:

Кто храбрый, снежный почтовик?

Снегурочка:

Ребята, какой одинаковый звук слышится в словах.

Дети:

Звук [С],

Снегурочка:

На что похож звук [С]?

Дети:  С-с-с! Насос работает

 (имитация движения насоса), льётся вода.

  1. Артикуляция, характеристика звука [С]: символ, цвет. 

Артикуляционная гимнастика:

Снегурочка:

Я очень люблю сказки, и знаю одну про «веселого язычка»

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Сказка про весёлого язычка»)

Что-бы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка.

Проснулся язычок, открыл окно. Увидел солнышко улыбнулся. Почистил зубы. Вышел на улочку и увидел кошку. Кошка рассердилась на собачку. Язычок погладил кошку и пошел гулять.

Снегурочка:

Звук [С] какой имеет характер?

Ребёнок:  

Звук [С]:  согласный, глухой, твердый.

Снегурочка:

Каким символом обозначаем  согласный твердый звук?

Дети:

Синим кругом

  1. Игра «Сигнальщики»

(Снегурочка предлагает взять символы звук [С]. Дети у снеговика берут пуговки, синий круг.)

Снегурочка:

Ребята, как только услышите в ряду звуков звук [С], поднимите символ, если не услышите, не поднимайте символ. 

(Дети по необходимости поднимают синий круг)

(Снегурочка произносит  ряд звуков)

Снегурочка: 

Произносит ряд звуков: А, У, О, С, П, М, С

Ряд слогов: КА, ТА, СА, ПА, СО

Ряд слов: КИТ, КОТ, СОК, ТОМ, СУП

4.Автоматизация звука в слогах. Проговаривание чистоговорок. 

Снегурочка:

Ребята, сейчас мы отправимся в зимний лес к елочке. Нас ждет сказочный ковер-самолет он нам поможет добраться до волшебной елочки.

(Дети мысленно садятся на ковёр-самолёт)

Снегурочка:

Взлетаем! Что мы видим, приближаясь к лесу?

(Дети передвигаются под музыку)

Са-Са-са – смотрите вон лиса

Су-су-су – видели лису

Со-Со-Со – смотрите колесо

5. Определение позиции звука по картинкам (звуковая птичка). Деление слов на части (хлопками).

Снегурочка:  

Вот мы и прилетели. Посмотрите, как много снегирей («Звуковая птичка») на елочке. Они для вас приготовили подарки.

(Под ёлкой коробочка с подарками-картинками для звукового анализа)

Снегурочка:  

Теперь можно возвращаться обратно. Передвигаться мы будем по следам.

6. Физ. минутка:

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

Снегурочка:

Ребята, присаживайтесь на свои места. Сейчас поиграем с птичкой.

(Дети называют картинки: автобус, ананас, снеговик, снежинка, санки, кокос, абрикос.  Далее определяют место звука [С] в слове, кладут символ звука на соответствующую часть птички, деление слов хлопками на слоги).  

7. Дидактическая игра «звуковые часы»

Снегурочка: Ребята, тикают часики, слышите? Они зовут нас поиграть. Часы не простые. Стрелка показывает на картинку. Замените первый звук в слове на звук [C], какие слова получились?

Дети: ЛУК-СУК

КОМ-СОМ

8. Игра «Эхо»

 Снегурочка: Снеговик зовет играть.  Буду звуки я бросать, а вы мне звуки возвращать. Ловите звук [С], ребенок ловит и бросает обратно проговаривая звук) Ловите звук [А]. Подружите теперь звуки, что получилось?

 «С», «А» - «СА»

«С», «О» - «Со»

«С», «У» - « СУ» 

9. Буква С. Работа с образом буквы С

Снегурочка: Снеговичек приготовил вам подарок.

Звук [С] живет  квартирке-домике букве С.

Снегурочка:

На что похожа буква С?

Дети:

Полумесяц, кусочек сыра…..

Снегурочка:

Наши птички снегири хотят нас петь песенку снегирей.

Снегирь полетит  от согласной буквы С к гласной букве: А, О, У. А мы произнесите песенку снегиря.

(Снегурочка проводит указкой от птички до гласной буквы, а дети читают получившиеся слоги).

10. Итог.

Работа с образом буквы С

Снегурочка:

С каким звуком и буквой мы с вами познакомились? 

Дети: Познакомились со звуком С и буквой С.

Мы сегодня с вами много играли. Какие игры вам понравились?

Дети: Перечисляют игры

Оценка детей с положительной психотерапевтической направленностью

Снегурочка:

Посмотрите, у вас на столах есть различный материал для художественного творчества: крупа, бросовый материал, карточки с изображением буквы С. Давайте с вами украсим эту букву с помощью предложенного материала.

(Дети по выбору, разным материалом под классическую музыку выкладывают букву С)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Тема: « Звуки [ п], [пь ].Буква П.»

Конспект НОД. Тема: « Звуки  [ п], [пь ].Буква П.»...

Тема: Звук [Р]; [Рь]. Буква Р. «В гостях у А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели:Закрепить навык произношения звука (Р) в слогах, словах, фразах, предложениях.1. Коррекционно-развивающие:- автоматизация звука (Р);- учить делить слова на слоги, определять слог по счёту;- упраж...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект на тему :"Звуки Ш-Ж. Буквы Ш,Ж."

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на умение дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки Ж-Ш. Предлагаемые упражнения помогут закрепить   пре...

Конспект НОД Тема: Звуки С, С. Буква С.

Конспект НОД Тема:  Звуки  С, С.  Буква  С....

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Модель конспекта занятия Тема: «Звуки з, з’ Буква з»

Цель1. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков з, з' в слогах, словах, фразах;2. Учить образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных,3. Соглас...