Образовательная деятельность Тема: «Право на имя»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Руданова Наталия Алексеевна

 

Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека.

Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя.

Дать представления о важности права на имя.

Довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Воспитывать чуткость, доброту, чувство взаимоуважения, умение быть ласковым.

Развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Вызвать у детей интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_na_imya.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

Тема: «Право на имя»

Воспитатель: Руданова Наталия Алексевна

Программное содержание: Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека.

Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя.

Дать представления о важности права на имя.

Довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Воспитывать чуткость, доброту, чувство взаимоуважения, умение быть ласковым.

Развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Вызвать у детей интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.

Активизировать словарь: Имя, Отчество, Фамилия, тёзка.

Предварительная работа: Чтение рассказов: Борис Житков «Чудесное имя»; О.Кириллов «Книга ласковых имён».

Работа с родителями: Домашнее задание для детей и родителей: найти ответы на анкету «Моё имя» вместе с детьми. Оформить презентацию «Моё имя» в виде цветка.

Ход деятельности.

Загадка:

- Ребята, я хочу загадать вам русскую народную загадку: «Без чего человеку жить нельзя?»

На Земле живет много людей – миллиарды. Все похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Ответ: Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой…

И ещё у каждого есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Чтобы узнать, о чём я говорю, отгадайте загадку:

«И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать» (Имя).

Имя это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.

Я расскажу вам, как на Руси давали имена.

Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми. Добрыми. Милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир), Людмила (милая людям).

По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они?

 Ответ: «Андрюшенька» - это мальчик, а «Анна Петровна» - это тетенька.

 Воспитатель: Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей?

 Ответ: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

 Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

 Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

 Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

 Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

 Ответ: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

 Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

 Ребята, что такое тезки?

 Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? Тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Маша:

  В первом классе восемь Тань –

 Это прямо наказанье!

 Ведь у них, куда ни глянь,

 Всюду – Таня, Таня, Таня!

 Если скажут: «Таня, встань! »

 Встанут сразу восемь Тань.

 А ведь можно очень просто

 Разобраться в новичках…

 Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

 Ответ: Может быть по фамилии?

 Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Маши. Что же поможет в этом случае?

 Ответ: В этом случае поможет отчество.

 Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки?

 Ответ: У нас в группе 3 Маши;  

 Воспитатель: Мы устали, засиделись. Предлагаю немного размяться.

Физкультминутка:

 Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг)

 Вот как много стало рук (Руки вперед, тыльной стороной кверху)

 Чьи же руки подскажите (Дети называют свои имена)

 И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)

 А теперь за руки взялись, (Берутся за руки и бегут по кругу)

 И по кругу пробежались.

 Сделали поуже круг (Все дети соединяют руки над головой)

 Крышу сделали из рук.

 Получился дом имен (Взявшись за руки, делают круг шире)

 В этом доме мы живем (руки вверху).

 «Право на имя»

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

 Ответ: Может быть новое право – это право на имя?

 Воспитатель:

 Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и. о. ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

 «Как тебя зовут? » - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.

 Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

 Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

 Вопросы: А вам нравятся ваши имена?

 Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители?

Рассказ Вани Ц., Даши К., Маши В., и детей по желанию.

Гимнастика для глаз.  “Весёлая неделька” 

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх;и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол,затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя

Воспитатель: Дети, как вы думаете, может имя расти?

Ответ: нет, имя расти не может.

Воспитатель демонстрирует свои фотографии и рассказывает:

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растёт ваше имя. Это было давно в 1971 году. Звали эту девочку ласково: Наташенька. Девочка выросла. Пошла учиться, и звали её Наташа. Закончив учёбу, Наташа пришла на работу, и стали её звать Наталия Алексеевна. По профессии она воспитатель. Вы догадались. О ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как? Наташенька. Моя дочь меня зовёт «мама». Муж и друзья зовут Наташа. А в детском саду я для всех Наталия Алексеевна.

Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Вовочка в школе станет Владимиром, Катенька – Екатериной, Дашенька – Дарьей.

Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый букет из ромашек. Он не простой, а волшебный. Говорят, что дети – это цветы жизни. Оказывается, это правда. Каждый цветок – ребенок. А на лепестках написаны ласковые, любимые имена детей. Те, которыми называют вас.

Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?

 Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Воспитатель: Ребята, подумайте, вспомните, что вам сегодня на занятии больше всего понравилось, что вы узнали нового, чего раньше не знали, расскажите.

Приложение.

Домашние задание. «Моё имя».

Уважаемые родители. Заполните, пожалуйста, эту анкету вместе с Вашим ребенком.

Я ____________________________________________________________

  1. Мое имя. Почему меня так назвали?

2.Кто назывался в семье таким именем?

3.Кто носил это имя из великих людей?

4.Что значит мое имя?

5.Какие у меня есть еще имена (как меня называют мама, папа, родные, друзья, знакомые)?

6.Какие имена мне нравятся.

7.Как бы меня звали в другой стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Правила для велосипедистов"

- Узнать, о чем мы будем сегодня говорить, поможет отгадка к этой загадке:Раньше этот транспорт звали "костотряс!,Потому что каждый, кто на нем ехал, кости себе тряс.Чтобы отдохнуть от этой езды,Брали...

Познавательно - образовательный проект «Правила дорожные, детям знать положено!»

Перед обществом встает вопрос «Как сделать, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Мы взрослые должны дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежат...

Познавательно - образовательный проект «Правила дорожные, детям знать положено!»

Перед обществом встает вопрос «Как сделать, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Мы взрослые должны дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежат...

Методическая разработка "образовательный проект «Правила дорожного движения для взрослых и детей»"

В разработке содержится материал образовательного проекта для родителей по обучению детей правилам дорожного движения....

Интегрированная образовательная деятельностьТема: «Космический круиз»

Интегрированная образовательная деятельность. Праздник посвященный Дню космонавтики "Космический круиз"...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми. Образовательные ситуации "Правила поведения с незнакомыми людьми".

конспектсовместная образовательная деятельность с детьмиобразовательные ситуации"правила поведения с незнакомыми людьми"старшая группа общеразвивающей направленности...