Конспект интегрированного занятия по развитию речи/аппликации "Наша дружная семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Платонова Ольга Федоровна

для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_semyu.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наша дружная семья»

Цель: развитие  познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста, формирование представления о семье и её членах.

Задачи:

•        Расширять  и активизировать словарь по теме «Семья»;

•        Формировать  грамматический строй речи: образование относительных прилагательных, согласование существительного с числительным, образование  слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление существительных в предложном  падеже;

•        Развивать координацию речи с движением;

•        Развивать слуховое и зрительное  восприятие, память, мышление;

•        Развивать навыки сравнения, наблюдательность;

•        Воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, любовь и уважение ко всем членам семьи.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» «физическое развитие», «познавательное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Оборудование и материал:

Для аппликации: клеёнка  на столы, корзины готовые из картона, заготовки листочков зеленого цвета (для композиции), ватные диски для цветов, кисти клеевые (по 1 шт. на каждого ребёнка), клей ПВА, салфетки тканевые и бумажные  (по 1 на каждого ребёнка).

Наглядно – демонстрационный материал:  фото «Семья с тремя поколениями», ребус  «Семья», рисунки детей «Моя семья», мяч, аудиозапись «Мама», фишки  «Черный и красный круги».

 Аппаратное и программное обеспечение: магнитофон с записью «Мама»

Методические приёмы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, анализ, итог.

Словарная работа: ребус

Предварительная работа. Беседы педагога с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники».  Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений по теме «Семья». Подборка семейных фотографий. Составление  рассказа о своей семье.

Ход занятия

1.Организационный момент

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Ольга Федоровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька,...).

 Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вас таких хороших и пригожих, я приглашаю поиграть.

2.Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель. А что такое ребус, вы знаете? Попробуйте догадаться  какое слово здесь зашифровано. Как вы думаете, что обозначает это слово – семья?

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинки, как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Сегодня с вами мы будем разговаривать о семье.

Я предлагаю вам отгадать загадки.

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша …

 

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

 

Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое:

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы — …

 

 Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший …

 

Мама с папой говорят,

Что теперь я — старший брат,

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она? …

 

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

 Вкусные оладушки

У любимой ...

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый  ...

Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

 А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)

 - С кем ты живёшь?

 -Кто у вас в семье старший (младший)?

 - Для мамы с папой ты кто?

 - А у тебя есть сестрёнка или братик?

 - А для бабушки с дедушкой ты кто?

 - У кого есть братья (сёстры?

 - Они старше или младше вас?

 - Чем занимаются твои мама и папа?

 - Как ты помогаешь взрослым?

 - С кем из членов семьи ты любишь играть?

 - Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

 Физкультминутка

 Кто живет у нас в квартире?

 1 2 3 4 (хлопки в ладоши)

 Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)

 1 2 3 4 5 (прыжки на месте)

 Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)

 Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)

 Наша дружная семья!

 3.- Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)

 родная

 дружная

 счастливая

 трудолюбивая

 хозяйственная

 спортивная

 культурная

 крепкая

 жизнерадостная

 гостеприимная

 здоровая

 - Как вы думаете, что разрушает семью?

 Ссоры, обиды

 Конфликты

 Непонимание

 Невнимание

 непослушание

 лень

 неправильные поступки

 4. Игра «Радость или огорчение? »

 В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный).

 Сейчас я вам раздам круги и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

 • Вы съели на завтрак всю кашу

 • Вы подрались с другом

 • Разбросали по комнате все игрушки

 • Помогли маме вымыть посуду

 • Нагрубили бабушке

 • Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

 • Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

 • Порвали новую книжку

 • Хорошо вели себя в детском саду

 Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Я хочу ребята, чтобы вы порадовали свою маму.

Ребята скоро будет праздник «День матери» и я предлагаю сделать подарок своими руками. Согласны?

Дети присаживаются на места.

Пальчиковая гимнастика

 Моя семья

 Этот пальчик – дедушка.

 Этот пальчик – бабушка.

 Этот пальчик – папочка.

 Этот пальчик – мамочка.

 Этот пальчик – я.

 Вот и вся моя семья.

Самостоятельная работа детей. (Дети выполняют аппликацию)

Подведение итогов.

-О чем говорили?

-Что делали?

Воспитатель читает стихотворение.

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это Кирилл, братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это крёстные тети дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Всегда будьте вместе, любовь берегите.

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!