Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Познание» Тема: «Как одевались в старину?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

       Занятие – путешествие для детей подготовительной к школе группы (из цикла занятий, посвященных реализации темы проекта: «Русская культура и традиции»)

      

        Модель занятия – учебно – игровая

Цель: расширять представления детей об особенностях русского национального костюма

Цель реализуется через решение следующих задач:

- закреплять представления о деталях национального женского и мужского костюмов, обратить внимание на своеобразие женского образа в народном костюме: монументальный и торжественный силуэт, плавная походка, закрепить представления детей о символической роли орнамента;

 - развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; формировать умение связно и последовательно рассказывать о предметах; активизировать словарь детей словами и понятиями: пава, понёва, порты, кафтан, передник, пояс (кушак), сорока, кокошник, мониста; 

- воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiyav.a.doc778 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности

образовательной области «Познание»

(формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: предметное и социальное окружение)

Тема: «Как одевались в старину?»

         

Подготовила:

    Ефимова Валентина Алексеевна

Как одевались в старину?

       Занятие – путешествие для детей подготовительной к школе группы (из цикла занятий, посвященных реализации темы проекта: «Русская культура и традиции»)

       

        Модель занятия – учебно – игровая

Цель: расширять представления детей об особенностях русского национального костюма

Цель реализуется через решение следующих задач:

- закреплять представления о деталях национального женского и мужского костюмов, обратить внимание на своеобразие женского образа в народном костюме: монументальный и торжественный силуэт, плавная походка, закрепить представления детей о символической роли орнамента;

 - развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать; формировать умение связно и последовательно рассказывать о предметах; активизировать словарь детей словами и понятиями: пава, понёва, порты, кафтан, передник, пояс (кушак), сорока, кокошник, мониста;  

- воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре

Предварительная работа: знакомство  с деталями женского и мужского костюмов, с тканями, из которых шили одежду, с символическим значением орнамента.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеоряд с изображением деталей мужского и женского  костюмов: пояс, порты, передник, понёва, кафтан, душегрея, юбка, сорока

Материалы: сундук, предметы женского праздничного костюма: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, мониста, кукла в женском праздничном костюме,  кукла в мужском костюме, ключ.

(В детском саду имеется помещение, оформленноё под русскую избу).

                          Ход занятия – путешествия

Ì. Вводная часть

(Воспитатель предлагает детям вспомнить о путешествии на прошлой неделе)

Воспитатель: Ребята, куда мы путешествовали в прошлый раз?

Дети: Мы путешествовали в русскую избу.

Воспитатель: Верно! А какой предмет остался неразгаданный нами?

Дети: Это был сундук.

Воспитатель: Что же нам сделать, чтобы разгадать тайну сундука?

Дети: Опять вернуться в избу и открыть сундук.

( звучит  плясовая или хороводная песня, под которую дети попадают в русскую избу)

ÌÌ. Основная часть 

1.Определение темы путешествия

Воспитатель: А вот и сундук. Чтобы узнать, что в нём лежит, послушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос, о чём оно?

В деревушке три  Катюшки,

Взяли в руки три  катушки.

Шуре сшили сарафан,

Сшили  дедушке кафтан,

Сшили бабушке    жакет,

Сшили дядюшке   жилет.

А девчонкам  и   мальчишкам,

Всем Андрюшкам и  Наташкам,

Сшили     яркие    штанишки,

Сшили пестрые рубашки. 

Воспитатель: О чём же стихотворение?

Дети: О том, как три Катюшки шили одежду.

Воспитатель: Сделайте вывод: что же в сундуке?

Дети: Это одежда.

Воспитатель: Предположите, какая  это может быть одежда, если мы находимся в русской избе?

Дети: Наверное, это какая– нибудь старинная одежда.

2.Женский праздничный костюм

(Педагог поочередно достаёт из сундука предметы одежды: сарафан, рубаху, душегрею, сороку, украшения и размещает их на вешалке)

Воспитатель: Какой костюм получился?

Дети: Это женский костюм.

Воспитатель: Правильно. Куда можно пойти в таком костюме?

Дети: На праздник.

Воспитатель: Докажите, что это действительно  праздничная одежда?

Дети: Рубаха украшена узорами вышивки,  ярко-красный сарафан из парчи, душегрея, расшитая узорами,   сорока, украшения – мониста.

Воспитатель: Молодцы! А что такое сорока?

Дети: Это головной убор, похожий на шапочку и украшенный пушками.

Воспитатель: А мониста?

Дети: Это широкая полоска из бисера.

Воспитатель: Про нарядно одетых девушек говорили: не идёт, а плывёт, и ласково величали: лебёдушкой, павой. Почему?

Дети: Так говорили, потому что девушка идёт не спеша, важно, плавно.

Воспитатель: А почему она так идёт?

Дети: Одежда длинная, тяжелая, быстро ходить в таком костюме не получится.

Воспитатель: А теперь девочки попробуют продемонстрировать неспешную походку девушки – лебёдушки. А мальчики полюбуются на наших маленьких красавиц.

3.Работа с тканью 

(Педагог обращает внимание детей на корзинку, стоящую на столе)

Воспитатель: Ребята посмотрите, корзина. А что в ней находится?

Дети: Нитки, иголки, пяльцы, ножницы, кусочки ткани.

Воспитатель: Но это еще не всё. На дне корзинки письмо. Хотели бы вы узнать, о чем оно?

( Педагог достаёт письмо и вместе с детьми читает его):

Я кукла Арина,  очень хочу попасть на праздник, но совсем не знаю,  из чего мне сшить костюм. Помогите мне, пожалуйста!

 Воспитатель: Как  помочь Арине?

Дети: Сначала выбрать ткань, а потом уже сшить одежду, используя нитки, иголки, ножницы.

Воспитатель: Правильно! А для чего же нужны  пяльцы?

Дети: Для вышивки орнамента.

(На столе разложены  кусочки ткани (по количеству детей): шерсть, лен, шёлк, парча, холст, органза).

Воспитатель: Каждый из вас должен выбрать только ту ткань, из которой можно было сшить костюм в старину?

Воспитатель: Если мы выполним всё правильно, то увидим Арину в нарядном костюме. 

( Дети под руководством воспитателя выбирают кусочки ткани)

Воспитатель: Андрей, какую ткань ты выбрал?

Дети: У меня холст.

Воспитатель: Что можно сшить из него?

Дети: Из холста можно было сшить сарафан или душегрею.

Воспитатель: Поднимите, пожалуйста, руку те, кто выбрал холщовую ткань. Сложите ее вместе.

( Аналогичная работа проводится со льном, парчой, шёлком).

(После этого педагог  обращает внимание детей на кусочки органзы).  

Воспитатель: А почему вы  не выбрали эту ткань?

Дети: Такую ткань  в старину не использовали.

Воспитатель: А почему одежду женщины шили сами?

Дети: Портные на Руси появились не сразу, да  и одежду они шили для богатых людей.

Воспитатель: А как люди  обращались с одеждой в старину?

Дети: Одежду тогда передавали из поколения в поколение, если она изнашивалась, женщины её шили сами.

Воспитатель: А теперь убедимся, смогли ли мы помочь Арине.

(Демонстрация куклы в праздничном национальном костюме)

Воспитатель: Из каких деталей состоит её костюм?

Дети: Рубаха, юбка, передник,  головной убор – кокошник

Воспитатель:  Молодцы! А хотели бы вы поиграть с Ариной?

Игра малой подвижности «Арина»

Играющие встают в круг, в середине – водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:

Арина, Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чьё имя укажи!

Арина, ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чьё имя отгадает, тот становится Ариной.

4. Игра «Отгадай – ка»

Арина приготовила для вас интересную игру, которая называется «Отгадай – ка». Если вы всё отгадаете верно, то появится ещё одна кукла.

 (На экране демонстрируются детали женского и мужского костюмов, дети должны назвать деталь и угадать, кто мог её носить: мужчина или женщина. Зрительный ряд: пояс, порты, передник, понёва, кафтан, душегрея, юбка, сорока)

Воспитатель: Чем украшены рубахи?

Дети: Тесьмой, лентами, вышивкой.

Воспитатель: Для чего их украшали?

Дети: Узоры защищали людей от злых духов.

Воспитатель:  Правильно! А почему мужчины обязательно подпоясывали рубахи?

Дети: Показывали свой живот, толстые животы были предметом гордости.

Воспитатель: А чем необычен кафтан?

Дети: У него рукава длинные, длиннее,  чем руки.

Воспитатель: Найдите связь между пословицей «работать засучив рукава»  и кафтаном.

Воспитатель: Какие обычно рукава имел кафтан?  

Дети: У кафтана очень длинные рукава, чтобы они не мешали, их надо было подвязать

Воспитатель: Для чего их подвязывали?

Дети: Если рукава не будут мешать, тогда и всю работу можно будет выполнить добросовестно, ответственно.

Воспитатель: Как же объяснить пословицу: «работать засучив рукава»?

Дети: Это значит, работать  хорошо, «на совесть», и ответственный человек обязательно засучит рукава перед началом работы.

Воспитатель: А как же сказать про ленивого человека?

Дети: Работать спустя рукава

ÌÌÌ. Подведение итогов

 Воспитатель: Верно. Всё отгадали!  Поэтому к нам пришел еще один гость, дядюшка Трифон.

(Педагог показывает куклу в мужском национальном костюме)

Воспитатель: Что за предмет он нам принес?

Дети: Ключ.

Воспитатель: А для чего он нужен?

Дети: Им можно  открыть или  закрыть дверь.

Воспитатель: Верно.   Чтобы узнать какую дверь открывает ключ,  нам надо совершить ещё одно путешествие. Кто поможет нам в этом?

Дети: Дядюшка Трифон.

 Воспитатель: Вы в свою очередь, постарайтесь узнать, чем занимались мужчины в старину.  А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

(Куклы остаются в мини-музее «Русская изба» для следующего путешествия).

( Звучит музыка, и ребята опять оказываются в своей группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание» Тема: «Снежные комочки»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»        Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Снеж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие со звездочетом»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»       Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Путешестви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Водичка-водичка»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»               Конспект непосредственно образовательной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Математика»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»           Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «По...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми шестого года жизни на тему:"Путешествие в природный мир Урала"

Цель: Расширение  представлений  детей  о природе и богатствах  Урала.Задачи:1.     Вызвать интерес к окружающей природе, расширять знания и представления ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие к звездам»

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.Задачи:-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти-умение находить посл...