Перспективный план
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

  КОНОВНИНА СВЕТЛАНА  АЛЕКСАНДРОВНА

Перспективные планы по развитию речи и чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_razvitiyu_rechi.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 50»

Перспективный план  

по области «Речевое развитие»

в образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»

в старшей группе

на 2015-2016 учебный год

Составила воспитатель гр .№7:

Коновнина С.А.

Нижнекамск, 2015г.

Перспективный план  по ознакомлению с художественной литературой

в старшей группе № 7

Сентябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка»

Цель: учить детей понимать эмоционально – образное содержание сказки, её идею; развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц.

Материал: иллюстрации к сказке, картинка «Волк и бараны»; русские пословицы и поговорки.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.170

Тема: Рассказывание  русской народной сказки «Хвосты»

Цель: Учить детей осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов.

Материал: иллюстрации к сказке «Хвосты»

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.179

Тема: Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик»

Цель: Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать его идею; закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки: учить осознавать и объяснять смысл пословиц, обогащать словарь детей новыми словами.

Материал: иллюстрации к сказке

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.182

Тема: Чтение норвежской сказки «Пирог»

Цель: Учить детей находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев похожих сказок( «Пирог», «Колобок»);учить замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Материал:

 Источник:  О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.189                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Октябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Рассматривание картины В.Серова «Октябрь». Чтение рассказа «Осень».

Цель: Воспитывать у детей эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей.

Материал: Репродукция картины, осенние пейзажи.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.185

Тема: Чтение главы из сказки А.А.Милна «Вини-Пух и все-все-все».

Цель: Развивать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий.

Материал: иллюстрации к сказке

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.193

Тема: Малые фольклорные формы. Составление рассказа по пословицам.

Цель: Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фоль. форм.

Материал: бумага, карандаши.

Источник: О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.187

Тема: Чтение р.н.с. «Крылатый, мохнатый да масленый»

Цель: Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; учить придумывать другое окончание сказки.

Материал: иллюстрации к сказке.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.200

Ноябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Литературная викторина.

Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; учить соотносить переносное значение пословиц, образованных выражений с соответствующей литературой или речевой ситуацией.

Материал: Иллюстрации к сказкам «Три поросенка», «Колобок», «Пирог» и другие.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.204

Тема: Чтение т.н.с. «Три дочери» и рассказа В. Осеевой      «Три сына».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 205

Тема: Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с р.н.с. «Репка».

Цель: Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; учить замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Материал: Иллюстрация к 4-му концу сказки Д. Родари «Большая морковка».

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 206

Тема: Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам.

Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм; учить понимать переносное значения образных выражений; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам с использованием образных ворожений; формировать выразительность, точность речи.  

Материал: Книжки - потешки, пословицы и поговорки.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 210

Декабрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Чтение калмыцкой сказки «Плюх пришел!». Сопоставление с русской народной сказкой «У страха глаза велики»

Цель: Воспитывать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок.

Материал: иллюстрации к сказкам.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.212

Тема: Чтение нанайской сказки «Айога». Анализ пословиц.

Цель: Учить детей понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; воспитывать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок.

Материал: пословицы и поговорки.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.216

Тема: Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

Цель: Развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

Материал: картинка «На горке»

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.218

Тема: Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа»

Цель: Развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.221

Январь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

                         каникулы

Тема: Чтение сказки Д. Родари «Дудочник и автомобили».

Цель: Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 226

Тема: Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам и поговоркам.

Цель: Развивать у детей умение воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.

Материал: Пословицы и поговорки, бумага, карандаши.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 230

Тема: Чтение р.н.с. «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов.

Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно – изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их персональное значение.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 231

Февраль

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Чтение сказки «Лиса и рак»

Цель: Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; учить придумывать другое окончание сказки.

Материал: иллюстрации к сказке.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр

Тема: Литературная викторина «Наши любимые поэты». Чтение стихотворений А.Барто, С.Михалкова.

Цель: Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.235

Тема: Чтение сказки Ш.Перро «Фея»

Цель: Развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими похожими произведениями; развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.238

Тема: Чтение сказки В.Сутеева «Кораблик».

Цель: Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.

Материал: иллюстрации к сказке.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.

Март

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Чтение сказки Д.Родари «Волшебный барабан»

Цель: Развивать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь.

Материал: игрушка барабан.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.241

Тема: Малые фольклорные формы. Составление рассказа и сказки по пословице.

Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорок; учить осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.245

Тема: Чтение сказки Д.Родари «Хитрый Буратино»

Цель: Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей.

Материал: иллюстрации к сказке, бумага, карандаши.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.248

Тема: Чтение сказки «Лиса и кувшин»

Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; учить соотносить переносное значение пословиц, образованных выражений с соответствующей литературой или речевой ситуацией.

Материал: иллюстрации к сказке

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.

Апрель

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Заучивание отрывка стихотворения Я. Акима «Апрель»

Цель: Развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; учить воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.

Материал: изображение ранней весны.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.246

Тема: Чтение главы из сказки А.А.Милна «Вини-Пух и все-все-все»

Цель: Вызвать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать у детей умение подбирать и употреблять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения; формировать навыки творческого рассказывания.

Материал: иллюстрации к сказке, книга А.А.Милна

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр252

Тема: Чтение украинской сказки «Колосок»

Цель: Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей.

Материал: иллюстрации к сказке

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.

Тема: Заучивание стихотворения С.Есенина «Черемуха»

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, развивать образную речь.

Материал: репродукции картин с изображением весенней природы.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.258

Май

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»

Цель: Развивать у детей умение воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; учить подбирать синонимы к глаголам; придумывать предложения с заданными словами.

Материал: цветные карандаши, бумага.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.260

Тема: Литературная викторина «Наши любимые книги»

Цель: Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи детей.

Материал: книги прочитанные за год, иллюстрации к сказкам.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.263

Тема: Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Цель: Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам, рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); развивать умение понимать образное содержание и значение пословиц.

Материал: атрибуты для инсценировки.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.264

Тема: Пересказ сказки Е.Пермяка «Самое страшное»

Цель: Продолжать учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи; развивать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.

Материал: иллюстрации

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.267


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 50»

Перспективный план  

по области «Речевое развитие»

в образовательной деятельности «Развитие речи»

в старшей группе

на 2015-2016 учебный год

Составила воспитатель группы №7:

Коновнина С.А

.

Нижнекамск, 2015г.


Перспективный план  по развитию речи в старшей группе № 7

Сентябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Пересказ сказки «Лиса и рак»

Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картинке «Лиса»; Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова; развивать голосовой аппарат  детей, учить произносить чистоговорки громко, тихо, шепотом.

Материал: картинка «Лиса с лисятами»

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.41

Тема: Рассказывание по картинке «Кошка с котятами»

Цель: Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картинке: подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картинке; уметь завершать рассказ. Формировать умение самостоятельно образовывать клички животных. Закрепить правильное произношение звуков \с\, \з\.

Материал: картинка «Кошка с котятами», игрушка кошка.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.43

Тема: Мир звуков. История зарождения языка, письменности.

Цель: Познакомить детей с понятием звук, речь. Объяснить почему так многообразна человеческая речь, рассказать как зарождалась речь; формировать у детей интерес к истории человечества.

Материал: буквы

Источник: Латыпова Л.Ф., Демьяненко Т.П. «Языковая подготовка дошкольников»; С.В.Иванова «Звуки и буквы» стр.5

Тема: Рассказывание на основе личных впечатлений на тему «Наши игрушки»

Цель: Учить детей описывать внешний вид игрушек, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умения образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить произносить слова со звуками \з\ и \с\ отчетливо и внятно.

Материал: игрушки: собака, слон, лиса, заяц, коза.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.46

Октябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Составление короткого рассказа по скороговорке.

Цель: Учить детей составлять короткий рассказ по скороговорке. Закреплять использование в речи сложноподчиненных предложений.

Закреплять правильно произношение звуков \с\ и \ц\, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.48

Тема: Знакомство со звуками речи.

Цель: Познакомить детей с понятиями: слово, звук, гласный свободный, согласный – несвободный, со схематическим обозначением гласных, согласных звуков. Учить понимать схему слова, составить слово по схеме. Формировать навык самоконтроля и самооценке.

Материал: буквы.

Источник:  Латыпова Л.Ф., Демьяненко Т.П. «Языковая подготовка дошкольников»; С.В.Иванова «Звуки и буквы» стр.7

Тема: Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?»

Цель: Учить детей пересказывать текст, передавая интонацию при характеристике персонажей. Активизировать употребление в речи глаголов, учить соотносить предмет и производимое с ним действие.

Материал: игрушки: карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички…

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.50

Тема: Рассказывание по картине «Строим дом»

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке, придумывать события, завершающие изображенное на картине, давать ей название; подбирать разные слова при характеристике действия персонажей, изображенных на картинке.

Материал: картинка «Строим дом»

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.52

Ноябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Прямой слог

Цель: Учить детей проводить звуковой анализ прямого слога; закрепить понятие о гласных и согласных звуках; упражнять в нахождении гласного звука  в слове; учить составлять схему слова. Развивать логическое мышление.

Материал: модели слова.

Источник: Латыпова Л.Ф., Демьяненко Т.П. «Языковая подготовка дошкольников»; С.В.Иванова «Звуки и буквы» стр.8

Тема: Составление рассказа по скороговорке.

Цель: Учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Упражнять детей в образовании названий детенышей животных. Учить вычленять слова со звуками \ш\ и \ж\ из предложения.  

Материал: Плюшевый медведь, счетные палочки.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 54

Тема: Составление которого рассказа на предложенную тему.

Цель: Учить детей составлять короткий рассказ на тему, предложенную воспитателем. Закреплять знание о том, что некоторые детеныше животных имеют специальные названия; активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений. Уметь подбирать слова, сходные по звучанию.  

Материал: Картинки с изображениями детенышей животных, скворечник.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 56

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Цель: Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным.  

Материал: Книга с картинками Е. Чарушина «Лисята».

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 58

Декабрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Рассказывание по картинке «Ежи»

Цель: Учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющейся у них знания о жизни животных. Активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений. Учить понимать смысл образных выражений в загадках. Закреплять правильное произношение звуков \ч\ и \щ\.

Материал: Картинка «Ежи»; предметы и игрушки : иголка , мяч, ключ, ручка, щетка, клещи, щипцы; мешочек ли большая салфетка.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 61

Тема: Рассказывание на тему «Наш живой уголок» на основе личного опыта.

Цель: Учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать умение отбирать для рассказа интересное содержание. Учить детей выделять во фразах слова со звуками \ч\ и \щ\; четко и правильно произносить фразы(чистоговорки и скороговорки), насыщенные звуками \ч\ и \щ\ ;произносить слова громко и тихо.

Материал: Картинки с изображением ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.63

Тема: Составление короткого рассказа по содержанию стихотворения «Обед».

Цель: Учить детей составлять короткий рассказ по содержанию стихотворения «Обед», а также описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размеру, названию, правильно называя определения – прилагательные (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); активизировать употребление в речи слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству.  

Материал: Предметы посуды.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 65

Тема: «Твердые и мягкие согласные»

Цель: Дать понятие «согласный звук». Познакомить с твердыми и мягкими согласными. На слух определить \с\ и \с*\. Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы рук. Учить умению слушать друг друга и воспитателя.

Материал:

Источник: Латыпова Л.Ф., Демьяненко Т.П. «Языковая подготовка дошкольников»; С.В.Иванова «Звуки и буквы» стр10

Январь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

         

                                     

                каникулы

Тема: «Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Цель: учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога.

Материал: предметы кукольной одежды.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.68

Тема: Рассказывание по картине «Речка замерзла»

Цель: Развивать умение детей составлять рассказ по картинке; учить при описании событий указывать место и время действия. Закреплять правильное произношение звуков \с\ и \ш\.

Материал: Картинка «Речка замерзла»; игрушки (картинки): автобус, машина, лиса, собака, кошка, мышка.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 71

Тема: Рассказывание по теме «Игра зимой» на основе личного опыта.

Цель: Учить детей составлять связный рассказ о своих впечатлениях, не отступая от данной темы. Упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением. Развивать умение отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками \с\ и \ш\.

Материал: Картинка «Медвежья семья».

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 73

Февраль

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Составление описательного рассказа «Зима»

Цель: Учить детей при описании событий указывать время действия с использованием разных типов предложений. Закреплять умение подбирать определения к заданным существительным. Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки \ц\ и \ч\; развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией.

Материал: Игрушки или картинки.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 81

Тема: Пересказ сказки  «Петух и собака»

Цель: Учить детей выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки без наводящих вопросов воспитателя. Учить подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным (лиса, собака). Развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе.

Материал: Собака из театра бибабо.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр. 76

Тема: Рассказывание по картинке «Северные олени».

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о внешнем виде и жизни животных (северных олени). Развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных. Закреплять правильное произношение звуков \ч\ и \ц\, учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.

Материал: Картинка «Северное олени»

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.79

Тема: Закрепление понятия «гласные». Звуковой анализ слов из трёх звуков.

Цель: Закрепить понятие «гласный звук». Вспомнить, какие мы уже знаем гласные(А,О,У,Ы). Научиться выделять эти звуки в трёх звуковых словах. Формировать навык составления схем. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Материал: листы, карандаши, буквы.

Источник: Латыпова Л.Ф., Демьяненко Т.П. «Языковая подготовка дошкольников»; С.В.Иванова «Звуки и буквы» стр.10

Март

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Ознакомление с предложением.

Цель: Дать детям представление о последовательности слов в речи; ознакомить с термином «предложение»; учить детей составлять и распространять предложение; упражнять в произнесении чистоговорок с разной силой голоса.

Материал: предварительно выучить с детьми Саша везёт сани, сани едут сами.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.85

Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цель: Учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить подбирать синонимы к глаголам, правильно сочетая их по смыслу.

Материал: иллюстрации к сказке

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.88

Тема: «Что мы знаем о согласных звуках?»

Цель: Закрепить понятие согласный звук. Какие бывают согласные звуки? Закрепить схематическое обозначение согласных тв. и мяг. Формировать навык звукового анализа слов. Упражнять в составлении схем. Учить давать характеристику звука по артикуляции, произношению.

Материал: буквы.

Источник: Латыпова Л.Ф., Демьяненко Т.П. «Языковая подготовка дошкольников»; С.В.Иванова «Звуки и буквы» стр.11

Тема: Составление рассказа на предложенную тему.

Цель: Учить детей составлять рассказ на предлагаемую тему. Уточнить понимание детьми обобщающих понятий , учить сравнивать предметы. Закреплять умение образовывать названия предметов посуды.

Материал: предметы посуды, посуды, зайчик

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.95

Апрель

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Цель: Учить детей связно, последовательно, выразительно рассказывать текст без наводящих вопросов воспитателя. Учить подбирать определения, близкие и противоположные по смыслу слова. Развивать у детей чувство ритма и рифмы при составлении шуток – чистоговорок.

Материал: иллюстрации к рассказу.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.98

Тема: Смыслоразличительная роль звуков.

Цель: Раскрыть детям смыслоразличительную роль звуков. Упражнять в слышании слов различающихся отдельными звуками. Продолжать учить работать со схемами. Упражнять в звуковом анализе слов. Формировать навык самоконтроля и самоанализа.

Материал:

Источник: Латыпова Л.Ф., Демьяненко Т.П. «Языковая подготовка дошкольников»; С.В.Иванова «Звуки и буквы» стр.12

Тема: Придумывание сказки на тему «Приключения зайца»

Цель: Учить детей составлять сказку по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы; придумывать конец сказки, не повторяя сюжета товарищей. Учить подбирать определения и действия к одушевленному существительному (заяц); активизировать употребление в речи имен прилагательных и глаголов.

Материал: картинки.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.102

Тема: Составление рассказа по отдельным эпизодам сказки У.Диснея «Новоселье гномов»

Цель: Учить детей составлять рассказ по отдельным эпизодам прочитанной сказки. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков \л\, \ль\, \р\,\рь\ в изолированном виде, в словах и во фразах, учить различать эти звуки на слух.

Материал: иллюстрации к сказке

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.104

Май

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Слог. Анализ слов из трёх слогов.

Цель: Объяснить детям, что слова состоят из слогов. Обратить внимание на схематическое обозначение слога. Познакомить детей со слиянием согласного звука с гласным. Объяснить, сто гласный звук образует слог. Развивать умение слышать друг друга

Материал:

Источник: Латыпова Л.Ф., Демьяненко Т.П. «Языковая подготовка дошкольников»; С.В.Иванова «Звуки и буквы» стр.13

Тема: Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный рай»        

Цель: Учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи. Активизировать употребление в речи названий профессий и действий; упражнять детей в назывании предметов, необходимых людям определенной профессии.

Материал: картинки одежды, посуды, инструментов.

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.108

Тема: Рассказывание по картинке «Зайцы»

Цель: Учить детей составлять рассказ по картинке, включая в него описание персонажей и их характеристики. Учить образовывать существительные, указывающие на род занятий и профессию( почтальон, пианист, бегун), качество(весельчак), определять местонахождение ударения в двусложном слове.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.110

Тема: Придумывание рассказа «Как Сережа нашел щенка»

Цель: Учить детей составлять рассказ, образно описывая место действия, настроение героя; формировать целенаправленность, самостоятельность и вариативность мышления. Активизировать употребление в речи сложных предложений при рассказывании.

Материал:

Источник: О.С. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» стр.112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....