"Формирование у детей элементарных навыков общения на английском языке в свободной игровой деятельности"
консультация по развитию речи на тему

Консультация для педагогов о значимости игры в формировании у детей элементарных навыков общения на английском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №17 «Василек» ЗМР РТ

Консультация для педагогов на тему: «Формирование у детей элементарных навыков общения на английском языке в свободной игровой деятельности».

в рамках педагогического совета:

«Комплексный подход речевого развития детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Воспитатель по обучению детей английскому языку:

Мухамадиева Диана Эльдаровна

сентябрь 2015

  Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается - прекрасно развита долговременная и оперативная память.   Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. Оптимальный возраст для начала обучения – дошкольный. Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника, а именно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации – импринтинга, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации.

   Основу всей жизнедеятельности  педагогического процесса задает специальная система событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми по семейному принципу, которая позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций. Освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в общении детей друг с другом, учителем, родителями  в коллективных, и  индивидуальных видах  деятельности, в многообразных играх и театрализациях на занятиях, в запланированных и неожиданных событиях.

Работа выстраивается на принципе сотрудничества, взаимопомощи. Такие условия благоприятны для преодоления языкового барьера, поскольку занятия проходят в комфортной, теплой, дружественной обстановке, что способствует полному раскрытию творческих способностей и созданию положительной мотивации к изучению английского языка.

   Ребенок в дошкольном возрасте способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего обучение английскому языку происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте. Поэтому в данном курсе обучения дошкольников английскому языку широко использованы игровые технологии. Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.

Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Игровая методика нравится детям,  приемлема для преподавателей, она интересна и эффективна. Суть простая: проведение игр, во время которых дети совершенствуют знания языка.

 На занятиях по английскому языку использую различные формы организации деятельности:

  • пальчиковая гимнастика
  • физкультминутки  
  • речевые и фонетические разминки
  • ролевые игры
  • гимнастика для глаз
  • подвижные игры
  •  музыкально-подвижные игры
  • народные игры
  • ролевые игры
  • инсценировки сказок
  • праздники и развлечения
  • чтение художественной литературы зарубежных авторов
  • просмотр мультфильмов на английском языке
  • презентации по темам

    В ходе организации образовательной деятельности разных типов использую  различные  виды игр, в досугах и развлечениях, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности. Актуальность использования игры заключается в том, что в игре все равны. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий –  все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова изучаемого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Игры способствуют развитию потребности детей в речевом общении на иностранном языке; необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировке дошкольников в выборе нужного речевого варианта. Незаметно усваивается языковой материал, дети уверенно пользуются новыми словами. 

   Притом, что о детской игре написано уже очень много, вопросы теории ее так сложны, что единой классификации игр до сих пор не существует. И.Л.
Шолпо предлагает свой вариант классификации обучающих игр, которые можно использовать на занятиях иностранным языком с дошкольниками.
 Автор подразделяет обучающие игры на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные. 

К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу.  

К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, ''аукционы'', настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т.п.

Ритмомузыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка, например: ''Nuts and May''.

Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации
(постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация и т.п.; и словесно-творческие
(подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).

 На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в ''Репку'' или
''Теремок'', в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.

   Выбирая, или придумывая игру для включения в занятие,  следую правилам, сформулированным в книге Е.И. Негневицкой и А.М.
Шахнаровича ''Язык и дети'' (М., 1981):

''1. Прежде чем приступить к игре, ответьте на следующие вопросы: какова цель игры, чему в ней должен учиться ребенок?
Какое речевое действие он должен выполнять: одно из…действий со словом или создание высказывания – тогда какого именно и по какой модели?
Умеет ли ребенок строить такое высказывание, нет ли там дополнительных трудностей, ''подводных камней''?
2. Ответив на эти вопросы, попробуйте сами превратиться в ребенка и придумать, в какой интересной ситуации могло бы возникнуть высказывание по такой модели.
3. Подумайте, как обрисовать эту ситуацию ребенку таким образом, чтобы он ее сразу принял…
4. С удовольствием играйте с ребенком сами! ''

   В этом отрывке учтены главные качества обучающей игры, которые отмечены в самом ее названии: она должна быть обучающей и она должна быть игрой. Советский энциклопедический словарь определяет игру как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе. Это очень важный признак. Поэтому, вводя в занятие  игру, ее дидактический результат важен для преподавателя, но не может явиться побудительным мотивом для деятельности детей. Игра должна изменить сам стиль взаимоотношений между детьми и взрослым преподавателем, который не может ничего навязывать: играть ребенок может только тогда, когда он этого хочет и когда это ему интересно, и с теми, кто вызывает у него симпатию.
Преподаватель не может быть лишь организатором игры – он должен играть вместе с ребенком, потому, что дети с большим удовольствием играют со взрослыми и потому, что игровая атмосфера разрушается под взглядом стороннего наблюдателя.

   Таким образом, обучающая игра – это ориентированная на зону ближайшего развития игра, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности.

На собственном опыте убедилась в том, что  в применении английского языка нельзя упускать режимные моменты. Во время всех режимных процессов дети употребляют изученные слова по всем темам. При закреплении изученного материала использую разные формы языковой практики, например, повседневное использование иностранных слов при проведении режимных моментов: игр, развлечений, прогулок и т.д. Звучание английской речи в течение дня в режимных моментах, создает ту языковую среду, которая дает возможность детям использовать полученные знания самостоятельно: играя в сюжетные игры, приветствуя друг друга утром, желая приятного аппетита за столом и т.д.

   Приведу несколько примеров на закрепление изученного материала в  форме веселых игр для дошкольников. Игры по своему содержанию очень простые.  В них без труда можно играть в помещении или на улице.

Игра «Please show me…» - Пожалуйста, покажи мне…

На столе располагаются фигурки или картинки с изображением только что выученных животных (фруктов, овощей). Предложите ребенку (детям) в ответ на вашу просьбу: «Please show me a monkey!» - показать картинку с изображением обезьянки, а вответ на фразу: «Please show me a bear!» - медведя и т.п.

 Игра «Please give me…» - Пожалуйста, дай мне…

Эта игра очень похожа на предыдущую. Разница только в том, что в ответ на просьбу ведущего ребенок должен найти и отдать ему карточку с изображением нужного животного. Отдавая карточку, например, с изображением обезьянки, ребенок должен сказать: «It’s a monkey. – Это обезьянка».

Игра «Right or wrong? - Так или не так?»

Ведущий показывает рисунок и спрашивает, например: «Is this a potato?» - Это картошка?

Если на рисунке изображена картошка, ребенок должен ответить: «Yes, it is. – Да, это так».

Если же на рисунке изображено что-то другое, ребенок должен ответить: «No, it is not. – Нет, это не так».

Игра «Whose baby is it? – Чей это малыш?».

На столе располагаются картинки с изображением животных и их деток. Ведущий задает вопрос, например: «Whose baby is  a puppy?- Чьим малышом является щенок? Ребенок должен найти карточку с изображением соответствующего взрослого животного – собаки. Найдя нужную карточку, ребенок отвечает так: «A puppy is a dog’s baby. – Щенок – это ребенок собаки».

Языковая игра «Назови слово».

Ведущий бросает одному из игроков мяч и называет слово по-русски. Игрок должен поймать мяч и перевести слово на английский язык.

Игра «Цветик-разноцветик».

I вариант: воспитатель показывает по порядку лепестки цветка, задает вопрос, дети называют какой это цвет: green, red, yellow…

II вариант: у цветика-семицветика пропадает какой-либо цвет. Дети внимательно рассматривают и отвечают, какой цвет пропал на английском языке: green, red, yellow, brown…

Повторение лексического материала по теме «Еда».

Детям показывают разные овощи и фрукты и просят назвать их по-английски.

Цель игры: повторение лексического материала по теме «Еда», закрепление ранее усвоенного лексического и грамматического материала по данной теме.

Игра «Вкусный салат».

Ребята делятся на две команды. В мешочке карточки с изображением овощей и  фруктов. Ведущий достает карточку, дети называют фрукт или овощ на английском языке, если называют правильно – кладут карточку себе на поднос. У какой команды окажется больше картинок, та команда и победила.

В этой сфере полет фантазии не ограничен! Дети повторяют глаголы, делая зарядку и изображая бег, прыжки и т.п.  Можно                      повторять любую тему, используя для этого раскраску – допустим, дать задание малышу на английском языке, чтобы он раскрасил стул или мяч.

   Благодаря использованию материалов развивающей среды, созданной для изучения иностранного языка, наблюдается хорошее усвоение и развитие коммуникативных умений и навыков у детей. Образовательный процесс идет в одном русле, соблюдается общность в организации детей.



В процессе работы по данному направлению  я сделала вывод:  с помощью игр и обучения в игровой форме дети лучше запоминают новые слова и гораздо легче осваивают новый язык.  Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.  К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно  облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при изучении английского языка

Данная статья подробно описывает особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. А также способы и приемы формирования лексических навыков. Статья будет интересна педагогам ...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Предлагаемые игры  помогут родителям  закрелять полеченные знания по английскому языку в домашних условиях. ...

Программа по изучению английского языка для дошкольников . "Игровой английский язык".

Программа по изучению иностранного языка "Игровой английский язык". для детей от 4 до 6.5 лет...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"(2017г.)

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"...

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»...

Игровые задания, совершенствующие навыки чтения на английском языке (в группах детей старшего дошкольного возраста)

Чтение - это "ключ" от мира иноязычных культур, развивающий и развивающийся навык. В статье рассматриваются фонетический метод обучения как наиболее эффективный.  Внимание автора сфокус...