Мой родной край
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петрушова Наталья Владимировна

Родина – это страна, где родился человек, его родной город или село, его родители, друзья, а также природа. Как бы хорошо не было человеку на чужбине, ему всегда будет сниться дом, где он родился и вырос, родители и друзья, которые его всегда поддерживали. Никто не может забыть свою Родину, она всегда будет в сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

У каждого своя Родина и это, в первую очередь, место, где прошло детство и все самое лучшее, что с ним связано. У каждого человека есть Родина, нет такого человека, у которого  бы ее не было. Всегда будет тянуть туда, где человеку было хорошо, где его любили, уважали и ждали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_rodnoy_kray.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.     Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
             Я снова посвящаю стих небрежный
    (М.Ю.Лермонтов)

Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о Кавказских Минеральных Водах. Расширение и уточнение словаря по теме (город, село, курорт, отдыхающий, турист, санаторий, питьевая галерея, исторический памятник, природный памятник, эмблема, климат, минеральная вода, лечебная грязь, привлекать, охранять). Совершенствование грамматического строя речи (совершенствование навыков словообразования). Совершенствование навыка пересказа. Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в пересказе.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, связной речи, планирующей функции речи, памяти, внимания, речевого слуха, координации речи с движением.

Воспитательные цели. Воспитание взаимоуважения, толерантности. Воспитание интереса и любви к чтению, истории своей страны. Воспитание бережного отношения к природным и историческим памятникам.

Оборудование. Фотографии с видами КМВ. Фотографии с изображением гор. Мяч.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями по любимым местам КМВ. Организация выставки рисунков «Наше любимое место». Рассматривание на участке  Кавказского горного хребта, Бештау. Чтение стихов М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина о Кавказе. Словарная работа.

                                        Ход занятия

1.Организационный момент. (Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона.)

Логопед. Мы живем на Кавказских Минеральных Водах – это охраняемый эколого-курортный регион России, зародившийся около 200 лет. К нам приезжают лечиться и отдыхать люди со всей страны. Наши города: Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск- привлекают туристов и отдыхающих к себе красотой природы, климатом, минеральной водой и лечебной грязью.

2.Слушание стихотворения Ирины Овчинниковой «Пятигорск» (Развитие речевого слуха, внимания, диалогической речи.)

О, Пятигорск, пьянящий горный край,
Красоты чьи людей пленяют,
Тебя поэты восхваляют,
Прекрасный дивный земной рай,
Животворящая вода
Из недр огненной земли,
Змея, пленившая орла,
Ворота пламенной любви.
Здесь все сковал прохладный сон,
Живет и дышит вдохновеньем
С самозабвенным упоеньем
Струн арф касается Эол.
Провал – одно из чуд природы
И манит тайною высь гор,
Гордитесь славою народы,
Любите город Пятигорск.

Логопед. В каких выражениях поэт говорит о городе Пятигорске?

О каком символе наших городов говорится в стихотворении? Почему орел убивающий змею считается символом КМВ?

Какие исторические и природные памятники упоминает в стихотворении поэт?

        О какой животворящей воде говорится в стихотворении?

        Какие известные русские поэты посещали  г.Пятигорск?

3. Игра «Экскурсовод» (Развитие планирующей функции речи, памяти (опора на жизненный опыт), развитие связной речи).

Логопед. Вы часто с родителями посещаете курортные города. У каждой семьи есть свое любимое место. Возьмите фотографию и расскажите нам о нем.

4.Речь с движением «Строим дом». (Координация речи с движением.)


  Молотком и топором
 Строим, строим новый дом

  В доме много этажей,

   

Много взрослых и детей.

Руки сжаты к кулачки, стучим друг о друга.      

  На каждое слово делаем горизонтальное движение правой рукой .

Делаем руками круговое движение в разные стороны.

5.Рассказывание логопедом «Легенды о происхождении Кавказских гор» (адаптированная) . (Развитие речевого слуха.)


                В давние времена, когда на месте горных цепей Кавказа простирались плодородные равнины, здесь жили легендарные богатыри. Предводителем у них был могучий князь Эльбрус. Имел он сына, бесстрашного  воина Бештау. Жизнь Бештау в военных походах и  веселых пирушках с друзьями. Понимал он язык зверей, и всегда в походах по долинам и лесам его сопровождали ловкая, бесшумная Змея, выносливый Верблюд, силач Бык, свирепый Лев.
              Но однажды увидал Бештау красавицу Машуку в соседнем селении, и вспыхнула между ними пламенная любовь. Пришел он к отцу, попросил разрешение на свадьбу. Три дня и три ночи гуляли на ней богатыри. Но в сердце Эльбруса тоже поселилась любовь к юной Машуке. И задумал он черное дело, позвал сына и велел ему отправляться в дальние страны. Не посмел ослушаться отца Бештау, собрал своих молодых воинов и ушел в дальние земли. Долго он не возвращался, а Эльбрус распространил слух о гибели Бештау и силой заставил Машуку стать его женой. Надел он ей массивное золотое кольцо на палец, закрыл в доме.
             Но не погиб Бештау, а с богатой добычей поздним вечером вернулся с товарищами в родное селение. Первыми встретили его Змея, Лев, Верблюд и Бык, рассказали ему о коварстве отца. Подкрался Бештау к дому, где находилась Машука, увидел ее плачущей и тоскующей. И решили они бежать в дальние края.  По дороге сбросила Машука ненавистное обручальное кольцо Эльбруса.
            Наутро обнаружил Эльбрус отсутствие Машуки, собрал своих воинов и кинулся в погоню за беглецами. Храбро бились молодые джигиты, помогали им Лев, Змея, Верблюд и Бык. Но сила была на стороне зрелых воинов. Погибли друзья Бештау, и сошлись один на один отец с сыном. Поднял Бештау меч и разрубил Эльбрусу голову на две части. Но собрал все силы богатырь, сбил железный шлем с головы Бештау и рассек сына на пять частей. Упал замертво джигит, склонилась над ним плачущая Машука, выхватила из-за пояса любимого кинжал и вонзила себе в сердце, а потом отбросила его в сторону.
                Дрогнула земля от такого чудовищного поединка, окаменели от ужаса старые нарты, превратились в снежные горы Кавказа во главе с двухвершинным Эльбрусом. А здесь, на севере, появились горы-вулканы, где еще продолжает биться молодая, горячая кровь молодых джигитов. Вокруг Бештау находятся его верные спутники Лев, Верблюд, Бык, Змеевая, особняком стоит гора Кинжал, по дороге к горам высится гора Кольцо. Припала к ногам любимого Машука, темнеет провалом смертельная рана в ее груди, откуда выбивается целебными ключами ее кровь.

6. Беседа по прочитанному. (Развитие диалогической речи. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Словарная работа.)

7. Коллективное составление плана пересказа. (Развитие диалогической речи, памяти, планирующей функции речи.)

8. Игра с мячом «Семейка слов». (Совершенствование навыка словообразования.)

Логопед. Давайте, образуем семейку слов от слова гора в игре с мячом.

Как можно назвать маленькую гору?

Как назовем местность, расположенную в горах?

Как называют человека, который живет в горах?

Как называется улица, расположенная под горой?

Логопед. Почему эти слова мы называем родственными?

Логопед. А можно в эту семейку включить слово горе?

9. Повторное чтение легенды логопедом. (Развитие речевого слуха.)

10. Цепной  пересказ текста детьми. (Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков в процессе пересказа.)

11. Итог. (Оценка работы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....