Главные вкладки

    НОД образовательная область «Развитие речи» в старшей группе детского сада по теме «Дикие животные»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Николаева Елена Валентиновна

    НОД образовательная область «Развитие речи»

    в старшей группе детского сада  по теме «Дикие животные»

     

    Цели и задачи:

    систематизировать и расширять знания детей о диких животных, их детенышах, об условиях жизни, о пользе.

    расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний о диких животных;

    упражнять в образовании имен существительных с уменьшительными суффиксами;

    упражнять в подборе определений к существительным и числительным, согласовывая в роде, числе, падеже;

    упражнять в подборе глаголов в разных временных формах;

    способствовать практическому овладению простыми предлогами;

    совершенствовать навыки составления простых предложений по картинке, распространения простых предложений;

    развивать речевое дыхание, способствовать правильной голосоподачи и плавности речи, умение изменять силу голоса (говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом)

    развивать память, внимание, стимулировать развитие творческого воображения;

    развивать мелкую моторику

    развивать интонационную выразительность речи

    воспитывать желание помочь тем, кто нуждается в помощи,

    воспитывать любовь и бережное отношение к диким животным;

    развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;

    воспитывать любознательность;

    формировать навыки самооценки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod.docx21.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД в старшей группе детского сада  по теме «Дикие животные»

    Цели и задачи:

    систематизировать и расширять знания детей о диких животных, их детенышах, об условиях жизни, о пользе.

    расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний о диких животных;

    упражнять в образовании имен существительных с уменьшительными суффиксами;

    упражнять в подборе определений к существительным и числительным, согласовывая в роде, числе, падеже;

    упражнять в подборе глаголов в разных временных формах;

    способствовать практическому овладению простыми предлогами;

    совершенствовать навыки составления простых предложений по картинке, распространения простых предложений;

    развивать речевое дыхание, способствовать правильной голосоподачи и плавности речи, умение изменять силу голоса (говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом)

    развивать память, внимание, стимулировать развитие творческого воображения;

    развивать мелкую моторику

    развивать интонационную выразительность речи

    воспитывать желание помочь тем, кто нуждается в помощи,

    воспитывать любовь и бережное отношение к диким животным;

    развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;

    воспитывать любознательность;

    формировать навыки самооценки.

    Ход занятия:

    Игровая мотивация:

    В детский сад пришло письмо от Лунтика.

    Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый день я узнаю много нового о вашей планете. Недавно мой друг, кузнечик Кузя, рассказал мне немного о диких животных. Я их никогда не видел и попробовал нарисовать. Потом я показал свои рисунки друзьям: кузнечику Кузе, Пчеленку, Корнею Корнеивичу, пауку Шнюку, Шершуле, Миле. Они посмотрели и посоветовали отослать рисунки в детский сад №9 в старшую группу «Непоседы» и попросить ребят рассказать мне о диких животных. С нетерпением жду вашего ответа. Лунтик».

    Воспитатель показывает рисунки Лунтика детям и предлагает подумать, как можно помочь Лунтику. Дети находят ошибки в рисунках.

    Дети высказывают свои предположения, как можно помочь Лунтику.

    ( Рассказать о диких животных и их детенышах; о том, чем они питаются, как называются их жилища, какую пользу приносят).

    Воспитатель: - Ребята, я думаю, вы поступаете правильно, если решили помочь Лунтику. Как раз сегодня для вас я приготовила интересные и познавательные задания. Предлагаю вам постараться выполнить все правильно, а в конце занятия мы сложим в эту коробку (показываю красиво оформленную коробку) все картинки, рисунки, карточки с заданиями, которые вы выполните. Мы отправим посылку на передачу «Спокойной ночи, малыши» Лунтику. И он же никогда не нарисует белку с заячьим хвостом, а медведя с лисьим носом. Скажу вам по секрету, что в конце нашего занятия вас ждет приятный сюрприз. Но пока Лунтик просил меня ничего вам не говорить.

    Итак, предлагаю вам игру «Какой, какая». ( подбор определений)

    В моей волшебной корзинке лежат цветные картинки. Берете по одной картинке, называете животное, и говорите какое оно.

    Заяц – трусливый, косой, серый и т.п.

    Лиса – хитрая, рыжая, пушистая и т.п.

    Волк – зубастый, серый, голодный и т.п.

    Медведь – косолапый, лохматый, огромный и т.п.

    Кабан – клыкастый, злой, коварный и т.п.

    Лось – рогатый, огромный, сильный и т.п.

    Игра с мячом в кругу «Назови всю семью»

    Зайчиха  – заяц – зайчата

    Лисица – лис - лисята

    Волчица – волк - волчата

    Свинья – кабан – поросята

    Лосиха – лось– лосята

    Медведица – медведь – медвежата

    Игра с мячом в кругу «Назови ласково»

    (с произвольным изменением голоса: тише, шепотом, громко)

    Белка – белочка, лиса – лисонька, волк – волчок, заяц – зайчишка и т.п.

    Игра «Кто чем питается?»

    На столе приготовлены тарелочки со схематическим изображением пищи хищников и травоядных.

    Воспитатель предлагает по очереди вынимать из мешочка картинку с изображением животного и определять травоядное оно или хищник. После этого картинку с животным относить к тарелочке с его пищей.

    Игра «Кто, где живет» 

    На листе изображены жилища животных. На столе разложены картинки с изображением домашних животных изображением вниз.

    Воспитатель предлагает взять по одной картинке с изображенным домашним животным и поместите их в свои жилища. Внимательно слушайте друг друга, если услышите ошибку, то поправляйте. Дети по очереди проговаривают предложения:

    Волк живет в логове.

    Белка живет в дупле.

    Лиса живет в норе.

    Заяц живет под кустом.

    Еж живет в норе.

    Задание: «Объясни пословицу». Воспитатель показывает рисунок с  пословицей:

    «Волка ноги кормят».

    Значение: Чтобы прокормиться, надо искать, добывать, а не сидеть на одном месте.

    Физкультминутка «На водопой»

    Жарким днем лесной тропой

    Звери шли на водопой.

    За мамой-лосихой топал лосенок,

    За мамой-лисицей крался лисенок,

    За мамой-ежихой катился ежонок,

    За мамой-медведицей шел медвежонок,

    За мамою-белкой скакали бельчата,

    За мамой-зайчихой — косые зайчата,

    Волчица вела за собою волчат.

    Все мамы и дети напиться хотят. 

    Дети идут по кругу друг за другом.

    .

    Идут, громко топая.

    Идут крадучись.

    Передвигаются в глубоком приседе.

    Идут вперевалку.

    Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

    Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

    Идут на четвереньках.

    Останавилваются.

    Задание: «Дорисуй недостающие части».

    На столе приготовлены конверты с карточками. На конвертах маркировка: один кружок – первый уровень сложности, два кружка – второй уровень сложности, три кружка – третий уровень сложности.

    Воспитатель: - Ребята, вы видите конверты с кружками. Выбирайте сами себе задание. В конверте с одним кружком лежат карточки с легкими заданиями. В конверте с двумя кружками задания посложнее. Три кружка на конверте обозначают самое трудное задание.

    Теперь откройте конверты и посмотрите, что нужно сделать.( Дорисовать недостающие части тела у диких животных). Я ставлю в центр стола песочные часы. Они помогут вам узнать, когда нужно закончить рисовать.

     (После выполнения задания дети проговаривают предложения. Например:                  

    « Я дорисовал зайцу одно ухо, хвост –маленький кружок, одну заднюю лапу».

    Воспитатель следит за тем, чтобы дети согласовывали существительные, прилагательные и числительные в роде, числе и падеже.) 

    Первый уровень сложности – изображено животное (не дорисованы 2 части тела у каждого)

    Второй уровень сложности – изображено животное ( не дорисованы 3-4 части тела у каждого)

    Третий уровень сложности – изображено животное (нет ушей, хвостов, лап, ног)

    По окончании задания все карточки складываются в коробку-посылку.

    Упражнение на развитие силы голоса: чередование гласных звуков на одном выдохе.

    Воспитатель: сделайте глубокий вдох и, выдыхая воздух, пропойте ауауауау.

    Воспитатель: - Ребята, сейчас вам нужно самостоятельно разделиться на 3 команды. Выбирайте место в группе, где ваша команда расположиться.

    Я предлагаю написать звуковое письмо Лунтику. Каждая команда выберите картинку с изображением животного, о котором вы хотите рассказать Лунтику. Вам поможет волшебный карандаш. Его вы передавайте друг другу вместе с картинкой.

    (воспитатель берет в руки карандаш и начинает «писать» письмо.)

    «Здравствуй, Лунтик! Мы расскажем тебе о диких животных (Передает карандаш ребенку. Тот произносит одно-два предложения, не теряя смысла, продолжает письмо).

    Воспитатель записывает «письмо». Затем «письмо» прослушивается, детям предлагается найти ошибки и исправить их.

    Кассета с «письмом» укладывается в коробку. Наклеивается адрес.

    Анализ по вопросам воспитателя.

    Воспитатель: - А сейчас, приятный сюрприз, о котором я вам говорила в начале занятия. В письме Лунтик прислал вам свои портреты на память (раздает каждому ребенку портрет- раскраску Лунтика)

    Литература

    О.И. Крупенчук «Научите меня правильно говорить!»

    Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке»

    О.А.Скоролупова «Домашние и дикие животные средней полосы России»

    Л.Е. Белоусова «Удивительные истории»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

    Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Описательный рассказ о диких животных".

    Конспект непосредственн - образовательной деятельности. Образовательная область: "Речевое развитие"  Возрастная группа: 5-6 лет. Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с испол...

    Конспект итоговой НОД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом»

    Конспект итоговой НОД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе  «Путешествие за весенним сюрпризом»...

    Конспект ООД по образовательной области "Развитие речи" в старшей группе "Моя семья"

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ СЕМЬЯ»...

    Конспект открытого занятия образовательная область развития речи в старшей группе. 4-5 года

    Конспект открытого занятия образовательная область развития речи в старшей группе.Тема: «Описание» Цель:  Упражнять детей в описании предмета (игрушки).Задачи: 1. Продолжать учит...

    Программа по образовательной области "Развитие речи" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)

    рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...