Занятие по развитию речи. Тема «Моя семья».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Нечаева Ольга Николаевна

Занятие будет интересно воспитателям средних групп. Описана работа по  формированию  грамматически правильного оформления своих высказываний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе.

Тема «Моя семья».

Педагог: Нечаева О.Н.

г. Химки 2014 год.

Занятие по развитию речи.

Тема «Моя семья».

Фио педагога: Нечаева Ольга Николаевна

Предмет: Коммуникация, формирование целостной картины мира.

Группа: средняя 4-5 лет.

Тема: «Моя семья».

1. Программное содержание:

Образовательные задачи:                                                                                              • Формировать навыки грамматически правильного оформления своих высказываний;                                                                                                                        • Развивать речемыслительную деятельность;                                                                    • Учить детей составлять пожелания своим близким, используя картинки – ассоциации;

Коррекционно-развивающие задачи:                                                                      • Дифференцировать звуки [р], [л] в словах;                                                                     • Развивать зрительно-пространственное восприятие;                                                • Развивать мелкую моторику пальцев рук;                                                                       • Формировать точность движений органов артикуляции;                                             • Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Воспитательные задачи:                                                                                               • Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;                                   • Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

2. Словарная работа:                                                                                               Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими родственные отношения.                                                                                              • Существительные: семья, внук, внучка, сын, дочь, родители, родня, родственники;                                                                                                                 • Прилагательные: дружная, большая, счастливая, хорошая, веселая, старший, младший;                                                                                                         • Глаголы: любить, помогать, беречь, заботиться, уважать.

3. Предварительная работа:                                                                                             • Рассматривание сюжетной картины «Семья»;                                                               • Беседы с детьми об их семьях;                                                                                      • Сюжетно – ролевая игра «Семья»;                                                                                   • Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, братьях;                                                     • Занятия по расширению словарного запаса;                                                                      • Формирование артикуляционных навыков;                                                                       • Рисование на тему «Моя семья»;                                                                                 • Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах;                                                        • Проведение пальчиковой гимнастики;                                                                                            • Дидактические игры на обобщение и классификацию предметов.

4. Материал и оборудование:

Демонстрационный:                                                                                                 Ребус «7я», сюжетная картинка «Семья», «сухой бассейн» с игрушками из киндер-сюрпризов, платок, очки.

Раздаточный:                                                                                                        Поделки из LEGO-конструктора, индивидуальные зеркала, пластиковые решетки для пальчиковой гимнастики, цветные картинки – ассоциации, клубки из цветных ниток.

5. Методы и приемы:                                                                                     Словесный – вопросно-ответная беседа,                                                           Наглядный – демонстрация картинок, показ предметов,                              Практический – выполнение заданий,                                                   Стимулирование – поощрение в виде награды.

6. Программное обеспечение: «От рождения до школы» под ред Н.Е Вераксы,  Т.С   Комаровой,  М.А Васильевой.

7. Результат: Дети после проведения занятия будут уметь ласково называть своих близких, диффиринцировать сложные звуки, знать и выполнять массаж и пальчиковую гимнастику самостоятельно.

8. Реализация здоровьесберегающих технологий: При проведении занятия  учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка, применяется смена видов деятельности, смена поз детей на занятии, наличие эмоциональных разгрузок. Используются оздоровительные моменты, соблюдаются меры по предупреждению травматизма.

Ход занятия:                                                                                                                        I часть                                                                                                        Отгадывание ребуса.                                                                                                Детям предлагается посмотреть на доску и отгадать ребус.                                                               На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я.                                                              - Какая это цифра?                                                                                                            - Какая буква?                                                                                                                              - А теперь скажите, какое слово получилось?                   («семья»)                                        Показ сюжетной картинки «семья»                                     (отгадка)

II часть                                                                                                                        Детям предлагается назвать членов своей семьи по имени и отчеству.    Ответить на вопросы: кто ты маме, кто ты папе, кто ты бабушке?         (Логопед обращает внимание на сюжетную картинку «семья»)

Вопросы: какая эта семья? (большая, дружная, счастливая, хорошая, веселая)

Пальчиковая гимнастика.                                                                                       Работа с решеткой. «Кто живет в моей квартире? »                                                                                                                 (Квартира – это решетка для раковины, дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно поворачивать в любом направлении «ходить» одной, другой, обеими руками.)                                                                                              Раз, два, три, четыре,                                                                                                     Кто живет в моей квартире?                                                                                Раз, два, три, четыре, пять,                                                                                         Всех могу пересчитать:                                                                                            Папа, мама, брат, сестра,                                                                                    Бабушка, дедушка и я,                                                                                                  Вот и вся моя семья.

Логопед снова предлагает детям посмотреть на сюжетную картинку «семья».                                                                                                                   Вопрос: ребята, кого из только что перечисленных членов семьи здесь нет?                                                                                                                                  Дети. Здесь нет бабушки и дедушки.                                                                 Логопед. Верно. А сейчас предлагаю вам отправиться в гости к бабушке. Давайте навестим её!                                                                                              Чтобы добраться к бабушке, нам предстоит плыть на пароходе и лететь на самолете.

Звуковая зарядка.                                                                                           Изолированное произношение звуков [л] – пароход гудит, [р] – самолет летит, сопровождается движениями. Используются поделки из конструктора LEGO, выполненные детьми.

Логопед одевает очки и платок. Появляется перед детьми в роли бабушки.

Бабушка. Здравствуйте, мои дорогие внуки! (называет детей по имени) Как вы подросли! Стали послушнее! А язычки у вас послушные?     Выполняется артикуляционная сказка «У бабушки в гостях».                              Толстые внуки приехали в гости (надуть щеки) .                                                                   С ними худые – лишь кожа да кости     (втянуть щеки, не открывая рта) .               Бабушка радостно всем улыбнулась                      (широкая улыбка,                                  Поцеловать она всех потянулась                            (имитация поцелуя) .                                             Утром проснулись – в улыбочку губы                      (широкая улыбка,                                       Чистили мы верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами,                                                                                                                         Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения языка,                            С нижними зубками тоже мы дружим (аналогичные движения в нижнем ряду зубов) .                                                                                                                    А бабушка блинчиков им напекла,                               («Блинчик»)                                                    Каждому внуку по три раздала.                                                                      Новые чашки на стол подала,                                       («Чашечка»)                                                                 Чаю горячего в них налила. (дуть холодной воздушной струей на кисть руки, имитирующую чашку)                                                                             Блинчики ели с клубничным вареньем,                       («Вкусное варенье»)                                     Это вкуснее, чем просто печенье.                                                                         Внуки все съели, спасибо сказали,                                                                  Бабулю родную поцеловали! (имитация поцелуя)                               Дифференциация звуков [р] и [л] в словах.

Игра «Угощения для внуков».

Бабушка. Внуки мои дорогие! Сегодня я угощаю вас блинами с клубничным вареньем и горячим чаем. А что приготовить вам в следующий раз? Но с одним условием: в названиях блюд должны быть слова со звуками [р] и [л].

Дети делятся на две команды. Девочки называют слова со звуком [р], а мальчики – со звуком [л].

Предполагаемые ответы:                                                                                              [р] – борщ, пирог, ватрушки, пирожок, картошка, вермишель, макароны, мороженое, бутерброд, морс и др. ;

[л] – оладьи, лапша, колбаса, клубника, салат, булки, сладости, пастила и др.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Помоги бабушке смотать клубки».

Бабушка обращается с просьбой к внукам помочь ей смотать распутанные клубки.                                                                                            Составление предложений по картинкам – ассоциациям.                                 Бабушка достает конверт, показывает внукам.                                                                    - Я получила от вас конверт ко Дню рождения. В нем вместо письма красивые картинки! Что это за картинки? Что вы хотели мне пожелать?

Каждый ребенок берет одну или две картинки и в соответствии с их содержанием произносит пожелание для бабушки.

Например. На картинке изображено улыбающееся солнышко. Варианты ответов: «Бабушка, я желаю тебе всегда улыбаться; желаю быть всегда веселой, радостной, счастливой».

Массаж кистей рук.

«Сухой бассейн»                                                                                                     Бабушка достает ведро, заполненное фасолью и горохом. Предлагает внукам опустить туда руки и поискать там подарочки (игрушки из киндер-сюрпризов).

В ведре не соль,                                                                                                            Совсем не соль.                                                                                                          А разноцветная фасоль.                                                                                           На дне игрушки для детей,                                                                                         Вы их достаньте без затей!                                                                                         Дети благодарят бабушку за подарочки.

III часть   Бабушка. Внуки, понравилось ли вам гостить у меня? Что вам понравилось больше всего? Что было трудным?                                                       Благодарю вас за добрые пожелания, которые вы составляли с помощью картинок. Спасибо, что помогли смотать мне клубки. Вы молодцы, потому что придумали много разных вкусных блюд со звуками [р] и [л]. Вы все старались, выполняя артикуляционную гимнастику. Маме и папе передавайте от меня большой привет!                                                                                   Спасибо, что навестили меня. Приезжайте в гости еще! Буду ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

Занятие по развитию речи. Тема "Слово. Семья"

Познакомить детей с понятием «Слово»; ориентировка в ближайшем окружении; воспитание внимания, любви к своим родственникам....

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".

Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе  антонимов и синонимов....

Конспект ОО «Коммуникация» (развитие речи) Тема «Наша дружная семья»

В данном конспекте занятия основная цель направлена, на воспитание любвиви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имена и очества родителей, своего рода и родословной....

Конспект занятия по развитию речи. Тема " Я и моя семья"

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...