Занятие по развитию речи. Тема «Моя семья».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Занятие будет интересно воспитателям средних групп. Описана работа по формированию грамматически правильного оформления своих высказываний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechemyslitelnoy_deyatelnosti_kursy.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в средней группе.
Тема «Моя семья».
Педагог: Нечаева О.Н.
г. Химки 2014 год.
Занятие по развитию речи.
Тема «Моя семья».
Фио педагога: Нечаева Ольга Николаевна
Предмет: Коммуникация, формирование целостной картины мира.
Группа: средняя 4-5 лет.
Тема: «Моя семья».
1. Программное содержание:
Образовательные задачи: • Формировать навыки грамматически правильного оформления своих высказываний; • Развивать речемыслительную деятельность; • Учить детей составлять пожелания своим близким, используя картинки – ассоциации;
Коррекционно-развивающие задачи: • Дифференцировать звуки [р], [л] в словах; • Развивать зрительно-пространственное восприятие; • Развивать мелкую моторику пальцев рук; • Формировать точность движений органов артикуляции; • Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление.
Воспитательные задачи: • Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам; • Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
2. Словарная работа: Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими родственные отношения. • Существительные: семья, внук, внучка, сын, дочь, родители, родня, родственники; • Прилагательные: дружная, большая, счастливая, хорошая, веселая, старший, младший; • Глаголы: любить, помогать, беречь, заботиться, уважать.
3. Предварительная работа: • Рассматривание сюжетной картины «Семья»; • Беседы с детьми об их семьях; • Сюжетно – ролевая игра «Семья»; • Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, братьях; • Занятия по расширению словарного запаса; • Формирование артикуляционных навыков; • Рисование на тему «Моя семья»; • Дифференциация звуков [р], [л] в слогах, словах; • Проведение пальчиковой гимнастики; • Дидактические игры на обобщение и классификацию предметов.
4. Материал и оборудование:
Демонстрационный: Ребус «7я», сюжетная картинка «Семья», «сухой бассейн» с игрушками из киндер-сюрпризов, платок, очки.
Раздаточный: Поделки из LEGO-конструктора, индивидуальные зеркала, пластиковые решетки для пальчиковой гимнастики, цветные картинки – ассоциации, клубки из цветных ниток.
5. Методы и приемы: Словесный – вопросно-ответная беседа, Наглядный – демонстрация картинок, показ предметов, Практический – выполнение заданий, Стимулирование – поощрение в виде награды.
6. Программное обеспечение: «От рождения до школы» под ред Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.
7. Результат: Дети после проведения занятия будут уметь ласково называть своих близких, диффиринцировать сложные звуки, знать и выполнять массаж и пальчиковую гимнастику самостоятельно.
8. Реализация здоровьесберегающих технологий: При проведении занятия учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка, применяется смена видов деятельности, смена поз детей на занятии, наличие эмоциональных разгрузок. Используются оздоровительные моменты, соблюдаются меры по предупреждению травматизма.
Ход занятия: I часть Отгадывание ребуса. Детям предлагается посмотреть на доску и отгадать ребус. На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я. - Какая это цифра? - Какая буква? - А теперь скажите, какое слово получилось? («семья») Показ сюжетной картинки «семья» (отгадка)
II часть Детям предлагается назвать членов своей семьи по имени и отчеству. Ответить на вопросы: кто ты маме, кто ты папе, кто ты бабушке? (Логопед обращает внимание на сюжетную картинку «семья»)
Вопросы: какая эта семья? (большая, дружная, счастливая, хорошая, веселая)
Пальчиковая гимнастика. Работа с решеткой. «Кто живет в моей квартире? » (Квартира – это решетка для раковины, дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно поворачивать в любом направлении «ходить» одной, другой, обеими руками.) Раз, два, три, четыре, Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестра, Бабушка, дедушка и я, Вот и вся моя семья.
Логопед снова предлагает детям посмотреть на сюжетную картинку «семья». Вопрос: ребята, кого из только что перечисленных членов семьи здесь нет? Дети. Здесь нет бабушки и дедушки. Логопед. Верно. А сейчас предлагаю вам отправиться в гости к бабушке. Давайте навестим её! Чтобы добраться к бабушке, нам предстоит плыть на пароходе и лететь на самолете.
Звуковая зарядка. Изолированное произношение звуков [л] – пароход гудит, [р] – самолет летит, сопровождается движениями. Используются поделки из конструктора LEGO, выполненные детьми.
Логопед одевает очки и платок. Появляется перед детьми в роли бабушки.
Бабушка. Здравствуйте, мои дорогие внуки! (называет детей по имени) Как вы подросли! Стали послушнее! А язычки у вас послушные? Выполняется артикуляционная сказка «У бабушки в гостях». Толстые внуки приехали в гости (надуть щеки) . С ними худые – лишь кожа да кости (втянуть щеки, не открывая рта) . Бабушка радостно всем улыбнулась (широкая улыбка, Поцеловать она всех потянулась (имитация поцелуя) . Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка, Чистили мы верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами, Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения языка, С нижними зубками тоже мы дружим (аналогичные движения в нижнем ряду зубов) . А бабушка блинчиков им напекла, («Блинчик») Каждому внуку по три раздала. Новые чашки на стол подала, («Чашечка») Чаю горячего в них налила. (дуть холодной воздушной струей на кисть руки, имитирующую чашку) Блинчики ели с клубничным вареньем, («Вкусное варенье») Это вкуснее, чем просто печенье. Внуки все съели, спасибо сказали, Бабулю родную поцеловали! (имитация поцелуя) Дифференциация звуков [р] и [л] в словах.
Игра «Угощения для внуков».
Бабушка. Внуки мои дорогие! Сегодня я угощаю вас блинами с клубничным вареньем и горячим чаем. А что приготовить вам в следующий раз? Но с одним условием: в названиях блюд должны быть слова со звуками [р] и [л].
Дети делятся на две команды. Девочки называют слова со звуком [р], а мальчики – со звуком [л].
Предполагаемые ответы: [р] – борщ, пирог, ватрушки, пирожок, картошка, вермишель, макароны, мороженое, бутерброд, морс и др. ;
[л] – оладьи, лапша, колбаса, клубника, салат, булки, сладости, пастила и др.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Помоги бабушке смотать клубки».
Бабушка обращается с просьбой к внукам помочь ей смотать распутанные клубки. Составление предложений по картинкам – ассоциациям. Бабушка достает конверт, показывает внукам. - Я получила от вас конверт ко Дню рождения. В нем вместо письма красивые картинки! Что это за картинки? Что вы хотели мне пожелать?
Каждый ребенок берет одну или две картинки и в соответствии с их содержанием произносит пожелание для бабушки.
Например. На картинке изображено улыбающееся солнышко. Варианты ответов: «Бабушка, я желаю тебе всегда улыбаться; желаю быть всегда веселой, радостной, счастливой».
Массаж кистей рук.
«Сухой бассейн» Бабушка достает ведро, заполненное фасолью и горохом. Предлагает внукам опустить туда руки и поискать там подарочки (игрушки из киндер-сюрпризов).
В ведре не соль, Совсем не соль. А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Вы их достаньте без затей! Дети благодарят бабушку за подарочки.
III часть Бабушка. Внуки, понравилось ли вам гостить у меня? Что вам понравилось больше всего? Что было трудным? Благодарю вас за добрые пожелания, которые вы составляли с помощью картинок. Спасибо, что помогли смотать мне клубки. Вы молодцы, потому что придумали много разных вкусных блюд со звуками [р] и [л]. Вы все старались, выполняя артикуляционную гимнастику. Маме и папе передавайте от меня большой привет! Спасибо, что навестили меня. Приезжайте в гости еще! Буду ждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
Занятие по развитию речи. Тема "Слово. Семья"
Познакомить детей с понятием «Слово»; ориентировка в ближайшем окружении; воспитание внимания, любви к своим родственникам....
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".
Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов....
Открытое занятие по развитию речи. Тема: " Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактических игр"Домашние животные и их детеныши""
Конспект открытого занятия в 1 мл.группе для педагогов. Развитие речи "Детеныши и их животные"...
Конспект ОО «Коммуникация» (развитие речи) Тема «Наша дружная семья»
В данном конспекте занятия основная цель направлена, на воспитание любвиви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имена и очества родителей, своего рода и родословной....
Конспект занятия по развитию речи. Тема " Я и моя семья"
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...