«Использование разных видов оздоровительной гимнастики как средство развития ЗКР у детей старшего дошкольного возраста»
материал по развитию речи на тему

Описание методической системы педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Использование разных видов оздоровительной гимнастики как средство развития ЗКР у детей старшего дошкольного возраста»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому, одним из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей.

 

Проанализировав литературу по воспитанию здорового ребёнка и диагностике:

Алябьева Е.Л. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста,

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ,

Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду,

Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов,

Ястребова, А.В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи.

 

Я пришла к идее интеграции разных видов оздоровительной гимнастики во все виды деятельности детей, способствуя тем самым не только оздоровлению, но и как средство развития звуковой культуры речи старших дошкольников

   Новизна заключается в реализации здоровьесберегающих гимнастик как средство развития ЗКР у детей старшего дошкольного возраста:

  • Использование здоровьесберегающих гимнастик в игровой форме на традиционных занятиях, в режимных моментах, свободной и совместной деятельности детей и т.д.
  • Новые формы воздействия с семьей (развлечения «Весенняя звуковая полянка», «Прогулка в осенний лес», «В стране весёлых гласных звуков» и др.).

 

Целью моей деятельности стала систематизация приёмов и методов разных видов оздоровительной гимнастики и использование их во всех видах деятельности как средство развития ЗКР старших дошкольников.

 

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  • Выделить из множества такие методы и приёмы разных видов оздоровительной гимнастики, которые можно использовать как средство развития ЗКР старших дошкольников
  • Разработать перспективный план использования методов и приёмов гимнастики в образовательном процессе
  • Включить их в образовательную деятельность
  • Создать предметно-развивающую среду на основе разных видов оздоровительной гимнастики.

 

Реализовав данные задачи, я предполагала достичь следующих результатов:

  • Улучшение качества речи детей.
  • Развитие мелкой моторики рук детей.
  • Развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание.

Так, мною были отобраны следующие методы и приёмы ЗСТ:

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Основные задачи дыхательных упражнений:Укреплять физиологическое дыхание детей.Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).Тренировать силу вдоха и выдоха.

Дыхательная гимнастика:

-обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи, и интонационной выразительности

Дыхательную гимнастику можно применять во время:

-дидактических игр с элементами движения,

— режимных моментов,

— обучающих занятий.

 

Артикуляционная гимнастика

В артикуляционную гимнастику входит:работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки).Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щек

 

Пальчиковая гимнастика 

Двигательная активность ребёнка помогает лучше развивать его речь, с другой стороны формирование движений происходит при участии речи.Тексты игр, упражнений должны быть рифмованными подсказками к движениям, которые ребёнок быстро запомнит. Стихотворный ритм улучшает произношение, развивает дыхание, темп речи, речевой слух.Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Двигательные упражнения могут содержать элементы психогимнастики, которая учит детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх) 

 

Все эти гимнастики можно применять во время:

— любой специальноорганизованной деятельности

-дидактических игр с элементами движения

— режимных моментов,

— гимнастики после сна, утренней гимнастики,

— игр – драматизаций,

— театрализованной деятельности

— обучающих занятий,

— сюжетно-ролевых игр,

Систематически для родителей проводятся консультации, занятия, развлечения («Весенняя звуковая полянка», «Прогулка в осенний лес», «В стране весёлых гласных звуков» и др.).

Много   полезной информации размещаю в уголке для родителей «Говорим правильно», в папках-раскладушках.

Для систематизации работы мной составлена картотека гимнастик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Спортивные мероприятия оздоровительной направленности как средство развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Детский сад №19 "Снежинка" расположен недалеко от залива Белого моря с одной стороны и недалего от Театрального возраста с другой. Вот почему одной из форм работы является организация походов с детьми...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста".

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"....

Методическая тема «Использование народных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы: Наблюдения за дошкольниками показали, что дети мало и грают в подвижные игры, тем более в русские народные. Дети не умеют действовать в соответствии с правилами, осознанно...

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...

Использование техники нетрадиционного рисования «Батик» как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

laquo;Батик» - техника росписи по ткани интересна и доступна, но еще недостаточно разработана и востребована в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. Озн...