Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-зима"
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    Оксана Викторовна Клочко

    Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-зима"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл "Зимушка-зима"20.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Зимушка-зима» в подготовительной к школе группе с использованием  игровых и здоровьесберегающих технологий.

                                                                                Воспитатель: Клочко

                                                                              Оксана Викторовна

    Цель: Уточнить и расширить представления детей о зиме.

    Задачи:

    • Развивать способность к наблюдению;
    • Развивать диалогическую речь;
    • Учить употреблять в речи сложные формы предложений;
    • Развивать ассоциативное мышление детей;
    • Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
    • Показать богатство родного языка в названиях зимних явлений природы (вьюга, позёмка, пурга, метель, буран).

    Образовательные области:

    • Познавательное развитие;
    • Речевое развитие;
    • Художественно-эстетическое развитие;
    • Физическое развитие.

    Материалы и оборудование: Магнитофон, запись «Метель» Г.Свиридова, музыка для релаксации, материалы для проведения опыта со снегом, иллюстрации по лексической теме «Зима».

    Предварительная работа:

    Чтение: «Старик-годовик» В.Даль, «Про снежный колобок» Н.Калинина, «Проказы старухи зимы» К.Ушинский.

    русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», «Два мороза».

    Познавательный рассказ воспитателя: «Что бывает зимой?»

    Разучивание: «Детство» И.Суриков

    Загадывание: загадок о зиме, о зимних явлениях природы.

    Наблюдение: в природе

    Рассматривание: альбома «Зима»

    Ход:

    Воспитатель читает детям рассказ (под тихую спокойную музыку):

           Растянулись по небу серые тучи, и давай покрывать землю белым, пушистым снегом. Тонким льдом покрылась река. Сосны и ели оделись в тяжёлые снеговые шубы, до самых макушек нахлобучили снежные шапки. Стоят лесные богатыри чинно, спокойно. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, выбежали дети на санках, да на коньках кататься, в снежки играть. И такая тут потеха началась, что мороз не страшен!

    -Ребята, вы, конечно, догадались о каком времени года этот рассказ?

    -По каким признакам вы определили, что это зима?

    -Что за шубы и шапки на деревьях?

    -Чем покрылась река?

    -Почему деревья называют лесными богатырями?

    -Отчего заискрились снежинки?

    -Как вы думаете, у зимы есть запах?

    -Чем она пахнет? (морозной свежестью, снегом, смолистой елью…)

    -Как вы поняли слово «потеха»?

     (Потеха – забава, развлечение).

    -Как вы можете объяснить пословицу «Делу – время, потехе – час».

    Отгадайте загадку:

    Одеяло бело, всю землю одело. (Снег)

    -Как называется явление природы, когда всё время идёт снег? (Снегопад).

    -Какой бывает снег? (Белый, пушистый, хрустящий, мокрый, холодный…)

    Воспитатель ставит перед детьми проблемную задачу:

    -А почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

    Дети рассуждают:

    Снег не пропускает холодный воздух, укрывает от ветра, под снегом теплее.

    -Как вы можете объяснить пословицу «Много снега – много хлеба».

    Снег защищает растения от мороза, весной он растает и напитает землю влагой, урожай будет выше.

    Исследовательская деятельность:

    Воспитатель предлагает детям провести эксперимент: положить на тарелки

    -маленький комочек снега;

    -большой  комочек;

    -средний укутать в тёплую ткань;

    -небольшой комочек положить на пиалу, на белую ткань.

    А сейчас, ребята, мы отойдём от нашей « лаборатории» и только в конце занятия, сделаем выводы из нашего эксперимента.

    Динамическая пауза:

    -Представьте себе, что вы белые, лёгкие снежинки. Подул ветер, и полетели снежинки (звучит лёгкая музыка, дети произвольно танцуют).

    -Ой, сколько снегу навалило! Соберу снег лопатой. Получился сугроб, (дети собираются в «кучу», сидят на коврике).

    -Ребята, а из чего состоит сугроб? (Из снега).

    -А снег? (Из снежинок).

    Какими словами мы можем рассказать о снежинках? (Колючие, холодные, искристые, как звёздочки, лёгкие, как пушинки…)

    Давайте представим, что нам на ладошку упала снежинка, попробуем её сдуть, не улетает. Сожмём крепко кулачки, а теперь раскроем

           Покружилась звёздочка

           В воздухе немножко,

           Села и растаяла

           На моей ладошке.

    Где снежинка, во что она превратилась? (В капельку воды).

    Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, продолжает рассказ: Ребята, зима у нас мягкая, солнце пригреет днём – снег начинает таять, а вечером опять подморозит и вот уже улицы покрылись льдом, ходить скользко, люди падают.                                                                                                  Как называется такое явление природы? (Гололёд).

    Гололёд очень опасен и для людей и для машин, поэтому дорожки посыпают песком, чтобы люди не падали.

    -Ребята, а какие ещё природные явления мы можем наблюдать зимой?

    Дети называют:

    Пурга (очень сильный ветер и снег), буран (сильный мороз, ветер и снег), вьюга (несильный ветер и снег).

    Послушайте, как красиво написал о вьюге А.С.Пушкин:

           Вьюга мглою небо кроет,

           Вихри снежные крутя.

           То как зверь она завоет,

           То заплачет, как дитя.

     позёмка (ветер поднимает снег у самой земли), метель (сильный ветер и снег).

    Звучит музыка «Метель» (композитор - Георгий Свиридов).

    -Какие ассоциации возникают у вас при  слушании этой музыки?

    Выслушивает ответы детей и делает вывод:

    Как богат наш русский язык! Сколько красивых слов для описания явлений зимней природы в нём есть!

    Затем предлагает детям немного поиграть.

    Игровое упражнение «Что неправильно?»

           Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

           Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

           Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

           А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.

           Быстро дайте мне ответ: это правда, или нет?

    Воспитатель предлагает пройти в «лабораторию», чтобы закончить опыт и сделать выводы.

    Рассматриваем с детьми результаты эксперимента:

    -Маленький комочек снега растаял совсем, большой стал рыхлым, потёк, но не совсем растаял, а средний почти не растаял.

    -Почему средний комочек почти не растаял? (Мы сохранили его температуру, укутав его).                                                                                           Какие выводы мы можем сделать?

    -Чем больше снега, тем медленнее он тает. Когда мы зимой подсыпаем снег к корням  деревьев, мы помогаем им перезимовать.

    -Если снег чем- то накрыть, он тает ещё медленнее. В старину, когда не было холодильников – люди использовали плотный снег и лёд для хранения продуктов.

    Подходим к комочку, лежащему на белой ткани, он совсем растаял, на ткани видны крупинки мусора.

    Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?

    -Несмотря на то, что снег кажется белым и чистым, он совсем не такой и поэтому его нельзя брать в рот, там могут быть микробы.

    -Почему ещё нельзя есть снег? (Можно переохладить горло и заболеть).

    Воспитатель благодарит детей за активную работу на занятии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

    Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

    1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

    1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

    1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

    Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Дружба Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»

    Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: ДружбаКонспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы»...