Литературная викторина
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гасенко Надежда Васильевна

НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_literaturnyy_kvn_gasenko_11.15.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по речевому развитию

в старшей группе

МКДОУ детский сад № 24

воспитатель

Гасенко Надежда Васильевна

1.Образовательная область: речевое развитие (чтение художественной литературы)

2. Тема занятия: «Литературная викторина»

3. Программное содержание:

- Образовательная задача: Закреплять умения детей узнавать и назвать автора, название литературного произведения по иллюстрации к книге, по прочитанному отрывку, по фрагменту театрализованной деятельности;

- Развивающая задача: Развивать внимание, память, воображение, художественно-речевые исполнительские навыки детей при драматизации художественных произведений;

- Воспитательная задача: Формировать умение детей взаимодействовать в подгруппе, в парах, индивидуально, воспитывать уверенность в себе и своих возможностях.

4. Словарная работа:

- активизация словаря: названиями сказок, фамилии писателей;

5. Индивидуальная работа с детьми: развитие художественно-речевых исполнительских навыков детей при драматизации художественных произведений в поэтической и прозаической форме;

6. Предшествующая работа с детьми по подготовке к педагогическому материалу: 

Чтение произведений:

 К. И. Чуковского: «Федорино горе», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха- цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Айболит»;

Н. Носова: «Прятки», «Живая шляпа», «Огурцы», «На горке», «Карасик», «Три охотника», «Затейники» и другие;

В. Сутеева: «Про цыплёнка», «Палочка- выручалочка», «Кто сказал мяу»;

С. Я. Маршака: «Детки в клетке», «От одного до десяти», «Синьор помидор», «Почта», «Цирк», «Самое любимое»;

Ш. Перро: «Волшебные сказки» («Красная шапочка», «Золушка», «Волшебница», «Мальчик с пальчик»);

Л. Н. Толстой: «Косточка»;

Народные сказки: «Заюшкина избушка» (русская), «Пых» (белорусская), «Два жадных медвежонка» (венгерская)

Беседа с детьми: «Что такое КВН?»

Формирование команд, выбор их названия, девиза, изготовление эмблем, подготовка к домашнему заданию (драматизация отрывков по сказкам «Заюшкина избушка», «Пых», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского, «Красная шапочка» Ш. Перро).

7. Организационный момент (сбор команд, создание мотивации образовательной деятельности, совместного партнерства).

8. Ход занятия:

1 часть (вступительная)

Звучит гимн КВН, команды входят в группу, занимают свои игровые места.

Воспитатель: Раскрывайте шире двери!

Заходите поскорей

КВН скликает тут

Всех друзей и всех подруг!  

- Сегодня мы с вами играем в КВН. Играют две команды: команда - «Всезнайки»

- Ваш девиз:

«Ни шагу назад, нисколько на месте,

  А только вперёд, и только вместе!»

 Команда - «Книгоносики»

- Ваш девиз:

«Мы дружные ребята, в КВН играть хотим

Всех сегодня победим!»

 - А оценивать ваши ответы будет  жюри: Наталья Анатольевна, Екатерина Антоновна

 Евгения Григорьевна.

- Ребята, вы много знаете сказок, рассказов, знаете писателей, которые их написали, и сегодня в игре вам эти знания пригодятся. Итак, мы начинаем КВН.

2 часть (основная)

(На столах разложены книги со сказками, рассказами).

- Первый конкурс «Узнай книжку»

 - Ребята, посмотрите, на столах разложены книги со сказками и рассказами, они вам хорошо знакомы. Слушайте внимательно задание: нужно выбрать себе пару из своей команды, вместе подойти к столам, выбирать ту книгу название и автора которой вы знаете, после этого возвращаетесь на свое место.  Когда все пары выберут книги и займут свои места, по очереди нужно будет представить название книги и  кто её напасал.

Пример: К. И. Чуковский - «Айболит».      

-  Правильно. Мы вспомнили названия книг, и их авторов. Жюри подводит первые итоги.

- Следующий конкурс «Из какой книги этот отрывок?»

- Каждой команде я буду читать отрывок из книги, если вы узнали и назвали сказку, то правильный ответ появится на экране.

 Задание команде «Всезнайки»:                                 Задание команде «Книгоносики»:

                                                 

1.Испугался дед и бежать.                                          1.Так и шла делёжка,

Бежит мимо морковки,                                               Медвежата только чёрными носами

Бежит мимо свеколки, аж                                           водили туда- сюда, от большего к

Пятки сверкают.                                                          меньшему, от меньшего к большему

Еле живой до хаты добрался (сказка «Пых»).         куску (сказка «Два жадных медвежонка)

2.Плачет девочка навзрыд,                                               2.И вывихнуто плечико

А Кузьма ей говорит:                                                        У бедного кузнечика,

-Не зальёшь огня слезами,                                                Не прыгает, не скачет,

Мы водой потушим пламя («Пожар» С. Я. Маршак)    А горько, горько плачет («Айболит»                        

                                                                                                                              К. И. Чуковский)

3.«Эй, вы, глупые тарелки,                            3.За обедом отец говорит:                      

Что вы скачите, как белки?                           «А что дети, не съел ли кто-нибудь одну слив?»

Вам ли бегать за воротами                             Все сказали: «Нет»

С воробьями желторотыми»                          Ваня покраснел, как рак и сказал тоже:

(«Федорино горе» К. И. Чуковский)             «Нет, я не ел» («Косточка» Л. Н. Толстой)

- Ребята, вы умники и умницы. Правильно назвали, из каких книг эти отрывки и кто их написал. Жюри подводит итоги, а у нас музыкальная пауза.

Проводится музыкальная игра «Колобок».

После игры команды занимают свои места. Жюри знакомит с результатами первых двух конкурсов.

- Третий конкурс домашнее задание: «Узнай сказку».  

- Команды могут подготовиться. Звучит музыка. Дети надевают костюмы для драматизации сказок.

 - Команды готовы! Слушайте задание: команда «Книгоносики» показывает отрывок из сказки, а ребята из команды «Всезнайки» должны, догадаться из какой сказки эти герои.

1. Команда «Книгоносики»

Появляется сказочный герой (ребёнок в костюме доктора)

-Здравствуйте дети! Что такое, неужели ваши дети заболели?

- Да, да, да! У них ангина, скарлатина, холерина, дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит! 

-Ладно, ладно побегу, вашим детям помогу! («Айболит» К. И. Чуковский)

 

1. Команда «Всезнайки»

Появляется сказочный герой (ребёнок изображает ёжика).

- Ппы- ппы-хх, ппы- ппы-хх! Не Алёнка ли это?

Не по репку ли пришла! (белорусская народная сказка «Пых»)

2. Команда «Книгоносики»

На кровати лежит волк, рядом сидит Красная шапочка.

-Бабушка, почему у вас такие большие руки?

-Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё!

-Бабушка, почему у вас такие большие уши?

-Чтобы лучше слышать тебя, дитя моё!

-Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

-Чтобы лучше видеть тебя, дитя моё!

-Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

-Чтобы поскорее съесть тебя, дитя моё! (сказка «Красная шапочка» Ш. Перро)

2. Команда «Всезнайки»

В домике сидит заяц. Лиса подходит к домику зайца.

- Зайка, миленький, открой, замерзаю как зимой.

Мерзнут лапки, мерзнет хвостик, ну, пусти меня хоть в гости.

- Нам вдвоем не будет тесно, это даже интересно

Вместе будет нам теплей, и конечно, веселей.

- День проходит, два проходит, и лисе на ум приходит выгнать зайчика-трусишку и одной зажить в домишке.

- Надоел ты мне косой, и смотри, не спорь с лисой!

Ну-ка, быстро собирайся! Вон отсюда, убирайся! Вон пошел, пошел, пошел!

Зайчик уходит плача. (русская народная сказка «Заюшкина избушка»)

 

3 часть (заключительная)

Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Предоставляем слово жюри.

Члены жюри представляют свое решение.

4 часть (итог занятия)

Ребята, вы сегодня показали, как хорошо вы знаете сказки, рассказы, правильно назвали фамилии писателей. Эти знания вам помогут, когда вы будете раскрашивать картинки из сказок, которые я вам дарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная викторина по рассказам Н.Носова

Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...

Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"

Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...