Познавательно-речевое развитие детей с ОНР посредством дидактических игр
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы.

Значение игры в период детства неоценимо. Она является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться ее светом должны помочь мы, педагоги.

Я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР. В настоящее время уделяется пристальное внимание развитию речи. И считаю, что важно не упустить время становления познавательно-речевого развития детей. С первого посещения группы, знакомим детей со словами:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен проговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Создаем необходимые условия, в которых ребенок развивает свои интеллектуально-творческие способности.

Однако далеко не все дети дошкольного возраста могут овладевать речевыми умениями и нормами. При стихийном речевом развитии немногие дети достигают высокого речевого уровня, только специальное обучение, когда ребенок вовлекается в речевую работу, может помочь развить у ребенка все стороны речи. Все современные технологии это не просто обучение, а приобщение маленького человека к жизни. Такие технологии ориентируют на индивидуальность ребенка, активизируют его мозг, способствуют становлению речи.

Для реализации своих задач использую развивающую среду, технические средства и дидактические игры, с помощью которых добиваюсь эффективных результатов в развитии речи.

Дидактические игры использую для профилактики речевых нарушений, обучения звукопроизношения, закрепляют знаний, умений, навыков связной речи. Игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, создают интерес и помогают соревноваться между собой.

Для активизации познавательно-речевой активности я создаю условия, в которых ребенок развивает через игры свои способности.

В настоящее время уклад жизни изменился, огрубели нравы общества, нарушилась культура и речевые традиции. Поэтому нам, воспитателям, важно ориентироваться на интересы ребенка, содержание игр, использование новых технологий, форм методов обучения и приемов в развитии игровых умений.

В дошкольном возрасте дети способны запомнить то, что говорят и показывают взрослые, исправляют допущенные ошибки.

Подражая взрослым, дети приобщаются к истокам народной культуры, добру, красоте, игре, экспериментированию и т.д.

Весело играя, дети с желанием включаются в процесс обучения.

Чтобы ребенок меньше огорчался из-за того, что неправильно произносит слова, я использую в работе дидактические игры, которые способствуют созданию условий для самоорганизации.

Перед игрой ставлю различные задачи (пробудить интерес, развлечь детей, доставить радость, воодушевить, помочь правильно разговаривать, совершенствовать координацию и др.)

Я стараюсь соединить воедино все структурные компоненты игры, мы вместе с детьми готовим необходимый материал: нужные картинки, мастерим символы, рисуем. Перед игрой обсуждаем игровые задачи, правила, ход игры.

На основе полученных знаний, во время проведения таких игр дети учатся действовать по правилам, выразительно передают разные образы, ритмично выполняют движения, согласовывают их с текстом, ориентируются в пространстве и т.п.

Играя, дети становятся вежливыми, сдержанными, активными, сознательными, самостоятельными, умеющими найти нужную информацию, готовы помочь соперникам, могут использовать свои знания, стремятся улучшить свой результат или победить.

Но играя самостоятельно, старшие дети не всегда хотят соблюдать правила игры. Особое внимание обращаю на честность, требовательность друг к другу, внимательность, критическое отношение к сверстникам.

Если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, я вмешиваюсь, прихожу на помощь. Правильный подбор дидактических игр умелая их организация оказывают огромное влияние на дошкольника: дети учатся играть, слышать себя, слушать и понимать других. Следует заметить, что реализовывать дидактические игры проще наглядно.

Занимательные игры, сделанные руками воспитателя, всегда для детей более интересны для детей, чем магазинные со строгими правилами. Нетрадиционные пособия делают игры и занятия веселыми и интересными, помогают развивать ребенка, закрепляют поставленные звуки, меньше утомляют детей.

Я решила обосновать методы речевого развития, для этого изготовила новые дидактические игры, которые стараюсь регулярно менять.

Предлагаю вам, коллеги, познакомиться с играми, которые я использую в своей работе. Дети любят подражать, поэтому им очень нравится игра.

1. “Мышка-говорушка”

Надев на руку игрушку, я провожу всевозможные упражнения для развития артикуляционного аппарата. С помощью Мышки показываю детям правильную постановку язычка.

Используемые стихи, помогает более интересно организовать игру. Играя с Мышкой, дети развивают дыхание, голос, мелкую моторику рук.

2. Игра “Опиши меня”

Помогает развивать связную речь, закрепляет умение детей составлять описательные рассказы.

3. Игра “Маленькое слово”

Развивает зрительное восприятие, активизирует умение называть предлоги и придумывать предложение с ними.

4. Игра “ Говорящая ладошка”

Формирует умение называть звуки, используя символы.

5. Игра “Какая каша?”

Расширяет представление об окружающем мире, формирует навык образования относительных прилагательных.

6. Игра “Ходит капелька по свету”

Формирует интерес к чтению, умение называть гласные, согласные звуки, составлять слоги, развивать силу голоса.

7. Игра “Солнышко”

Помогает четко произносить звуки, активизирует психические процессы: память, внимание, мышление, автоматизирует звуки с, з, ц, л, ль, ш, щ, ж, г, р.

8. Игра “Волшебный круг”

Используется для расширения и активизации словаря, закрепляется порядковый, количественный счет.

9. Игра “Веселый паровоз”

Повышает интерес к звуковому анализу, учит делить слова на слоги, развивает фонематический слух.

10. Игра “Слоговая гусеница”

Формирует умение составлять слова из 1, 2, 3, 4 слогов на предложенный звук,

11. Игра “Нажми кнопочку”

Развить мелкую моторику рук

12. Игра “Звуковые человечки”

Помогает грамматически правильно говорить, развивать и закреплять четкое произношение звуков родного языка, учит называть твердые и мягкие звуки, учит составлять схему слова

Таким образом: роль дидактических игр в познавательном-речевом развитии дошкольников имеет огромное значение, с их помощью они получают необходимые знания.

Играя в дидактические игры, я способствую раскрытию индивидуальных способностей, развитию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку в группе, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».

Интересный материал для педагогов  по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....

Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...

Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                       Тема самообразования:«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредс...