Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пробуем сочинять загадки".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Муковня Елена Сергеевна

Конспект НОД по развитию речевого творчества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы

«Пробуем сочинять загадки».

Программное содержание

Формировать представления детей о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека: о том, что книга является результатом деятельности писателя, художника, работников типографии.

Закреплять представления о некоторых особенностях литературных жанров (сказка, рассказ, пословица, стихотворение, загадка).

Создать условия для развития речевого творчества детей при сочинении загадок разных видов (загадки-описания, загадки-отрицания), используя методы ТРИЗ.

Воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результату; прививать бережливость, аккуратность к вещам.

Предварительная работа

Ознакомление детей с ролью книги в жизни человека (от каменных росписей до современных книг); чтение литературных произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки, загадки); дидактические игры «Опиши предмет», «Отгадай, что задумали» и т. п.

Материалы

Выставка книг, цветные карандаши, таблицы.

Ход

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Нет языка, а рассказывает.

Дети. Это книга.

Воспитатель. Правильно, это книга. Ребята, вспомните, мы с вами ходили в библиотеку и нас знакомили с историей возникновения книг. Какими раньше были книги?

Дети. Книги были каменные, глиняные, деревянные.

Воспитатель Молодцы! Да, раньше книги были тяжелыми, и изготавливать их было сложной, трудоемкой, долгой работой. Ребята, скажите, а сейчас, в настоящее время, кто участвует в создании книги?

Дети. Сейчас принимают участие в создании книг писатели, поэты, художники и типографские работники.

Воспитатель Ребята, у нас в группе есть небольшая библиотека. В ней находятся разные книги. Книг очень много: разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся отрывки, которые я буду вам зачитывать. «Жила-была в далеком королевстве маленькая Принцесса. Однажды она пошла погулять, наступила в волшебную лужу и попала в Волшебную страну».

Дети. Это сказка.

Воспитатель. Молодцы. Слушайте дальше.

        Звонко капает капель

        По весенним лужам.

        Здравствуй, мартовский денёк!

        До свиданья, стужа!  

Дети. Это стихотворение.

Воспитатель. «Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький».

Дети. Это рассказ.

Воспитатель. «Мороз не велик, а стоять не велит».

Дети. Это пословица.

Серый зайка вырвал травку,

Положил ее на лавку.

 Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет.

Дети. Это считалка.

Воспитатель

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети. Это загадка.

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Как вы уже говорили, у нас есть книги с рассказами, есть книги со сказками. А вот книги с загадками нет. Ребята, а хотели бы вы сами создать свою книгу загадок?

Дети. Да, хотим!

Воспитатель. Что для этого нужно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель Сначала надо придумать загадки, записать их, затем можно нарисовать ответы. Придумать вы сможете? Записать вы сможете? А писать буквы вы все умеете? Как же нам быть?

Ответы детей.

Воспитатель. У меня есть таблица, в которой можно не писать слова, а зарисовать символы. Каждый из вас придумает свою загадку, зарисует символы в пустые клетки.

Работа детей на своих местах, воспитатель помогает, напоминает.

Воспитатель Давайте посмотрим, что у нас получилось. Загадаем загадки друг другу.

Дети по очереди «читают» свои загадки, остальные дети отгадывают.

Воспитатель. Ребята, чья загадка была интересной? Чья загадка была сложной?

Ответы детей.

Воспитатель Ребята, как вы думаете, наша книга уже готова?

Дети. Нет, не готова.

Воспитатель. Почему? Что еще необходимо сделать?

Дети. Надо сделать обложку, сшить или приклеить листы.

— А еще нарисовать рисунки.

Воспитатель. Конечно, нам нужно довести наше дело до конца. И у нас будет своя книга загадок.

Оформление работ с детьми в свободной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Сочинение сказок по загадкам, стихам»

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сочиняем сказку про Никельку»

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»

Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Попробуем сочинить сказку»

Цель: Развивать у детей словесное творчество, фантазию, воображение.Задачи: на основе русской народной сказки «Колобок», приду мать новую сказку, где доверчивый колобок превращается в злог...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Попробуем сочинить сказку» «Колобок – великан»

Цель: Развивать у детей словесное творчество, фантазию, воображение.Задачи: на основе русской народной сказки «Колобок», приду мать новую сказку, где доверчивый колобок превращается в злог...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...