Главные вкладки

    "Нетрадиционные методы развития речи детей старшего дошкольного возраста"
    статья по развитию речи (старшая группа) по теме

    Дарвина Елена Александровна

    Использование мнемотаблиц,мнемодорожек,пиктограмм для обучения рассказыванию,пересказу,составлению описательных рассказов.Особенности методики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Нетрадиционные методы развития речи детей старшего дошкольного возраста»

       В настоящее время перед  нами - педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей, навыков владения грамотной связной речью.  Традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами, опыт работы с  детьми показывает, что эффективность занятий возрастает, только в случае, если ребенок проявляет к нему интерес. Например: традиционные повторы одного и того же рассказа детьми на занятиях делают их скучными, монотонными, не интересными. Для обучения рассказыванию, пересказу, составлению описательных рассказов я использую разнообразные приемы:  мнемотаблицы, мнемодорожки, схемы, пиктограммы(слайд).

       Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

      Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания.  
     
    При использовании различных схем  дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам  дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования (слайд№1)                                                                                                                                    В старшем дошкольном возрасте мы  осуществляем подготовку детей к обучению грамоте: речь впервые становится для детей предметом изучения. Развиваем у них отношение к устной речи как языковой действительности; даем  такие понятия как слово, слоги, звуки, предложения. Поначалу у детей бывают затруднения в различении этих понятий. На помощь приходят пиктограммы. Детям легче подбирать наиболее подходящие слова, строить простые и сложные предложения.

       С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок мы с детьми пересказываем тексты, учим загадки, стихотворения(слайд№2). Ко дню матери с девочками разучили стихотворение «Обязательно буду я мамой». Использование  опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекло детей, превратило занятие в игру. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. В процессе работы мы для себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока идет кодировка его в пиктограммах, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка слова к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.                                                                                                   Использование мнемотехники в работе по обучению пересказу,  облегчает запоминание произведения, с опорой на графическое изображение, оно  помогает ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

     Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.( Слайд №3)сказка «Под грибом»

    Использование пиктограмм  лучше начинать со знакомых произведений со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.


    Обучение составлению
    описательных рассказов также очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.
    Для  облегчения составления описательных рассказов, использую схемы.

    Например: Описание лисы.(Слайд №5)
    (слайд по теме «Моя семья», «Моя мама», «Рассказ о себе»№6) Дети с удовольствием рассказывают  о своей семье, о родителях, о себе, о друзьях.

       Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д.

        В работе по рассматриванию и беседе по  картине , использую метод «Подзорной трубы и моделирования». Берется обыкновенный лист бумаги, свертывается в трубочку, и детям предлагается в соревновательной форме назвать  как можно больше предметов, увиденных на картине, дети с азартом изучают всё изображенное на картине, не пропуская без внимания ни одного предмета (слайд№7).

       Старшие дошкольники могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки. При этом они проявляют свое творчество, сочиняя рассказы на заданный сюжет.

                                               Пиктограммы можно использовать для игр:

    «Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», воспитатель  читает рассказ, а ребенок показывает пиктограмму согласно тексту.

    «Продолжи рассказ», раздаются  пиктограммы, читается рассказ, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

    «Расставь правильно»,  пиктограммы расставляются в неправильном порядке, воспитатель читает рассказ. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

    «Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно составляет рассказ.

       Использование наглядного моделирования  дает положительный результат в развитии связной речи детей. Они учатся добывать информацию, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.(Слайд №8)

        В нашей группе так же мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики , так как всем известно что она тесно связана с развитием речи. Используем различные шнуровки, нанизывание бус, игры с прищепками, песком, мелкими предметами. Выкладывание из ниток букв, рисование на песке, рисование мелкой и крупной солью.                                                     Помимо пальчиковой гимнастики использую элементы Су-Джок терапии.

           Эта процедура значительно улучшает движение рук, поднимает настроение ребенка(слайд№9)

    С помощью шаров – «ежиков» ,каштанов, шишек, шестигранных карандашей   детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

    Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

    Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием , лепкой, письмом или в качестве физкультминутки .

    Пальчиковая игра «Ёжик»

    Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

    Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

    на клубочек ты похож.

    (дети катают Су- Джок между ладонями)

    На спине иголки

    (массажные движения большого пальца)

    очень-очень колкие.

    (массажные движения указательного пальца)

    Хоть и ростом ёжик мал,

    (массажные движения среднего пальца)

    нам колючки показал,

    (массажные движения безымянного пальца)

    А колючки тоже

    (массажные движения мизинца)

    на ежа похожи

    (дети катают Су-Джок между ладонями)

     Для улучшения звукопроизношения, синхронизации работы речевой и мелкой моторики использую артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики. (слайд №10) Первоначальное разучивание комплекса упражнений происходит на занятиях логоритмики и индивидуальных занятиях с логопедом. В группе использую в качестве физминутки при проведении  образовательной области "Коммуникация», «Обучение грамоте»,в режимных моментах.

    Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, она  синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

    Комплекс упражнений биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляции звуков.

    С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки», счёт, музыка, стихи.

    Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается.

    Упражнение «Фонарики». Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

    Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам  из одного уголка губы в другой.

    Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

    Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

    Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.

    (слайд№11)

     Использование разнообразных нетрадиционных методов в моей работе дают определённые результаты.  Связная речь детей значительно улучшилась, дети достигли хорошего уровня развития мелкой моторики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод моделирования сказок, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

    «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

    Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

    «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

    Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

    Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

    Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

    Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

    В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

    Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

    В презентации рассматриваются направления, цели и задачи, этапы работы со сказкой методом моделирования. Представлен опыт работы....

    Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

    Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....