"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шабанова Светлана Александровна

Я размещаю занятие по развитию речи для старших дошкольников по теме :"Зимующие птицы". С этим занятием я принимала участие в районном конкурсе "Воспитатель года 2012" и заняла 3 место. Занятие очень интересное, необычное, как для детей, так и для педагогов. Надеюсь, что его будут применять педагоги в своей работе.

Программное содержание занятия:

-Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.

-Развивать память и внимание детей, развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.

-Развивать умение детей составлять описательный рассказ и зашифровывать его, используя условные обозначения. Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

-Развивать связную речь детей, обогащая её за счет однородных, второстепенных членов предложения, родственных слов.

-Воспитывать у детей желание в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие по развитию речи в подготовительной  группе

 (образовательная область Коммуникация)

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Шабанова Светлана Александровна (г.Михайловск, Ставропольский край).

«Зимующие птицы»

Программное содержание:

Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.

Развивать внимание и память детей, развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Развивать умение детей составлять описательный рассказ и зашифровывать его, используя условные обозначения. Развивать умения детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

Развивать связную речь детей, обогащая её за счёт однородных, второстепенных членов предложения, родственных слов.

Воспитывать у детей желание в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели. 

Ход занятия:

Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут Светлана Александровна!

Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Закройте глаза. Откройте.

У меня на подносе кисть винограда. Все ягоды разные, но они крепко держатся  за веточку, дружат с ней. Вот так и вы , ребята, все разные, но крепко должны держаться друг за друга и дружить. Угостите друг друга.

Воспитатель: Ребята,  я расскажу вам одну занимательную историю, а о ком вы догадаетесь, прослушав аудиозапись.

Слушание аудиозаписи «Птицы в лесу».

Я расскажу вам о том, как зимующие птицы в нашем краю президента выбирали.

- Назовите зимующих птиц.

- А почему их называют зимующими?

 (Они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях).

- Почему они не улетают? (Потому что они могут добывать себе корм: они питаются не только насекомыми, но и семенами, зёрнышками, семечками).

А сейчас представьте себя птицами. Давайте полетим  в свои дома, чтобы наконец таки услышать эту  историю.

Воспитатель: Как  вы думаете, каким должен быть птичий президент? (Какими качествами он должен обладать?) (Справедливым, добрым, трудолюбивым, красивым, полезным, весёлым, бойким …).

Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы зимующих птиц постоянно. И вот кандидатами на роль президента стали …  как вы думаете,  какие птицы? (Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клёст) 

Воспитатель выставляет картинки  с изображением этих птиц на наборное полотно. 

Конечно же,  на выборы слетелись целые стаи птиц. Внимание на экран.

1 слайд С воробьем прилетела стая …воробьев.

Продолжайте:

2 слайд (Саша…)

Воспитатель: Сову, Клёста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?

Дети: Сова недобрая хищная птица. Она может обижать и птиц и зверей. Днём она спит, а ночью охотится.

Клёст - живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У Клеста клюв крючком – это не всем может понравиться.

Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах. Значит, он не может в это время представлять зимующих птиц.

(Воспитатель убирает картинки: «Сова», «Клёст», «Снегирь».)

 Игра – конкурс «Птичьи моды».

Воспитатель: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе? (Да) (представьте, что вы превратились в птиц)

Ребята, вы должны двигаться по всей группе, изображая птиц – модниц, медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя, с окончанием музыки, вы  должны остановиться,   приняв  красивую позу.

Воспитатель: Повторяйте за мной.

На одной ножке покручусь и в зимующую птицу превращусь.

 Воспитатель: Именно так всё и было.

 Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными. Серый, чёрный и коричневый цвета были не модными в этом сезоне и их убрали с предвыборной компании.

Конкурс – показ мод выиграли: Сорока, Синица и Дятел. 

Воспитатель убирает картинки: «Ворона», «Воробей». Остаются картинки: «Сорока», «Синица», «Дятел».

Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица, Дятел. Как вы думаете, почему? Именно из-за своего красивого, яркого оперения.

Воспитатель: Ребята, давайте с помощью схем – помогалочек  расскажем о каждой птице. Давайте рассмотрим, что обозначает каждый условный знак.

Рассказы детей с помощью схем.

Воспитатель: Какие замечательные рассказы у вас получились.

Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, Синица и Дятел строители. Они попросили показать им свои гнёзда.

 Воспитатель выставляет картинки: «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».

Воспитатель: У кого какое гнездо? Опишите.

Дети: У Сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью. От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.

У Синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синицы приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты. Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.

У Дятла большое глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.

Дятел выдалбливает дупло целых две недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями и пухом.

 Воспитатель: Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы хорошие строители. Но выбрали всё – таки два самых тёплых, надежных и уютных гнезда.

Как вы думаете, чьи они были? (Они выбрали гнездо Сороки и дупло Дятла. В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут).

 Воспитатель убирает картинки: «Гнездо синицы» и «Синицу».

Воспитатель: Чтобы зрители  - птицы не устали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им физкультминутку.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – всё летали и летали, 

Птицы в воздухе кружились, на дорожку опустились,

 Воспитатель: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это нехорошо.

 Дети: Дятел – очень полезная птица. Его называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жуков и бабочек.

 Воспитатель: Что бы случилось с лесом, если бы в нём не было дятлов?

 Воспитатель: Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран … (Дятел).

 Воспитатель убирает картинку «Сорока».

А сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру «Покорим птиц»

 Вы должны подобрать к каждой птице корм»

 Дидактическая игра «Питание птиц зимой».  Слайд –шоу.

Воспитатель выставляет предметные картинки:

Семена, ягоды, почки растений – (Дети) – снегирь.

Мелкие грызуны – сова.

Крошки, зерна, ягоды, остатки пищи – воробей.

Отбросы пищи, корки, кусочки мяса – ворона.

Зёрна, семена, корки, отбросы пищи – сорока.

Семена еловых и сосновых шишек, достает личинки насекомых из – под коры – дятел.

Зёрна, семена, ягоды, семечки, несолёное сало, мясо – синица.

Воспитатель: Ребята, птицы просили вас выделить отличительные черты дятла.

  Нужно из двух предложенных мною слов составить одно.

Игра с мячом, отвечает тот, кто поймал мяч.

 (Дидактическая игра «Сложные слова» с мячом)

- Черные крылья  (какой)– чернокрылый.

- Короткий  хвост – короткохвостый.

- Белая грудка – белогрудый.

- Острый  клюв – остроклювый.

- Круглые глаза – круглоглазый.

Красная голова -  красноголовый

Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу о дятле то,  что мы еще не сказали.

Воспитатель:  (Дятлы не поют, только кричат. А ещё они барабанят по сухой ветке или по стволу, издавая звук «тррр-тррр-тррр!». Поэтому дятла  называют лесным барабанщиком. Дятлы по очереди долбят дупло. Дно его устилают опилками. Сухой травой, листьями,        перьями и пухом. Там у них вылупляются птенцы. Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать.

Итог:  Воспитатель: Как много нового и интересного мы узнали о  дятле.

А о ком мы еще сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось?

Продуктивная деятельность:

Конечно, президентом нашего леса стал дятел, но без других птиц выборы не состоялись. Я предлагаю вам изобразить птиц на этом панно. (Дети совместно с воспитателем составляют картину на ткани и дарят её членам жюри). А вам, уважаемое жюри предлагаем помочь назвать эту картину.

Какое название вам понравилось?

Воспитатель: Дорогие ребята! Президент зимующих птиц издал первый свой указ: Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!"

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Зимующие птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их кормушки зимой не пустуют.

Пусть эти замечательные птички станут вам верными друзьями и напоминают о нашей с вами встрече!!! (воспитатель дарит детям сувениры птиц).До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...