КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

ЩЕКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ЛОГОПЕД МДОУ ЦРР № 14 «ЁЛОЧКА»  ЩЕКИНА Н.В.

 

Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:

-Знакомство с творчеством русского художника- пейзажиста Саврасова.

-Обобщение знаний детей по теме «Ранняя весна».

-Активизация и обогащение словарной лексики :слова- признаки, глагольная лексика / приёмы «обживания» картины и использование сенсорных табличек.

-Активизация связной речи через использование приёма выдвижение гипотез и обоснования своих предположений / «картина в щёлку»/.

-Развитие диалогической речи.

 

Материал: Репродукция картины, сенсорные таблички к модели «Ранняя весна», шапки-маски грачей, схемы для образование глаголов приставочным способом, модели к разным лексическим категориям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ЛОГОПЕД МДОУ ЦРР № 14 «ЁЛОЧКА»  ЩЕКИНА Н.В.

Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:

-Знакомство с творчеством русского художника- пейзажиста Саврасова.

-Обобщение знаний детей по теме «Ранняя весна».

-Активизация и обогащение словарной лексики :слова- признаки, глагольная лексика / приёмы «обживания» картины и использование сенсорных табличек.

-Активизация связной речи через использование приёма выдвижение гипотез и обоснования своих предположений / «картина в щёлку»/.

-Развитие диалогической речи.

Материал: Репродукция картины, сенсорные таблички к модели «Ранняя весна», шапки-маски грачей, схемы для образование глаголов приставочным способом, модели к разным лексическим категориям.

Ход занятия:

1 . Рассматривание картины в щелку, выдвижение гипотез об изображённом. Обоснование своего предположения.

2. Рассматривание репродукции. Рассказ о художнике. Вопрос к детям: Что такое пейзаж? /пейзаж- изображение природы./

- Выделение основных объектов изображения (ЧТО изображено? КТО изображён?)

-Описание объектов ( Какой снег? Какое небо? Какие берёзы?- подбор слов признаков к объектам)

-Работа со схемой ( Кто ? /грачи/ Что делают? /летают, суетятся, гнездятся, ищут, вьют. . . .)

-Кто ? /грачи/ Какие? : суетятся- суетливые, кричат- крикливые, шумят-шумливые...

-Нахождение объекта к действию или признаку:

/Про что на картине можно сказать: пробуждается, радостное, прозрачный нежные. . ./

-Образование слов действий приставочным способом с опорой на буквенную схему:

С- летать, при- летать, пере- летать, вы- летать, об- летать. . .

- Глядя на картину, составить предложения с образованными словами-действиями / Грачи облетают поля. Грач слетел с берёзы за веточкой. Грачи Вылетели из гнёзд и кружат над деревьями. . .

3.Физкультминутка/ согласование речи и движений/

Берёза в белом сарафане

Весною водит хоровод.

Звенит серёжками так нежно

И в гости птичек всех зовёт.

Раскинет свои руки-ветви,

Опустит ветви пальцы вниз,

Подставит солнышку листочки,

Чтоб лучик на ветвях повис.

4. Приём «вхождения в картину»

-Представьте, что мы стоим под этими берёзами и слушаем крики грачей. О чём они говорят, спорят. Может они рассказывают о трудностях перелёта? А, может, спорят, отстаивая право на гнездо? Как вы думаете, о чем кричит грач, прилетевший с дальних полей. О чём сообщает своим соседям грач, нашедший тонкий прутик под берёзой?...

Обыгрывание диалогов с использованием масок. Поощрение интересных версий предположений, использование приёмов выразительности / сила голоса, пантомима../

    5.Подготовленный ребёнок рассказывает стихотворение, выученное  с опорой на наглядный план- подсказку. Задание детям: назвать приметы ранней весны, описанные в стихотворении. Ребёнок сам оценивает ответы товарищей, уточняет, цитируя строчки из стихотворения.

Весна приходит за зимой,

Тепло приносит нам с тобой.

Приносит небо голубое,

Сосульки, пенье ручейка,

Проталины и первоцветы

И таянье на речках льда.

Приносит первые листочки

И нежность шёлковой травы,

И лопанье душистых почек,

Садов прекрасные цветы.

Птиц перелётных новоселье.

И насекомых звонкий рой.

Конец медвежьей зимней спячки

Приносит в лес весна с собой.

6. Работа с рисунком -моделью «Ранняя весна».

Дети получают сенсорные таблички, описывают их свойства, находят объект на картине, подходящий под эти определения, приклеивают табличку на объект (Табличка мягкая, грязная, серая, как осевший весенний снег. Голубая, переливающая, прозрачная, как весеннее небо...)

ИТОГ: - На занятии в изостудии мы с вами сделаем коллективную работу-коллаж «Ранняя весна»  и еще раз закрепим признаки весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна прилетели птицы».

                         Основная образовательная область «Познание»Интеграция: «Коммуникация»,«Со...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи, основам грамотности «Птицы прилетели – весну принесли»

Конспект занятия по развитию речи, основам грамотности«Птицы прилетели – весну принесли» Тема: «Птицы прилетели – весну принесли»Цель: Закрепление представлени...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....